Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа
Цель: рассмотреть особенности применения неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях.
Для реализации цели поставлен ряд задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций.
Изучить основные виды неформальных коммуникаций.
Выявить особенности применения неформальных коммуникаций в политике США.
Рассмотреть примеры использования неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы.
Выявить особенности применения политических карикатур в российских избирательных кампаниях.
Рассмотреть примеры использования частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях России.
Введение 3
Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения неформальных коммуникаций 7
1.1 Основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций 7
1.2 Виды неформальных коммуникаций 12
Глава 2
Коммуникативный базис избирательных кампаний в зарубежных странах 19
2.1 Применение неформальных коммуникаций в политике США 19
2.2 Использование неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы 22
Глава 3
Использование юмора в российских избирательных кампаниях 26
3.1 Применение политических карикатур в электоральной практике России 26
3.2 Использование частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях 30
Заключение 34
Список литературы 35
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра социологии и политологии
Курсовая работа
по дисциплине «Политический менеджмент»
на тему:
«Неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях»
Студент гр. 820161 Мухина М. И.
Научный руководитель: канд. полит. наук, доц. Шумилова О. Е.
Тула 2009
Введение 3
Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения неформальных коммуникаций 7
1.1 Основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций 7
1.2 Виды неформальных коммуникаций 12
Глава 2
Коммуникативный базис избирательных кампаний в зарубежных странах 19
2.1 Применение неформальных коммуникаций в политике США 19
2.2 Использование неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы 22
Глава 3
Использование юмора в российских избирательных кампаниях 26
3.1 Применение политических карикатур в электоральной практике России 26
3.2 Использование частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях 30
Заключение 34
Список литературы 35
В настоящее время в период широкого применения массовых коммуникаций в избирательных кампаниях наблюдается значительное снижение эффективности их формализованных форм, таких как стандартная теле- и радиореклама, реклама в прессе и др. Подобная ситуация связана, с одной стороны, со стремительным развитием традиционной политической рекламы, а с другой стороны, с эволюцией индивида как такового.
Выраженная усталость от навязчивой рекламы в период электорального цикла приводит к тому, что граждане начинают активно защищаться от избыточного информационного потока. При этом традиционная политическая реклама все чаще начинает восприниматься в роли некоторого раздражителя, заслоняющего собой присущие ей информационную и коммуникативную функции. Одновременно с этим формируется и массовое недоверие к рекламной информации, в условиях высокой конкуренции стремящейся «продвинуть» своего лидера или партию во что бы то не стало. Результатом становится тот факт, что индивид, окруженный глобальным информационным потоком, сознательно отказывается воспринимать рекламные обращения политических деятелей в период избирательных кампаний, по-прежнему нуждаясь в дополнительной информации.
На этом фоне особый интерес начинают представлять неформальные политические коммуникации. В настоящее время проблема использования такого вида коммуникаций является особенно актуальной, так как в связи с некоторым снижением эффективности традиционных форм передачи информации, только выявление особенностей эффективного применения неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях может способствовать победе.
Проблемам, связанным с развитием
и функционированием
Объект: неформальные политические коммуникации.
Предмет: использование неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях.
Цель: рассмотреть особенности применения неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях.
Для реализации цели поставлен ряд задач:
В рамках данной работы используются следующие подходы:
Гипотезы:
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения и списка литература.
Понятие коммуникация
имеет множество различных
Коммуникация возникает там, где есть информация, исходящая из какого-либо источника, определенная форма или способ ее передачи, а также получатель, интерпретирующий данную информацию.
Коммуникация предполагает активность, с одной стороны, коммуникатора, заинтересованного в передаче определенной информации и предпринимающего для этого определенные усилия, а с другой - реципиента, затрачивающего психическую энергию на расшифровку информации.
Основная функция
коммуникации в обществе – социализация
посредством передачи информации. Этот
процесс, несомненно, в качестве результата
информационного воздействия
В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:
1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.
2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн. Он первым обратил внимание на роль массовой коммуникации в формирования сознания независимо от содержания сообщения.
Соответственно вышеназванным подходам к пониманию сущности массовой коммуникации возникли и её теории. Необходимо упомянуть о некоторых из них:
На сегодняшний день выделяют два вида каналов массовых коммуникаций – формальный и неформальный.
Формальные коммуникации - систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Но в информационном поле политики наряду с формализованными, институализированными каналами массовой коммуникации особое место занимают неформальные каналы коммуникации5.
Под неформальными коммуникациями понимается внешне не направляемые, не управляемые и неконтролируемые коммуникации между отдельными людьми и группами, возникающие и развивающиеся как бы стихийно, самостоятельно.
Стоит отметить, что в последние десятилетия выяснилось, что говорить об абсолютной стихийности неформальной коммуникации не приходится, более того, она оказалась во многом управляемой и направляемой, ее можно довольно эффективно использовать для воздействия на массовое сознание и поведение при проведении различных политических кампаний.
И все же неформальные коммуникации отличаются от институализированной, прежде всего тем, что они не поддается жесткому контролю, а также сложно предсказать результат их влияния на общество. Считается, что именно неформальные коммуникационные процессы являются наиболее эффективными каналами воздействия на сознание граждан. Хотя работа с ними наиболее сложна, требует максимальных усилий и времени, она оказывается наиболее результативной.
Специфика неформальных коммуникаций определяется иным характером связи между производителем информации и её потребителем. Если традиционные формы устанавливают связь «производитель — потребитель» посредством выбора того или иного медиа-канала, то в условиях неформальных коммуникаций индивид сам активно участвует не только в формировании обратной реакции, но и в распространении информации.
Можно выделить следующие основные достоинства этой формы коммуникаций:
В принципе неформальные коммуникации можно условно разделить на два основных типа: межличностного и неличностного характера6. Рассмотрим их более подробно.
Неформальные коммуникации межличностного характера представляют собой общение неформального характера между индивидами на темы, близкие к государству, или обсуждение потребностей, которые оно в принципе может удовлетворить. Несмотря на обыденность этого процесса, влияние его поистине огромно, несмотря на выраженный субъективный характер. Причина этому — личностные характеристики самого источника информации, его статус в сознании потенциального потребителя, распространяющий своеобразный гало-эффект на получаемую информацию. Такие коммуникации осуществляются как в процессе прямого контакта (разговор), так и в опосредованной форме (телефонный разговор, переписка, общение на Интернет-форумах).
Информация о работе Неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях