Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа
Цель: рассмотреть особенности применения неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях.
Для реализации цели поставлен ряд задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций.
Изучить основные виды неформальных коммуникаций.
Выявить особенности применения неформальных коммуникаций в политике США.
Рассмотреть примеры использования неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы.
Выявить особенности применения политических карикатур в российских избирательных кампаниях.
Рассмотреть примеры использования частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях России.
Введение 3
Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения неформальных коммуникаций 7
1.1 Основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций 7
1.2 Виды неформальных коммуникаций 12
Глава 2
Коммуникативный базис избирательных кампаний в зарубежных странах 19
2.1 Применение неформальных коммуникаций в политике США 19
2.2 Использование неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы 22
Глава 3
Использование юмора в российских избирательных кампаниях 26
3.1 Применение политических карикатур в электоральной практике России 26
3.2 Использование частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях 30
Заключение 34
Список литературы 35
Некоторые исследователи отмечают, что в 2000-м году, после прихода к власти В. В. Путина политические карикатуры, изображающие высшие органы власти, несколько потеряли свою актуальность.
Известный карикатурист Михаил Златковский в интервью одному из иностранных журналов отмечает, что когда Б. Ельцин назначил В. Путина исполняющим обязанности президента, в «Литературной газете» была опубликована карикатур, на которой Борис Николаевич вытаскивает сетью из моря Путина с русалочьим хвостом и возлагает ему на голову корону. Это была одна из последних карикатур на Владимира Владимировича, появившихся в российской печати. С тех пор в российской прессе не было размещено ни одной карикатуры на нынешнего Председателя Правительства, кроме рисунков, на которых он изображался в положительном и, даже, героическом свете25.
С приходом к власти Д. А. Медведева данная тенденция сохранилась, то есть большинство карикатур на чиновников высшего уровня, а в том числе и на действующего президента, можно увидеть только в Интернет-ресурсах, что же касается официальных печатных изданиях, то даже в период избирательных кампаний федерального уровня, такой вид коммуникаций практически не используется.
В электронных ресурсах представляется огромный спектр различных карикатурных жанров. Особенно популярны на сегодняшний день являются работы, посвященные «тандему» Путин-Медведев, а также партии «Единая Россия», лидерам других партий, в частности В. В. Жириновскому, Г. А. Зюганову и другим.
Стоит отметить, что на сегодняшний день большой популярностью карикатуры пользуются на региональном уровне, в ходе региональных избирательных кампаний.
Последний электоральный цикл, в том числе и в Тульской области, показал, что наиболее активно политическую карикатуру в своей агитационной продукции использует партия КПРФ. Представленные карикатуры выражают ярко оппозиционный характер, часто сопровождающийся нецензурной лексикой.
В целом, в современной российской практике политическая карикатура как один из каналов коммуникации получает свое развитие только через Интернет-ресурсы, что не позволяет полностью реализовать возложенные на неё в ходе избирательной кампании коммуникативную функцию и функцию психологической разгрузки.
Политические частушки и анекдоты получили свое распространение еще в начале XX века. Большой популярностью пользовались «крамольные характеристики, анекдоты и остроты по адресу придворных», сатирические стихи о видных политических деятелях. Примером здесь могут служить стишки о так называемом ставленнике Григория Распутина, министре внутренних дел Протопопове, которые закачивались куплетом: «да будет с ним святой Егорий, но интереснее всего – какую сумму взял Григорий за назначение его…»26.
Советские политические анекдоты, как и частушки, менялись со временем. Если в 20 - 40-е годы существовали анекдоты и частушки в основном про реальных политических деятелей (Троцкого, Ленина, Сталина, Чичерина и т.д.) и те, в которых фигурировали собирательные образы социальных и национальных групп (нэпманы, евреи, крестьяне, армяне, туристы и другие), то начиная с 60-х годов к ним прибавляются анекдоты о мифологизированных вымышленных персонажах, героях теле- и мультипликационных фильмов. Таких, как Штирлиц или Чапаев (который, естественно, был реальной исторической личностью, но в анекдоты вошёл именно благодаря своей мифологизации в кинокартине).
В поздние советские годы очень жестоко высмеивался Брежнев в последние годы жизни, когда он оставался на посту Генсека: сегодня в Кремле Леонид Ильич Брежнев принял французского посла - за английского.
Большой популярностью политический анекдот стал пользоваться в момент прихода в СССР к власти Ю. В. Андропова. Были предприняты усилия КГБ для того, чтобы жестко закрепить в массовом сознании и факт смены власти, и основные черты «новой эпохи».
Публиковать политические анекдоты и частушки стали только в 1989 году. В истории современной России идея использовать анекдоты для популяризации своего лидера впервые была использована ЛДПР. В 1992 году орган этой партии газета «Либерал» стала печатать анекдоты о В. Жириновском. Например, анекдот из серии «Жириновского спрашивают»: «Есть ли жизнь на Марсе?» Ответ: «Тоже нет».
Многие исследователи
Для российских избирательных кампаний
90-х годов использование
Большой популярностью пользовались анекдоты, в которых проявлялись различные пороки либо промахи политиков, в частности, в ходе избирательной кампании 1995 года стали появляться анекдоты на Г. Явлинского и В. Жириновского: «Книга Григория Явлинского «Энциклопедия российской коррупции: от А до Ю», «- Когда-то я был красивым и умным, - вспоминает Жириновский, - но в роддоме меня подменили»27.
Активно использовались политические анекдоты и в предвыборной кампании 1996 года. Вот некоторые образцы анекдотов, использовавшиеся сторонниками Б. Ельцина (листовки распространялись посредством уличной раздачи), с помощью чего дискредитировался образ советского прошлого: «На собрании колхоза председатель говорит о том, как много дала советская власть простым людям: – Посмотрите на Марью Петровну – она была простой крестьянкой, а теперь заведует библиотекой. Посмотрите на Пелагею Федоровну – она тоже была простой крестьянкой, а теперь заведует клубом. Посмотрите на Степана Митрофановича – был дурак дураком, а теперь секретарь парторганизации».
В ходе избирательной кампании в Госдуму в 1999 г. был издан анонимный сборник частушек. Вот одна из них: «Я к Серёже Кириенко // Не присяду на коленки, // А для милого Лужка — // Хоть серёжку из ушка».
В период президентства В. В. Путина, который в сравнении с другими является относительно бедным на политические анекдоты, был издания специального сборника «100 анекдотов про Путина», приуроченного к 50-летию экс -президента. Характерно, что большая часть сборника представляет собой очевидно искусственные, придуманные анекдоты. Понятно, что их главная цель — укрепление имиджа президента и убеждение массового сознания в его незыблемости. Можно привести несколько примеров. «К 50-летию Владимира Путина кинорежиссер Говорухин снимает новый фильм — «Хозяин Шойги»». Другой пример: «На выборах 2004 года российскому народу предстоит в очередной раз сделать нелегкий выбор: Путин, Путин или... Путин?».
Большое распространение политические
анекдоты и частушки получили в ходе
президентской избирательной
В целом, стоит отметить, что на сегодняшний день развитие таких жанров неформальной коммуникации как политический анекдот и политическая частушка начинает возобновляться. Особенно заметны данные процессы на региональном уровне, где в рамках избирательных кампаний проводятся конкурсы народного творчества.
Подводя итоги, стоит еще раз отметить, что неформальные политические коммуникации в ходе избирательных кампаний представляют собой особую сферу деятельности.
Заметно существенное различие в восприятии неформальных коммуникаций в США, в зарубежных странах и в России.
В США в настоящее время слухи о кандидатах, юмор, направленные против оппонентов, и самоирония воспринимаются как обязательная часть любой избирательной кампании, позволяют сформировать благоприятный имидж политика и повысить рейтинг.
Для европейских стран характерна более жесткая форма подачи информации, часто это злое сатирическое изображение оппонентов в предвыборных листовках и анекдотах.
Российская практика показывает, что
на сегодняшний день неформальные коммуникации,
а, в частности, политический юмор выходит
из стадии некоторой стагнации, что
в скором времени сможет привести
к более благоприятным
Следует отметить, что, неформальные политические коммуникации дают возможность кандидатам более простым и доступным путем донести информацию до избирателя, только они могут внести в избирательную кампанию новые, ранее запретные темы, расширять содержание политических коммуникаций и сближать политика с избирателями, повышая его популярность и, побудив последнего, сделать более обоснованный и правильный выбор, который является необходимым в условиях демократического общества. Именно поэтому развитие данных технологий является одной из основных задач каждой демократии.
Электронные ресурсы
Информация о работе Неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях