Муниципальная политика в сфере общественной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы – анализ деятельности органов местного самоуправления в городе Перми в сфере общественной безопасности, изучение практики и проблем реализации основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности в городе Перми.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общественная безопасность, понятие, правовые основы обеспечения безопасности 9
1.1. Понятие и структура общественной безопасности 9
1.2. Общественная безопасность как политика 15
1.3. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере общественной безопасности 21
1.4. Обеспечение безопасности на муниципальном уровне 26
1.5. Понятие и состав правовой базы местного самоуправления в сфере общественной безопасности 32
Глава 2. Муниципальная политика в сфере общественной безопасности 34
2.1. Обеспечение общественного порядка в муниципальном образовании. 34
2.2. Обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании 38
2.3. Гражданская оборона и действия в чрезвычайных ситуациях 42
2.4. Другие сферы и комплексный подход к муниципальному управлению общественной безопасностью. 46
Глава 3. Деятельность органов местного самоуправления в городе Перми в сфере общественной безопасности 48
3.1. Состав, структура и направления деятельности органов местного самоуправления города Перми по обеспечению общественной безопасности 48
3.2. Муниципальная политика по обеспечению общественной безопасности в городе Перми. 53
3.3. Практика и проблемы реализации основных направлений деятельности по обеспечению общественной безопасности в городе Перми 57
Заключение 61
Библиографический список 64

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа 20.01.2013 с титульником.docx

— 110.17 Кб (Скачать файл)

Понятие  «общественная безопасность» впервые было использовано в Уголовном кодексе 1922 года в названии главы 8 Особенной части «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок». Однако само понятие «безопасность» было раскрыто лишь в Законе РФ от 15 марта 1992 г. «О безопасности». Согласно ст. 1 данного Закона «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Это определение основывается на лингвистическом представлении о безопасности как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» или «положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь». Тем самым законодатель подчеркивает, что безопасность выступает в качестве определенного социального явления со всеми присущими ему свойствами, важного социального блага, к сохранению и поддержанию которого государство и общество предпринимают всесторонние меры.4

Все рассмотренные определенияпредполагают выделение в структуре понятия «безопасность» объекта, подвергающегосяопасности, и факторов, угрожающих его безопасности. При этом остается нераскрытымнеобходимый уровень защищенности объекта от угроз.Исходя из системного подхода к изучению материального мира, любой объектбезопасности следует рассматривать в качестве системы, имеющей определеннуюструктуру и состоящей из отдельных элементов, находящихся в определенных связях другс другом и взаимодействии. Из этого следует, что говорить о какой-либо защищенностиобъекта безопасности от внутренних и внешних деструктивных факторов можно лишь втом случае, если объект в целом и каждый его элемент в отдельности способны стабильновыполнять все свои функции. Поскольку самой важной для человечества и одновременносамой сложной социально-экономической системой является общественная система, то вкачестве основного объекта безопасности необходимо рассматривать общество. При этомпод безопасностью, в общем смысле этого понятия, следует подразумевать общественнуюбезопасность, выделяя в ней отдельные элементы в зависимости от содержанияконкретной сферы жизнедеятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общественная безопасность – это такое состояниеобщества, при котором гарантируется его устойчивое функционирование ипрогрессивное развитие во всех сферах жизнедеятельности в условиях внутренних ивнешних по отношению к обществу деструктивных факторов.

Исходя из системности  предлагаемого определения, в качестве объектабезопасности может рассматриваться  как общество в целом, так и  отдельные сферы егожизнедеятельности: политическая, военная, демографическая, экономическая, культурная,научно-техническая, информационная и т. д. При этом признак  содержания конкретнойдеятельности может  быть использован для выделения  отдельных видов общественнойбезопасности (приложение1).

Очевидно, что различные  виды общественной безопасности взаимосвязаны  и немогут обеспечиваться друг без  друга. Для обеспечения, к примеру, военной безопасностинеобходимо наличие соответствующего научно-технического и экономическогопотенциала. Демографическая безопасность в определенной степени зависит от реальныхдоходов населения и, соответственно, от уровня развития экономики. В свою очередь, дляобеспечения экономической безопасности необходимо наличие в достаточном количествеквалифицированных трудовых ресурсов, которые являются производными отпредшествующих демографических ситуаций. Аналогичные связи существуют междудругими видами безопасности.

При рассмотрении структуры понятия «общественная безопасность» необходимовыделять в качестве его составляющих наличие объекта, подвергающегося опасности, иналичие факторов, угрожающих безопасности объекта. Кроме того, поскольку процессы,связанные с обеспечением безопасности, по своей сути, являются управленческими, тонеобходимо также наличие субъекта, обеспечивающего безопасность (приложение 2). При этомобеспечение безопасности одного и того же объекта могут осуществлять разные субъекты,каждый на своем уровне. В этой связи представляется целесообразным вначале выделитьуровни обеспечения общественной безопасности, а затем рассмотреть эти уровниприменительно к экономической безопасности.

Если для выделения  частных объектов общественной безопасности следует использовать признак содержания конкретной сферы жизнедеятельности, то дляопределения уровней (субъектов) обеспечения безопасности целесообразно  взять заоснову признак масштабности (приложение 3). Необходимо отметить, что смена уровняобеспечения безопасности вовсе не означает, что изменился сам объект безопасности. Вэтой связи представляется некорректным использование таких терминов, как«безопасность региона», «безопасность организации» и «безопасность личности».

