Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа
Самое сложное, что приходится делать руководителю любой организации, подбирать персонал. Подбор грамотных и квалифицированных работников является необходимым условием для нормального функционирования организации.
В производственном процессе нет мелочей, если работник обслуживающего персонала не справляется со своими обязанностями, то эффективность работы снижается, а что говорить о специалистах и руководителях.
Введение
1. Информация о кандидате на вакантную должность
1.1 Сбор информации о кандидате
1.1.1 Составление резюме и анкеты
1.1.2 Собеседование
1.1.3 Тестирование
1.2 Источники информации о кандидате
1.3 Требования, предъявляемые к кандидатам
2. Экспертная оценка документов
2.1 Оценка достоверности информации в документах, полученных от кандидата на должность
2.1.1 Проверка и оценка рекомендаций кандидата
2.1.2 Проверка данных, указанных в анкетах или резюме
2.1.3 Проверка и оценка информации, указанной в характеристике кандидата
2.2 Система оценки кандидата
2.3 Проблема безопасности при подборе персонала
3. Примеры заполнения документов и проведения тестов с кандидатами
Заключение
Список использованных источников
Резюме -- это
документально описанные
Обычно резюме кандидатов содержит пробелы, касающиеся некоторых вопросов, связанных с биографией, личностными качествами специалиста. В подобных случаях используют важное дополнение -- специально составленную анкету, помогающую раскрыть ранее неизвестные сведения о кандидате.
1.3 Требования, предъявляемые к кандидатам
При приеме на работу
выделяют следующие качества, присущие
большинству хороших
При определении конкретного профиля работы рабочего персонала необходимо учитывать характер возлагаемых на него обязанностей: объем работы, возможность нервной работы, возможность физической работы.
В принципе, на сегодняшний день при устройстве человека на работу его физические данные (сила, выносливость) не имеют решающего значения. Развитие технологии позволило значительно сократить ряд работ, для которых были необходимы физическая выносливость и сила. Приоритетное значение отдается умственным способностям личности, которые могут быть определены как способность эффективно использовать свой интеллект - сумму общих умственных функций понимания, мышления, обучения, наблюдения, решения проблем, способность вступать во взаимные отношения. Успешное обучение и сдача экзаменов обеспечивают определенный уровень умственных способностей, хотя некоторые работодатели могут дополнительно потребовать от предполагаемых кандидатов решить тесты на проверку уровня интеллекта, а также склонностей характера.
В контексте
подбора на работу важны личностные
качества работника, которые обычно
означают комбинацию эмоций, мотивации,
интересов; определенное их соотношение
позволяет создать
Требования, предъявляемые характером работы, особенностями профессии отражаются в профессиограммах, разрабатываемых специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени. Профессиограмма - это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требования, которые она предъявляет к человеку. На основании сравнения индивидуальных особенностей работника с нормативами профессиограммы можно сделать вывод о его соответствии и профессиональной пригодности к данному виду труда.
Таблица 2 - Структура профессиограммы
№ п/п | Раздел | Содержание раздела | |
А | 1 | ||
1 | Профессия | Общие сведения
о профессии, изменения, которые
произошли с развитием |
|
2 | Процесс труда | Характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза. | |
3 | Санитарно-гигиенические условия труда | Работа в помещении или на воздухе, шум, освещение, режим труда и отдыха, льготы и компенсации, возможность производственным травм. | |
4 | Психофизиологические требования профессии к работнику | Требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти. | |
5 | Профессиональные знания и навыки | Перечень необходимых знаний, умений и наыков | |
6 | Требования к повышению квалификации кадров | Формы, методы и
сроки профессионального |
|
Нет такой организации, которая могла бы сказать, что ей не нужны профессиональные рабочие. Чтобы быть успешным работником, он должен обладать следующими данными:
1 Возраст (предпочтение отдают молодым людям - они более активны).
2 Образование
(хотя главное в работе
3 Опыт работы
(наличие опыта работы, особенно
если человек работал на
4 Личные качества.
В каждой профессии, чтобы
2. Экспертная оценка документов
2.1 Оценка достоверности информации в документах, полученных от кандидата на должность
При получении документов о кандидатах кадровым специалистам важно не только получить какую-нибудь информацию о кандидате, но и оценить, насколько она соответствует действительности. Проверка достоверности сведений, предоставляемых кандидатами на вакантные должности, состоит в проверке рекомендаций и информации, указанной кандидатом в анкете или резюме, а также в предоставлении кандидатом справки о состоянии здоровья.
Проверка представленных документов, отзывов и рекомендаций является обязательной. Это поможет получить вполне объективную информацию для предсказания будущего поведения кандидата на рабочем месте.
Медицинский осмотр
обычно проводится для определения
возможностей кандидата физически
выполнять предлагаемую работу, а
также для предотвращения найма
людей с инфекционными
Ректрутментское агентство или отдел кадров должны запрашивать у кандидата рекомендации в письменном виде от предыдущего работодателя с целью проверки его опыта работы. Эти рекомендации должны быть конфиденциальными. Также они наводят справки о предыдущих местах работы нового сотрудника.
За последнее
время перед отделами персонала
чаще стоит вопрос подбора не готовых
специалистов на вакантную должность,
а поиск на рынке труда кандидатов
с определенными личными
Но часто бывает так, что кандидат не может представить резюме, или даже если соискатель представляет резюме, то всегда стоит подвергать сомнению все, что в резюме написано, включая даже тот факт, что свое собственное резюме составлялось самим кандидатом. Анкета, заполненная кандидатом, позволяет получить информацию о его личностных характеристиках. Можно анализировать существующие анкеты кандидатов и специально формировать анкеты, чтобы определить следующие характеристики кандидатов: пунктуальность, аккуратность, исполнительность и умение работать в качестве подчиненного, внимательность, конфликтность, культурный уровень. Анкеты состоят из вопросов:
- личные данные;
- предыдущие места работы;
- умения и навыки, работа на компьютере, специализированные программы, владение языками, навыками вождения автомобиля);
- желаемый уровень заработной платы.
Специалистам по подбору кадров необходимо оценивать все документы, представленные кандидатом. Он оценивает также личностные качества кандидата.
2.1.1 Проверка и оценка рекомендаций кандидата
Необходимо внимательно изучать и оценить документы, предоставляемые кандидатами. В ряде случаев нестыковка в информации, полученной от работника в ходе интервью, противоречит содержанию резюме и информации в других документах. Иногда может возникнуть сомнение на предоставление кандидатом грязных документов, зачеркивания, неаккуратные записи. Важным направлением обеспечения безопасности организации является проверка рекомендаций, представленных работником. При проверке рекомендаций следует обращать внимание на странные моменты и вовремя принимать меры предосторожности.
Запрашиваемая информация должна относиться к знаниям, умениям и навыкам или другим характеристикам кандидата, необходимым для успешного выполнения работы. Акцент следует ставить на те характеристики, которые отличают эффективных работников от неэффективных. Проверка и оценка рекомендаций должна быть справедливой и обоснованной. Если система проверки рекомендаций несправедливо дискриминирует какую-либо группу или не имеет отношения к успешности выполнения работы, следует изменить эту систему или отказаться от нее. Без этого проверка рекомендаций будет не только неправомерна, но и поставит под сомнение способность организации отбирать компетентных работников. При проверке рекомендаций следует опираться на объективную информацию (биографическую или наблюдения за поведением кандидата), а не на субъективную (например, экспертная оценка личностных качеств).
У кандидатов следует запрашивать письменное разрешение на контакт с теми лицами, которые дали им рекомендации. При разговоре с лицом, давшим рекомендацию, следует выяснять, как долго он знает рекомендуемого и какую должность он занимает. Эта информация может оказаться полезной для определения обоснованности, достоверности информации, указанной в рекомендации, и выяснения того, имеет ли человек, давший ее, соответствующие полномочия на это. Вся информация, полученная в результате проверки рекомендаций, должна фиксироваться в письменном виде.
Если кандидат представил рекомендации, но эта информация не поддается проверке, попросите у кандидата дополнительные рекомендации. Зачисление в штат кандидата, не прошедшего полной проверки рекомендаций, - дело рискованное. Ещё более распространены телефонные звонки предыдущему начальнику для выяснения каких либо интересующих вопросов о его бывшем работнике. При такой проверке анализируется последовательный порядок мест работы, обращается внимание на перемены рабочих мест. При этом учитывается также частота увольнений. Считается, что у молодых работников смена рабочего места имеет другое значение. Поэтому у молодых кандидатов частые перемены рабочего места должны быть расценены положительно, так как в основе их лежат мобильность, стремление к лучшей организации, гибкость. У кандидатов постарше смена рабочего места должна быть обсуждена в ходе беседы.
Если прежние работодатели дают только общую информацию, то польза от рекомендательных писем невелика. Наиболее часто проверяемыми пунктами являются последнее место работы и образование.
2.1.2 Проверка данных, указанных в анкетах или резюме
Содержание анкеты
в организациях устанавливается
самим работодателем или
Возможны и
специальные виды анкет. Например, иногда
применяют особые бланки для студентов
высших учебных заведений. Поскольку
трудовой стаж студентов невелик, обращают
внимание на учебу, экономические способности
и интересы кандидатов. В анкете
запрашивается информация об учебных
заведениях, специальности, объеме (в
часах) курсов (каждого в отдельности),
второй специальности. Запрашиваются
данные об академической успеваемости
кандидатов, начиная со школы: место
в классе по успеваемости, средний
балл, балл успеваемости в школе
по дисциплинам специальности. В
анкете требуется указать баллы
по управленческим и юридическим
дисциплинам, количество учебных часов,
прослушанных по бухгалтерскому учету
и анализу финансово-
Одна из задач
анкетирования заключается в
том, чтобы определить личностные качества
и обстоятельства, которые могут
помочь в работе кандидата в случае
найма. Часто анкеты содержат данные
о числе отработанных (за год) дней
у последнего работодателя, продолжительности
пропусков работы по причине болезни.
Обращается особое внимание на факторы,
указывающие потенциальную