Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа
Цель: рассмотреть особенности применения неформальных политических коммуникаций в избирательных кампаниях.
Для реализации цели поставлен ряд задач:
Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций.
Изучить основные виды неформальных коммуникаций.
Выявить особенности применения неформальных коммуникаций в политике США.
Рассмотреть примеры использования неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы.
Выявить особенности применения политических карикатур в российских избирательных кампаниях.
Рассмотреть примеры использования частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях России.
Введение 3
Глава 1
Теоретико-методологические основы изучения неформальных коммуникаций 7
1.1 Основные теоретические подходы к изучению неформальных коммуникаций 7
1.2 Виды неформальных коммуникаций 12
Глава 2
Коммуникативный базис избирательных кампаний в зарубежных странах 19
2.1 Применение неформальных коммуникаций в политике США 19
2.2 Использование неформальных коммуникаций на выборах в странах Европы 22
Глава 3
Использование юмора в российских избирательных кампаниях 26
3.1 Применение политических карикатур в электоральной практике России 26
3.2 Использование частушек и анекдотов в предвыборных кампаниях 30
Заключение 34
Список литературы 35
Неформальные коммуникации неличносного характера в значительной степени отличается от межличностных коммуникаций. Индивид является лишь переносчиком информации, поэтому интерактивность коммуникаций и личностный ореол отсутствуют. Распространение информации в коммуникациях данного типа имеет массовый характер, происходит с большой скоростью, что сокращает в некоторой степени мотивацию к восприятию, но увеличивает скорость распространения. К подобным коммуникациям можно отнести слухи и политический юмор.
Таким образом, неформальные политические коммуникации являются одним из ключевых средств влияния на сознания граждан, что способствует их активному использованию в ходе избирательной кампании.
Традиционно к неформальной коммуникации
относят слухи, сплетни, анекдоты. Однако,
некоторые исследователи
Слухи же следует рассматривать именно как каналы передачи информации, но с особой спецификой.
Вообще слухи – это особая, обычно недостоверная информация (или искажающая форма передачи любой информации), передающаяся исключительно в устной форме как бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая исключительно в звуковой форме8. Этот канал отличается:
а) неопределенностью источника информации. Обычно человек передающий информацию по этому каналу, подчеркивает эту неопределенность используя слова «говорят», «слышал», иногда, чтобы придать достоверность сообщению ссылается на более конкретный источник, но, как правило, тот, который недоступен слушателю;
б) невозможностью уточнения, проверки передаваемой информации, прежде всего в силу ее анонимности;
в) неформальным, доверительным характером ее распространения. Слухи распространяются устно в ходе доверительной беседы.
Ценность слуха заключается в том, что он передает скрытую, неофициальную информацию о «другом» мире и о людях, которые в нем живут.
Поскольку это закрытая информация, то именно она представляет особый интерес для публики. В этом смысле слухи выполняют функцию социальной дифференциации общества на «своих» и «чужих», делая его более понятным. «Другие» для массового сознания – это те, кто выше в социальном, культурном или политическом плане, отличные от большинства, наделенные не характерными для большинства чертами и качествами. Эта своеобразность, отличность и привлекает. Даже если слухи запускают намеренно, предсказать результат их действия очень сложно.
Поиск тайного смысла в официальных сообщениях вызван недоверием к официальным источникам власти, что связано с дискредитацией власти самой себя. Поэтому слухи, передаваемые по большому секрету только близким и проверенным людям, вызывают больше доверия, чем другие источники информации. Интерес и доверие к слухам определяются и действием такого стереотипа массового сознания, как «дыма без огня не бывает». Следует учитывать и то, что слухи нередко подтверждаются.
Кроме указанных, можно назвать еще ряд причин появления слухов. Например, «информационный голод», нехватка достоверной информации по интересующей теме или проблеме. Другой детерминантой возникновения слухов является значимость темы для человека. Слухообразующим фактором являются экстраординарные события и герои, привлекающие общественное внимание и вызывающие потребность узнать о них больше.
Следует отметить, что, несмотря на общепринятое негативное отношение к слухам, они выполняют ряд функций, в том числе позитивных. Во-первых, они удовлетворяют потребности человека в общении, выступая в качестве повода поделиться информацией, а также самореализации и уважении, позволяя привлечь к себе внимание как к источнику или носителю «секретной» информации. Во-вторых, слухи выполняют функцию интеграции тех, кому доверили эту информацию, либо «своих» против «чужих», о которых идет речь в слухах. В-третьих, необходимо указать и функцию адаптации, приспособления к новым условиям через обсуждение. В-четвертых, психологическая функция слухов выражается в выплеске эмоций, нередко негативных, эмоциональной разгрузке и снятии напряжения. В-пятых, при помощи слухов происходит установление контроля над угрожающими изменениями реальности9. Поэтому особенно широкое распространение и влияние на поведение людей слухи оказывают во время кризисов и социальных трансформаций.
Схожую функцию в таких
Использование юмористических технологий, по мнению М. Ю. Кошелюка, способствует решению ряда задач: 1) преодоление негативного отношения (отвращения) избирателей к выборам в целом и как результат повышения электоральной активности; 2) изменения отношения к критериям выбора, усиления роли фактора "человеческого лица" при принятии решения в пользу того или иного кандидата; 3) нейтрализация негативных последствий для имиджа кандидата, возникающих в результате целенаправленных действий соперников или случайно возникших форс-мажорных обстоятельств; 4) наконец – повышения сплоченности, морального духа и креативности команды кандидата10.
Большое распространение и популярность в обществе приобрели анекдоты, которые представляют собой короткие смешные истории о какой-либо политической ситуации, лидере или группе, доводящие ситуацию до абсурда или высмеивающие глупость11. Как правило, они складываются спонтанно и являются своеобразным оперативным откликом общества на наиболее актуальные в данное время события и проблемы. Анекдоты также позволяют выразить общественное отношение к чему или кому-либо, это уникальный «рейтинг популярности» политиков и событий.
В настоящее время политический анекдот активно и успешно используется как политическая технология в ходе избирательных кампаний и осуществления повседневной деятельности государственных органов власти.
А.В. Дмитриев выделяет следующие виды политических анекдотов12:
Однако запущенный сверху анекдот, как правило, менее удачен, чем тот, который возник в обществе стихийно, отличается довольно непродолжительным периодом существования, в нем чувствуется чужеродность. Тем не менее, анекдот является неотъемлемой частью культуры в целом и политической в частности.
Не менее значимы в смеховой политической культуре карикатуры. Их роль и значение определяются наглядностью передаваемой информации.
Карикатура - это произведение или отдельный художественный образ, в котором в юмористической или сатирической форме преувеличиваются характерные особенности, чаще отрицательные, а иногда и положительные как у отдельного человека, так и у общества или явления с целью их осмеяния или возвеличивания13.
Часто такая картинка передает отношение
к информации лучше любых комментариев.
Используя соответствующие
А. В. Дмитриев перечисляет свойства карикатур, которые, по его мнению, становятся действенным средством формирования общественного мнения14:
В современной карикатуре выделяют так называемую «эзоповскую» группу символов: отождествление людей с животными, наделение животных человеческими качествами, включающими не только портретное сходство, но и характер и интеллект.
«Мифическая» группа — персонажи мифологии Древней Греции и Древнего Рима (Зевс, Прометей, Геракл, Троянский конь, Цезарь и другие).
«Средневековая» группа — Дон Кихот, короли, королевы, шуты, палачи, рыцарь и другие.
«Пиктографическая»
группа включает международные знаки-
«Платяная» — социальные роли (полицейский, военный, почтальон, дипломат, медсестра и т.п.)15.
Согласно исследованию У. Уэрнера16, в карикатурах используются три основных источника сюжетов и символов: 1) житейские ситуации; 2) современная популярная культура: кинофильмы, телешоу, спортивные события и т.п.; 3) исторические события и персонажи.
Частушка - один из новейших типов народной песни, это большей частью короткие куплеты, состоящие из коротких строк и черпающие содержание из современной жизни.
Социологический анализ политической частушки рисует целостную картину того, как различные группы населения реагируют на исторические события и политические реалии. Политическая частушка — это меткое средство пропаганды определенных социальных и политических идей.
Некоторые авторы отмечают, что перспективы этого жанра весьма неблагоприятны, так как распад коллективности в конечном итоге приведёт к отходу от устного народного творчества. Писательская авторская частушка, видимо, будет более долговечной, потому что уже начала работать политический «заказ». По утверждению некоторых авторов, редкая избирательная кампания в настоящее время обходится без «псевдонародных» частушек.
Таким образом, подводя краткий итог изложенному, можно сказать, что неформальная политическая коммуникация и такие ее формы, как слухи, анекдоты, карикатуры и другие, играют заметную роль в процессе восприятия и понимания происходящего в политике. Значение этих форм неформальной политической коммуникации определили и повышенный интерес к ним исследователей и специалистов из различных областей науки. Неформальные коммуникации позволяют ориентироваться в многообразии политических процессов и явлений, а также формировать отношение к ним и влиять на поведение людей в политике.
На сегодняшний день неформальные политические коммуникации в США являются одним из основных информационных ресурсов в периоды избирательных кампаний.
Собственно свое развитие этот вид коммуникаций получил еще во время Гражданской войны. В 1862 г. для поднятия морального духа северян художник Т. Наст публиковал свои политические карикатуры на южан и их лидеров. Однако, помимо этого, он стал известен как человек, который своими рисунками полностью разрушил имидж одного из известных своей коррумпированностью политиков У. Твида, а впоследствии и окончательно сломал его карьеру. Благодаря карикатурам Т. Наста, в которых У. Твид сравнивался с римским императором Нероном, этот политик проиграл выборы и потерял власть. Именно этому карикатуристу принадлежит символ республиканской партии США - рисунок слона.
В начале XX века в журналах публиковались карикатуры на таких американских президентов, как Т. Рузвельт и В. Вильсон, стали появляться политические анекдоты.
Информация о работе Неформальные политические коммуникации в избирательных кампаниях