Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 22:40, курсовая работа
Актуальность. В современных условиях важное место отводится задаче интеграции науки, образования и инновационной деятельности. Предполагается, что это является одним из решающих факторов развития экономики и общества. Потребность в высококвалифицированных и инициативных работниках обостряется в новых условиях, ведет к естественной интеграции вуза и основных работодателей, потребителей их услуг. Интеграция позволяет работодателям действенно участвовать в формировании и оснащении программы обучения, закладывать в условия специализации свои технологические «платформы», активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах по своей проблематике.
Модели взаимодействия государства университетов и предприятий
В глобальной инновационной системе в настоящее время происходят кардинальные изменения: растет интенсивность инновационных процессов, сокращаются сроки создания инноваций, разработчиками и потребителями становятся новые участники инновационной деятельности, меняются их отношения и соответственно функции. В качестве важного субъекта инноваций выступают транснациональные корпорации, которые покрывают сетью инновационного бизнеса страны и регионы. Понимание того, как надо строить новую модель инновационной системы, для России является актуальным, тем более что она имеет все основания занять достойное место в ряду стран, внесших большой вклад в развитие мировой науки.
Актуальность. В современных условиях важное место отводится задаче интеграции науки, образования и инновационной деятельности. Предполагается, что это является одним из решающих факторов развития экономики и общества. Потребность в высококвалифицированных и инициативных работниках обостряется в новых условиях, ведет к естественной интеграции вуза и основных работодателей, потребителей их услуг. Интеграция позволяет работодателям действенно участвовать в формировании и оснащении программы обучения, закладывать в условия специализации свои технологические «платформы», активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах по своей проблематике.
Это одна из актуальных задач развития экономики, основанная на знаниях, является организация тесного взаимодействия вузов и работодателей. Эта масштабная задача включает появление новых правовых норм и новых типов договоров, которые бы содействовали вузам в подготовке специалистов, а предприятиям — в оснащении кадрами. Настоящее время — период осмысления опыта и вычленения наиболее удачных форм такого сотрудничества.
Объектом исследования являются модели взаимодействия государства университетов и предприятий Предметом исследования являются направления взаимодействия ВУЗов и предприятий и их участие в интеграции науки и бизнеса.
Цель курсовой работы - проанализировать процесс взаимодействия высшей школы и предприятий в условиях современных рыночных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать существующий теоретический материал, связанный с развитием взаимодействия вузов и предприятий;
2. Исследовать мировой и Российский опыт взаимодействия государства университетов и предприятий.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: наблюдение; сравнение; анализ; моделирование; исторический метод; статистический метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Термин "государственно-частное партнерство" - перевод распространенного в мире понятия public-private partnership. В зарубежных странах, как и в России, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора, иногда используется термин "частно-государственное партнерство". Исходя из содержания понятия "государственно-частное партнерство" и современных российских реалий, в России целесообразно применять термин "государственно-частное партнерство", который четко определяет ведущую роль государства.
Интерес к инвестиционной составляющей
сотрудничества государственной власти
и частного бизнеса возник достаточно
давно: первая постройка канала по концессионному
принципу во Франции датируется 1552г. Активно
государственно-частное партнерство в
концессионной форме использовалось многими
странами, в том числе и Россией, на рубеже
XIX - XX веков, особенно для строительства
железных дорог.
Последний виток интереса к ГЧП возник
в 90-е годы XX в. в Великобритании, когда
и начала развиваться британская форма
ГЧП - "частная финансовая инициатива"
(private financing initiative, PFI), суть которой состояла
в привлечении частных инвестиций для
строительства крупных государственных
объектов, т.е. когда фактически частный
бизнес сам осуществлял строительство
государственного объекта за счет собственных
средств.
Компенсация расходов частного инвестора
осуществляется впоследствии либо за
счет доходов от эксплуатации, либо за
счет платежей из бюджета. Во многих случаях
частной финансовой инициативы инвестор
привлекается к дальнейшей эксплуатации
объекта и организации его деятельности,
вплоть до найма персонала. Объектами
частной финансовой инициативы могут
выступать объекты инфраструктуры (включая
автомобильные и железные дороги), школы,
больницы и даже тюрьмы.
В Великобритании стоимость объектов
частной финансовой инициативы, которая
является там основной формой ГЧП, в течение
последних 10 лет составляет 24 млрд. фунтов
стерлингов, а в течение следующих трех
лет планируется реализовать проекты
на общую сумму 12 млрд. фунтов стерлингов.
Ежегодно заключается до 80 новых соглашений.
По данным британского правительства,
такие проекты обеспечивают 17% экономии
для бюджета страны.
Необходимость в ГЧП возникает прежде всего в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность, - объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры, памятники истории и архитектуры и т.п.), так называемые публичные службы (public services) - ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.1
Государство, как правило, не может полностью
отказаться от своего присутствия в этих
сферах и вынуждено сохранять контроль
либо над определенным имуществом (оставаться
собственником), либо над определенным
видом деятельности. В любом случае это
означает финансирование за счет средств
соответствующих бюджетов.
ГЧП по своей экономической природе является
результатом развития традиционных механизмов
взаимодействия хозяйственных взаимоотношений
между государственной властью и частным
сектором в целях разработки, планирования,
финансирования, строительства и эксплуатации
объектов инфраструктуры. Поэтому партнерство
государства и частного сектора следует
характеризовать как долгосрочное взаимодействие
с целью привлечения дополнительных источников
финансирования.
При этом ГЧП не отменят приватизацию.
Безусловно, есть сферы, где частный бизнес
может работать без государственного
участия. Однако есть традиционные сферы
государственной ответственности: оборона,
социальная сфера, инфраструктура. С чисто
рыночной позиции они непривлекательны
и могут исчезнуть, если их активы передать
в частные руки. К тому же государство
не может полностью передать их в собственность.
Поэтому на практике совершенно логично
возникает так называемая полуприватизация
(semi-privatization), с которой часто отождествляют
ГЧП.
Это дает основание рассматривать ГЧП
в качестве промежуточной формы между
государственной и частной собственностью,
а также как своеобразную управленческую
альтернативу приватизации.
Основной целью государственно-частного
партнерства (ГЧП) является развитие инфраструктуры
в интересах общества путем объединения
ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация
общественно значимых проектов с наименьшими
затратами и рисками при условии предоставления
экономическим субъектам высококачественных
услуг.
ГЧП - качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций, поскольку партнерства такого типа могут не только способствовать росту экономики, но и развивать социально важную инфраструктуру.
Базовые признаки ГЧП состоят в следующем:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон в ГЧП закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т.п.);
- взаимодействие указанных
- ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность (его главная цель - удовлетворение государственного интереса);
- в процессе реализации
- финансовые риски и затраты,
а также достигнутые в ГЧП
результаты распределяются
В зависимости от характера решаемых
в рамках ГЧП конкретных задач все множество
существующих и вновь возникающих форм
партнерств подразделяется на отдельные
типы (модели). Соответственно целям ГЧП
различаются организационные модели,
модели финансирования и кооперации. Во
многих случаях партнерства используют
формы, базирующиеся на преимуществах
разных моделей и их сочетании.
Организационные модели не предполагают
существенного вторжения в отношения
собственности, этого, как правило, не
происходит, сотрудничество публичного
и частного партнеров осуществляется
за счет привлечения третьих организаций,
переуступки отдельных функций и контрактных
обязательств, использования возможностей
передачи объектов во внешнее управление.
К организационной модели относят наиболее
распространенный в настоящее время тип
ГЧП - концессии.
Модели финансирования включают такие формы, как коммерческий наем, аренда, все виды лизинга, предварительное и интегрированное проектное финансирование.
Модели ГЧП с точки зрения применяющихся методов их разработки и реализации могут рассматриваться как развитие классических методов и процедур проектного финансирования. Однако некоторые особенности взаимодействия государственных и частных структур обусловливают необходимость ряда дополнительных требований к соответствующим проектам.
При реализации проектов ГЧП используются
различные механизмы сотрудничества государства
и частного бизнеса. Они дифференцируются
в зависимости от объема передаваемых
частному партнеру правомочий собственности,
инвестиционных обязательств сторон,
принципов разделения рисков между партнерами,
ответственности за проведение различных
видов работ. Наиболее распространены
следующие механизмы партнерств:
- BOT (Build, Operate, Transfer - строительство - эксплуатация/управление
- передача). Этот механизм используется
главным образом в концессиях. Инфраструктурный
объект создается за счет концессионера,
который после завершения строительства
получает право эксплуатации сооруженного
объекта в течение срока, достаточного
для окупаемости вложенных средств. По
его истечении объект передается государству.
Концессионер получает правомочие использования,
но не владения объектом, собственником
которого является государство;
- BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). В этом случае частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передается публичной власти;
- BTO (Build, Transfer, Operate - строительство - передача
- эксплуатация/управление). Этот механизм
предполагает передачу объекта
государству сразу по
- BOO (Build, Own, Operate - строительство - владение
- эксплуатация/управление). В этом
случае созданный объект по
истечении срока действия
- BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство
- эксплуатация/управление - обслуживание
- передача). Здесь акцент делается
на ответственности частного
партнера за содержание и
- DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer - проектирование - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача).
Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование. В случае соглашений типа DBFO (Design, Build, Finance, Operate - проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация/управление) специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов.2
Понятие "Triple Helix" или "тройной спирали": университет - правительство - бизнес в социологию инновационного развития науки введено Генри Этцковичем и Лоетом Лидесдорффом в 2000 году в качестве критического ответа на концепцию Второго типа производства знаний Гиббонса и др. Оно было уточнено в 2007 году на конференции в Сингапуре в докладе Г. Этцкович и Ч. Жоу: "Региональный инициатор инновации: предпринимательский университет в различных моделях тройных спиралей", в котором подчёркнута особая роль "локальных" особенностей в контексте "циркулярных" взаимодействий спиралей триплекса. Университеты создают идеи, правительство формирует нормативную базу, бизнес обеспечивает ресурсами.
В 2000 г. Р. Левонтин , один из выдающихся современных генетиков и эволюционных биологов, использовал модель тройной спирали жизни (ген, организм, окружающая среда) применительно к биологическому знанию. Эта модель давала, по его мнению, возможность представить сложность жизни как предмета научного познания, наблюдаемые феномены которой являются результатами взаимодействия трёх активных начал (своеобразных субъектов биологического процесса): активности генома, животного организма и средовых факторов.
Информация о работе Модели взаимодействия государства университетов и предприятий