Методы оценки обоснованности управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы объясняется тем, что от правильно принятого решения зависит успех деятельности и эффективность работы компании, и оценка обоснованности этого решения играет немаловажную роль. Таким образом, цель данной курсовой работы – проанализировать существующие методы оценки управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи: Ознакомиться с понятием «управленческое решение»; Проклассифицировать управленческие решения; Рассмотреть процесс принятия решений;
Изучить методы принятия управленческих решений; Исследовать критерии эффективности управленческого решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 5
1.1. Управленческое решение: сущность, виды 5
1.2. Этапы принятия управленческих решений 9
1.3. Методы принятия управленческих решений 14
2. ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 20
2.1. Критерии оценки управленческого решения 20
2.2. Методы оценки управленческих решений 24
2.3. Методы оценки обоснованности управленческого решения 30
3. Особенности реализации управленческих решений на предприятии «Беларуськалий» 34
3.1. Процесс управления на примере предприятия «Беларуськалий» 34
3.2 Возможные решения проблемы повышения эффективности решений 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Вложенные файлы: 1 файл

курсачок мой.docx

— 89.97 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету «Менеджмент»

 

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОБОСНОВАННОСТИ

УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

 

 

 

 

 

Специальность «Экономика и управление на предприятии»

 

 

 

 

Автор работы

Студентка 3 курса д/о, 3 группы                                                      Ю.А. Горбаль

 

 

 

Руководитель

Преподаватель                                                                                  О. В. Томчик

 

 

Гродно 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  РЕШЕНИЯ 5

1.1. Управленческое решение: сущность, виды 5

1.2. Этапы принятия управленческих  решений 9

1.3. Методы принятия управленческих  решений 14

2. ОЦЕНКА ДОСТОВЕРНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РЕШЕНИЙ 20

2.1. Критерии оценки управленческого  решения 20

2.2. Методы оценки управленческих  решений 24

2.3. Методы оценки обоснованности  управленческого решения 30

3. Особенности реализации управленческих  решений на предприятии «Беларуськалий» 34

3.1. Процесс управления на примере  предприятия «Беларуськалий» 34

3.2 Возможные решения проблемы  повышения эффективности решений 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Успешный менеджер отличается качеством принятия управленческих решений, основные критерии при этом - результативность и эффективность. Результативность принятия управленческого  решения определяется тем, насколько  оно соответствует стоящей перед  менеджером задаче и, как он решает её. Принятие управленческих решений  это ключевая компетенция управленца, это процесс предполагает определенную этапность и системный подход.

Эффективные управленческие решения – залог повышения  эффективности всего общественного  производства. От того какие решения  мы принимаем, напрямую зависит, какие  результаты мы получим.

Собственно, как самостоятельная  отрасль менеджмента, дисциплина «управленческие  решения» выделилась относительно недавно, это связано с рядом факторов. Ежедневно мы принимаем огромное количество различных решений. Некоторые  из них не имеют какого-либо глобального  значения в нашей жизни, некоторые  достаточно значимы, порой мы, не задумываясь, совершаем какие-то поступки, порой, решаемся очень долго. Но в любом  случае, мы сами всегда несём ответственность  за совершённое. А если мы несём ответственность при принятии этих решений за кого-то (коллектив, персонал, семья, друзья), то и ответственность гораздо выше.

Именно для того, чтобы  оправдать ответственность, научиться  принимать наиболее правильные и  эффективные решения в сфере  бизнеса, управления людьми, потоками, и была выделена в самостоятельную  отрасль наука о принятии управленческих решений.

Принятие решений –  составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения  пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для  всякого, кто хочет преуспеть  в искусстве управления.

Эффективное принятие решений  необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных  решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем  использования научного подхода  к данному процессу, моделей и  количественных методов принятия решений.

Итак, тема данной курсовой работы – методы оценки обоснованности управленческих решений.

Актуальность данной темы объясняется тем, что от правильно принятого решения зависит успех деятельности и эффективность работы компании, и оценка обоснованности этого решения играет немаловажную роль.

Объектом работы является оценка принятых управленческих решений, а предметом критерии и методы достоверности управленческих решений.

Таким образом, цель данной курсовой работы – проанализировать существующие методы оценки управленческих решений.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие  задачи:

  1. Ознакомиться с понятием «управленческое решение»;
  2. Проклассифицировать управленческие решения;
  3. Рассмотреть процесс принятия решений;
  4. Изучить методы принятия управленческих решений;
  5. Исследовать критерии эффективности управленческого решения.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

 

1.1. Управленческое решение: сущность, виды

 

Решение – это предписание к действию с целью разрешения проблемы.

Принятие решения - это выбор определенного действия из множества возможных вариантов (альтернатив). В простейшем случае - это выбор из двух альтернатив: действовать или не действовать. В управленческой работе руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен постоянно делать правильные выборы из многочисленных альтернативных возможностей. С содержательной точки зрения решением может быть конкретное действие (совокупность действий), способ действия, план работы, вариант проекта и т. п. [10, с.10]

Менеджер выбирает направление  действий не только для себя, но и  для организации и других работников. Управленческие решения могут сильно влиять как на общее финансовое состояние организации, так и на жизнь многих людей, работающих в данной организации и вне ее. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений. Если, в общем случае, решение – это результат выбора одной из альтернатив, то управленческое решение - это вариант действия, который должен выбрать руководитель в соответствии с занимаемой им должностью с целью обеспечения выполнения поставленных перед организацией задач.

Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т. е. приближение в будущем действительных параметров объекта к желаемым, прогнозным. [13, с. 14]

Решение называется управленческим (УР), если оно, разрабатывается и реализуется  для социальной системы и направлено на:

  • стратегическое планирование деятельности организации;
  • управление управленческой деятельностью;
  • управление человеческими ресурсами (активизация знаний, умений, навыков);
  • управление производственной и обслуживающей деятельностью;
  • формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечение);
  • управленческое консультирование;
  • управление внутренними или внешними коммуникациями. [11, с.15]

Цель управленческого решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Основными критериями отличающими управленческие решения являются:

1.Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

2.Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга , выбирает направление действий не только для себя , но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

3.Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений.

4.Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

Поэтому человек, чья работа связана с принятием управленческих решений, должен научиться правильно подходить к этим задачам, с одной стороны, не теряя из виду уникальность возникающих проблем, а с другой - не изобретая велосипед для их решения. Собственно, для этого, теория менеджмента и выделяет процесс принятия управленческого решения как структурированный процесс с конкретным содержанием и механизмом. [4, с.13]

Управленческие решения могут  быть классифицированы:

1. по функциональному содержанию:

  • решения плановые,
  • организационные,
  • контролирующие,
  • прогнозирующие.

2. по характеру решаемых задач:

  • экономических,
  • организационных,
  • технологических,
  • технических,
  • экологических.

3. по уровням иерархии систем:

  • на уровне системы,
  • на уровне подсистем,
  • на уровне отдельных элементов системы.

4. в зависимости от организации разработки решений:

  • индивидуальные,
  • коллективные.

5. по характеру целей:

  • текущие (оперативные),
  • тактические,
  • стратегические.

6. В зависимости от подходов  к принятию управленческого решения:

  • интуитивные (решения основаны на внутреннем убеждении руководителя в состоятельности принимаемого решения),
  • решения, основанные на суждениях (когда наибольшее значение имеют предыдущий опыт и схожие ситуации, которые складывались ранее),
  • рациональные решения (связаны, как правило, со сложными ситуациями внутри предприятия, когда требуется тщательный анализ, разрабатываются решения тактического и стратегического характера),
  • экспертные (связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей).

Поскольку решения принимаются  людьми, то их характер во многом несёт  на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению. [4, с. 25]

 

1.2. Этапы принятия управленческих  решений

 

В процессе выработки решения участвуют конкретные формы мышления – анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстракция и конкретизация. Для принятия правильного решения должна быть правильно понята (описана) цель управляемого процесса. Обработка информации о состоянии управляемого процесса должна быть осуществлена таким образом, чтобы при минимальном ее количестве можно было провести сравнение фактического состояния процесса с тем, которое должно соответствовать качественному выполнению поставленной задачи в настоящий момент времени и в прогнозируемый период. [2, с. 25]

Процесс принятия решения можно  разбить на несколько этапов: 
1. Постановка проблемы;

2. Выявление  ограничений и определение альтернатив;

3. Принятие решения;

4. Реализация  решения;

5. Контроль за исполнением решения. [8, с. 202]

1. Постановка проблемы.

Многие плохие решения были вызваны  тем, что принявший их человек  не понимал существа проблемы. Часто  управляющие видят проблемы там, где их, по сути, нет. Есть только их внешние признаки или симптомы. Однако существует несколько простых приемов, помогающих понять, действительно ли правильно вы понимаете проблему. Вот они. Прежде всего, изложите проблему письменно — если не сможете, значит, вы ее не понимаете, Если вы ее записали, это еще не означает, что правильно поняли проблему. Однако сам процесс записи поможет вам уяснить ее суть. Общей ошибкой при этом является чрезмерная общность, неконкретность формулировки. Формулировки типа: «Надо что-то предпринять по технике безопасности» — бесполезны. Если ваша фирма терпит убытки, проблему не следует формулировать так: «Как сократить потери?» Это лишь симптом. Надо выяснить, что именно приводит к убыткам. Может быть, цены на вашу продукцию слишком низки или чересчур высоки затраты? Может, вам следует лучше изучить запросы покупателей и затем так изменить продукцию, чтобы она, полнее отвечала спросу рынка. Какова бы ни была проблема, ее легче уяснить, если вы постараетесь ее сформулировать письменно. Второй прием выявления истинной проблемы состоит в том, чтобы первое пришедшее вам в голову объяснение считать симптомом (так оно обычно и бывает). Затем задайте себе вопрос: «Чем вызван этот симптом?» Повторяйте этот процесс, пока не зайдете в тупик. Если вы правильно проанализировали ситуацию, именно здесь корень вашей проблемы. Третий прием заключается в том, чтобы обратиться за помощью к своим друзьям или коллегам. Но прежде чем просить о помощи, убедитесь, что вы честно пытались сами решить проблему. В противном случае вы никогда не научитесь принимать решения самостоятельно. Предположив, что проблема поставлена правильно, можно переходить к следующему этапу. [9, с. 124]

Информация о работе Методы оценки обоснованности управленческого решения