Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:07, курсовая работа
Предметом исследования выступает кадровая политика, ее элементы.
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности кадровой политики.
Задачи этой курсовой работы заключаются в том, чтобы:
рассмотреть основные подходы к определению кадровой политики;
рассмотреть теоретические вопросы формирования кадровой политики на предприятии;
изучить этапы построения кадровой политики организации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования кадровой политики в организации 5
1.1 Сущность кадровой политики в системе управления персоналом 5
1.2 Содержание, задачи и принципы формирования кадровой политики 7
1.3 Типы кадровой политики 13
Глава 2. Управление ресурсами персонала в авиакомпании «Владивосток-Авиа» 18
2.1 Кадровая политика авиакомпании 18
2.2 Система вознаграждения в авиакомпаниях 20
2.3 Корпоративная культура авиакомпании 21
2.4 Социально-психологические проблемы 22
2.5 Комплекс управления персоналом 25
Глава 3.Направления совершенствования кадровой политики 26
3.1 Разработка рекомендаций по подбору персонала 26
3.2 Рекомендации по совершенствованию кадровой политики 29
3.3 Расчет экономической эффективности 34
Заключение 37
Список литературы 39
- большой период адаптации;
- повышенный риск
Преимущества
- появляется
возможность кадрового
- минимальные затраты;
- сокращение периода адаптации;
- обоснованная
мотивация (знание
- большая возможность выбора;
- появление «свежих» идей;
- заимствование «ноу-хау» конкурентов;
- возможность
разрешения конфликтных
Внутри предприятия
ПОДБОР
ПЕРСОНАЛА
Вне предприятия
Рис. 3.1 Преимущества и недостатки подбора персонала вне и внутри предприятия
В работе по подбору персонала можно предложить следующие рекомендации:
Таким образом доходы мероприятий по привлечению персонала будут превосходить расходы.
Можно выделить основные направления по улучшению кадровой политики и управления персоналом:
1) Методика оценки удовлетворенности потребностей, будет состоять из трех этапов:
Первый этап.
При составлении анкеты определяется перечень наиболее характерных показателей и критериев их оценки. Критериями оценки показателей могут служить следующие качественные характеристики:
Дополнительно
каждому респонденту нужно
Второй этап.
ОАО «Владивосток-Авиа» достаточно большое предприятие, поэтому необходимо рассчитывать оптимальную репрезентативную выборку. Работники должны заполнять анкеты анонимно. Раздавать анкеты следует по профессиональным группам (рабочие, администраторы и т.д.).
Третий этап.
Пожалуй, самым сложным при проведении любого опроса является его математическое обоснование. С этой целью каждому качественному критерию оценки удовлетворенности присваивается соответствующее числовое значение – коэффициент:
Суммарный показатель удовлетворенности – индекс удовлетворенности (Iуд) по каждому из факторов рассчитывается по формуле:
где – соответствующее число респондентов (внутри профессиональной группы), объединенных по одному из четырех возможных вариантов ответов по шкале удовлетворенности.
Ответы респондентов, не сумевших оценить фактор (характеристика по шкале удовлетворенности «затрудняюсь ответить»), не учитываются.
Воспользовавшись таблицей 3.2, в зависимости от полученного значения индекса удовлетворенности (Iуд) можно оценить степень удовлетворенности персонала тем или иным фактором мотивации труда внутри профессиональной группы.
Таблица 3.2
Интерпретация числовых значений (Iуд)
Числовое значение |
Интерпретация |
От +1,0 до +0,6 |
Высокий уровень удовлетворенности |
От +0,59 до +0,2 |
Средний уровень удовлетворенности |
Менее 0,19 |
Низкий уровень |
Далее проводится ранжирование факторов степени удовлетворенности.
Эта
процедура позволяет
Таким образом, говоря о преимуществах предлагаемого метода, можно отметить, что он достаточно прост и универсален. В целом же, предлагаемая методика позволяет своевременно информировать руководство, как об общем уровне удовлетворенности коллектива, так и об удовлетворенности работников отдельными производственными процессами, что очень важно для принятия адекватных решений по совершенствованию кадровой политики и системы управления персоналом.
2)
Совершенствование процесса
При существующей системе подбора персонала очень остро встает вопрос критериев оценки. На что обращать внимание в первую очередь, на что – во вторую и т.д. Недостатки такой системы подбора персонала очевидны – общее положительное или отрицательное впечатление от кандидата часто перекрывает его конкретные достоинства и недостатки, возникает сложность при обосновании принятия решения, увеличивается вероятность ошибки.
Недостаточно продуманная система отбора и подбора персонала приводит к тому, что новые сотрудники увольняются в течение испытательного срока или в последующие 2-3 месяца.