Разумеется, регион, организация, личность – все это элементы, получаемые путемдекомпозиции национальной общественной системы, однако уровень  их автономиидостаточно низок. По сути, они являются субординированными элементами этой системы,поэтому угрозы их безопасности должны учитываться и ликвидироваться(нейтрализоваться) посредством принятия соответствующих  решений наобщегосударственном уровне.Учитывая данное обстоятельство, в зависимости от масштабов распространения,следует различать три вида общественной безопасности:

− международную глобальную безопасность, которая охватывает весь мир вцелом и оказывает влияние  на обеспечение безопасности на нижестоящих  уровнях;

− международную региональную безопасность, в рамках которой обеспечиваютсяинтересы групп государств (например, стран  Европейского союза или стран  СоюзаНезависимых Государств);

− национальную безопасность, ограничивающуюся масштабами одной  страны.

Структурно система безопасности общества включает в себя:

а) наличие разработанной  доктрины безопасности, которая выступает  как определенная идеология, способная  объединить общество, и одновременно как программа действий;

б) правовую основу, т.е. систему  законов и иных правовых норм, позволяющих  защищать интересы общества и составляющих его элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного сознания и т.д.);

в) систему государственных  органов, обеспечивающих безопасность общества;

г) общественную систему  безопасности - совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая базируется на активности населения и способности  общества противостоять угрозам  и опасностям для него;

д) корректную, основанную на демократических принципах, систему  средств и методов обеспечения  безопасности.

Изучив понятие и структуру  общественной безопасности можно сделать  вывод  о том, что обязательным условием эффективного функционирования данной системы являются ответственность власти перед обществом, строгое выполнение ею своих обязанностей, ограничение пределов вмешательства государства в дела общества необходимыми рамками. Общественная безопасность представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности - гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества и конкретного гражданина от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ. Чем больше реальные усилия общества и государства по обеспечению системы общественной безопасности, тем более уверенно чувствуют себя граждане в процессе вступления в различные социальные связи.  

      1. Общественная безопасность как политика

 

 

Общественная безопасность как политика защиты общества от внутренних и внешних угроз является исключительно важной теоретической и практической проблемой, от решения которой напрямую зависит в том числе и определение стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации.

В системе основных общегосударственных  мер по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, законных интересов  предприятий, учреждений, организаций  и общественных объединений особое место отводится общественной безопасности, так как она является одной  из важнейших составляющих всей системы  безопасности государства.

Актуальность этих вопросов в нынешних условиях настолько возросла, что на заседании секции научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации по актуальным проблемам  нейтрализации внутренних угроз  национальной безопасности (далее —  секция) в декабре 2007 г. было принято  решение об инициировании исследований в сфере обеспечения общественной безопасности.

В этом отношении весь спектр проблем является чрезвычайным по своей  значимости и впервые потребовал комплексного изучения предметной области  исследования проблем в теории общественной безопасности и ее соответствия интересам  личности, общества и государства, для того, чтобы рассматривать эти вопросы возможно лишь в рамках комплексного подхода, обеспечивающего целостное восприятие сферы общественной безопасности и ее связи с сопредельными областями жизнедеятельности общества.

А во-вторых, уже есть представление об общих закономерностях, явлениях и процессах в сфере обеспечения общественной безопасности, что позволяет сегодня определить основные компоненты теории общественной безопасности.

Следует отметить, что исследования осуществлялись на базе ВНИИ МВД России с привлечением ведущих ученых, представителей федеральных органов исполнительной власти, научных и образовательных  учреждений.

Необходимо заметить, что  тема достаточно широко рассматривалась  в формате дискуссии на межведомственных семинарах, круглых столах, конференциях.

В ходе организационного и  методического обеспечения проводимых исследований подготовлен обширный аналитический материал, позволяющий  реально оценить современное  состояние общественной безопасности, выделить актуальные проблемы и определить основные направления повышения  эффективности правоохранительной деятельности по ее обеспечению. Для подготовки итоговых материалов был привлечен весьма обширный круг источников, относящихся к деятельности федеральных и региональных правоохранительных структур, и в частности МВД России.

Оценивая важность проведенной  работыВНИИ МВД России, следует отметить, что основные результаты исследований заключаются в следующем:

- обоснована важность  законодательного закрепления понятия  общественной безопасности как  методологической основы для  решения правовых, организационных,  правоприменительных проблем на  различных направлениях обеспечения  защиты личности, общества и государства;

- аргументирована необходимость  дальнейшей разработки темы на  уровне современной научной школы,  которая определяет сущность  общественной безопасности;

- предложены методологические  особенности формирования и основные  составляющие теории общественной  безопасности исходя из того, что данная тема является самостоятельной областью знаний и имеет самостоятельные направления в исследовательской деятельности;

- обоснована необходимость  совершенствования нормативного  правового регулирования в сфере  обеспечения общественной безопасности  и предложена разработка проекта  федерального закона об обеспечении  общественной безопасности в  Российской Федерации;

- определена взаимосвязь  эффективности реализации мероприятий  в рамках обеспечения общественной  безопасности и повышения качества  организации системы государственной  службы в Российской Федерации;

- выработаны предложения  по разработке научных основ  оценки эффективности деятельности  правоохранительных органов по  обеспечению общественной безопасности  в Российской Федерации;

- предложены основные  подходы к разработке стратегии  правоохранительной деятельности  по обеспечению общественной  безопасности и созданию эффективной  и специализированной системы  государственного управления в  сфере обеспечения общественной  безопасности, а также по разработке  основ государственной политики  в области обеспечения общественной  безопасности Российской Федерации  на период до 2020 года.

При этом основные выводы и  сформулированные предложения полностью  сообразуются с позицией и выработанными  подходами, определенными МВД России и Советом Безопасности Российской Федерации.

Из анализа реального состояния и оценки правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в качестве решения  основной проблемы обоснована важность законодательного закрепления понятия  общественной безопасности как методологической основы для решения правовых, организационных, правоприменительных проблем на различных направлениях обеспечения защиты личности, общества и государства.

Информация о работе Муниципальная политика в сфере общественной безопасности