Без хорошо отлаженной процедуры невозможно вести отбор и подбор сотрудников на высоком уровне эффективности. Следует провести проверку существующего процесса рекрутинга и определить области, в которых можно улучшить существующую ситуацию и внедрить новые процедуры, которые могут помочь снизить производственные потери при найме сотрудников.
Отбирая кандидатов на массовые вакансии целесообразно подготовить и провести групповое собеседование. В группе проще определить преимущества одних кандидатов перед другими, особенно при оценке коммуникативных навыков. После того как будет проведен первичный отбор, можно провести индивидуальное собеседование с каждым из кандидатов. Таким образом, значительно сократится процедура отбора.
Также можно порекомендовать методику PARLA, которая считается наиболее оптимальной для проведения интервью. Это западная техника интервьюирования, которая направлена на оценку ключевых компетенций кандидата на должность. Расшифровывается аббревиатура следующим образом: Problem - Action - Result - Learned - Applied и представляет собой алгоритм проведения интервью, состоящий из пяти этапов.
На первом этапе Problem (в переводе с англ. – проблема) кандидату предлагают вспомнить и описать какую-либо проблемную ситуацию, с которой он сталкивался в прошлом. Затем следует Action (в переводе с англ. – действие): кандидату предлагают описать свои действия в этой ситуации. После этого следует Result (в переводе с англ. – результат, вывод): кандидат должен описать полученные результаты и оценить их. Потом идет этап Learned (от англ. to learn – научиться, узнать) – кандидату предлагают рассказать о том, какой опыт он получил благодаря описанной проблемной ситуации. И, наконец, заключительный этап Applied (от англ. to apply – применять, использовать), на котором кандидат должен описать, как он применил полученный опыт на практике, в своей последующей работе.
Таким образом, методика позволяет понять, какие ситуации кандидат считает проблемными, какие методы решения проблем выбирает, может ли взять на себя ответственность, умеет ли делать выводы, учиться на своих ошибках и так далее. Самое сложное в применении этой техники – искусство задавания вопросов. Этому можно научиться на специально организованных тренингах работы по методике PARLA.
Предлагается поэтапный план процедуры отбора персонала (рисунок 3.2).
формирование требований к вакантной должности
определение регламента процедуры подбора персонала
оценка кандидатов на вакансию и отбор из их числа подходящего работника
Рис. 3.2 – Поэтапный план процедуры отбора персонала
Ниже представлен расчет экономии средств за счет уменьшения текучести кадров (таблица 3.3).
Таблица 3.3
Расчет экономии средств за счет уменьшения текучести кадров
Текучесть |
211 сотрудников |
Средняя заработная плата одного сотрудника |
30 000 руб. |
Стоимость замены одного сотрудника |
35 000 руб. |
Сумма затрат на замену персонала в год |
7 385 000 руб. |
При сокращении текучести на 5% |
97 сотрудников |
Общая экономия |
3 395 000 руб. |
Приведенные цифры наглядно демонстрируют финансовую эффективность управления текучестью кадров.
Отдел кадров в реальности редко учитывают полную сумму расходов на замещение. Между этим затраты можно сравнить с айсбергом, где видимая часть составляет лишь одну треть от нее (таблица 3.4).
Таблица 3.4
Расходы на замещение персонала
Очевидные расходы |
«Скрытые» расходы |
Старый сотрудник: - последняя заработная плата - оплата отпуска - льготы, сохраняющиеся у сотрудника Новый сотрудник: - подача объявления о вакансии
или оплата услуг - проведение интервью - заработная плата - адаптация - обучение |
- снижение производительности - финальное интервью - организация процесса поиска и отбора, - адаптации нового сотрудника - потеря базы знаний и - цепочка увольнений |
В расходах на процедуру увольнения, убытках от пустующей должности и стоимости подбора нового персонала присутствуют оба типа издержек. Отдел кадров должен вести регулярный финансовый учет по всем видам косвенных затрат на увольнение. Безусловно, заполнение возникающих вакансий из внутренних источников и поддержка развитой системы управления карьерой значительно снижает все виды расходов, особенно, неочевидных.
Поиск и подбор персонала – длительный и дорогостоящий процесс. Чтобы время и деньги не оказались выброшенными на ветер и вновь принятый сотрудник не уволился в первые два-три месяца работы, инспектор по кадрам и руководитель подразделения должны более тщательно позаботиться о том, чтобы «включить» человека в новую рабочую среду, помочь ему адаптироваться в новом коллективе.
В ходе исследования управления персоналом Авиакомпании «Владивосток-Авиа» выявлено:
Информация о работе Направления совершенствования кадровой политики