Нормирование труда и эффективность работы персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 11:26, реферат

Краткое описание

Для более узкого анализа данной темы автор выбрал предприятие общественного питания. Рассмотрим основные его особенности и принципы построения и улучшения трудовых норм.

Содержание

Введение
1. Тип предприятия, его определение. Основные типы предприятий общественного питания. Услуги общественного питания, требования к ним
2. Эффективность работы персонала
3. Основные требования к организации рабочих мест
4. Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности на предприятиях общественного питания
4.1 Улучшение условий труда
4.2 Рационализация режимов труда и отдыха
4.3 Сущность и задачи нормирования труда. Нормы труда, методы нормирования труда
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

нормирование.docx

— 35.05 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

Министерство  образования и науки РФ

Санкт-Петербургский  государственный университет информационных технологий, механики и оптики.

 

 

Гуманитарный  факультет

 

Кафедра менеджмента

 

 

Дисциплина: Внутрифирменное планирование

Реферат на тему:

 

 Нормирование труда и эффективность работы персонала

Работу  выполнил: студент гр. 3051  ____________ /Пухова Л. А./

(подпись)   (ФИО) 

 

Работу  проверил: доцент ____________  /Рыкунов А. М./

(подпись)   (ФИО)

 

Дата: 04. 04. 2011

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

Содержание

 

Введение

  1. Тип предприятия, его определение. Основные типы предприятий общественного питания. Услуги общественного питания, требования к ним
  2. Эффективность работы персонала
  3. Основные требования к организации рабочих мест
  4. Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности на предприятиях общественного питания
    1. Улучшение условий труда

4.2 Рационализация режимов труда и отдыха

4.3 Сущность и задачи нормирования труда. Нормы труда, методы нормирования труда

Заключение

Список  источников

 

Введение

 

В условиях действия разнообразных  форм собственности, в том числе  и на труд, у работодателя и работника  повышается экономический интерес  к установлению обоснованных затрат рабочего времени и его использованию.

Работодатель как собственник  средств производства (или их части) стремится извлечь максимальную прибыль от их применения посредством рационального использования труда работника с минимальными издержками, в том числе оптимальной численностью персонала, минимальными затратами рабочего времени при обеспечении высокого качества товара (услуг).

По мере развития рыночных отношений  вопросы нормирования труда все  в большей степени связываются  с социально-экономическими аспектами  управления, так как проблема повышения эффективности использования труда персонала остается самой острой.

У работника, реализующего свои трудовые способности, повышаются интерес в более эффективном использовании рабочего времени, и в то же время, требования нормальных условий труда и оптимальной его напряженности, установленной на базе объективно рассчитанных затрат.

Без нормативного регулирования рабочего времени по продолжительности, степени  напряженности (интенсивности), организации  рационального использования трудовых затрат не могут состояться рыночные отношения внутри предприятия любой  формы собственности и структуры  управления.

Полная экономическая самостоятельность  или свобода предпринимательства, характерная для рыночной экономики, наряду с выбором номенклатуры продукции (услуг), организационно-правовых форм и структур управления, финансового  планирования и решения других хозяйственно-производственных вопросов, предполагает самостоятельность  в управлении численности персонала, подборе кадров, выборе форм и систем оплаты труда и методов ее организации, в решении вопросов замены и пересмотра норм и других задач нормирования.

Это означает, что в современных  условиях направление решения трудовых вопросов переносится на уровень  предприятия.

Для предпринимательства важны  точный учет и контроль издержек производства, в том числе на трудовые ресурсы, а также повышение производительности труда всех категорий работающих, прежде всего, за счет максимально рационального  использования рабочего времени. Это  цели достигаются при помощи нормирования труда.

Для более узкого анализа данной темы я выбрала предприятие общественного  питания. Рассмотрим основные его особенности  и принципы построения и улучшения  трудовых норм.

 

1. Тип предприятия,  его определение. Основные типы  предприятий общественного питания.  Услуги общественного питания,  требования к ним

 

Тип предприятия общественного  питания - вид предприятия с характерными особенностями кулинарной продукции  и номенклатуры предоставляемых  услуг потребителям. Согласно ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» основные типы предприятий общественного питания — это рестораны, бары, столовые, кафе, закусочные. Предприятия общественного питания классифицируются по стадиям производства, поэтому существуют такие типы заготовочных предприятий, как фабрика-заготовочная, комбинат полуфабрикатов, кулинарная фабрика; по большому объему выпускаемой кулинарной продукции выделяются такие типы предприятий общественного питания, как фабрики-кухни, комбинаты питания. Для расширения услуг, предоставляемых в общественном питании, организуются буфеты, предприятия по отпуску обедов на дом, магазины кулинарии.

Классификация услуг общественного  питания, общие требования к качеству услуг и обязательные требования по безопасности услуг установлены  ГОСТ Р 50764-95.

Услуги, предоставляемые потребителям на предприятиях общественного питания  различных типов и классов, определяются как:

    • услуги питания;
    • услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
    • услуги по организации потребления и обслуживания;
    • услуги по реализации кулинарной продукции
    • услуги по организации досуга
    • информационно-консультативные услуги и пр.

Отношения между потребителями  и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания  утверждены Постановлением Правительства  Российской Федерации от 15 августа 1997 г. №1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» (в ред. Постановления Правительства  РФ от 21.05.2001 г. № 389), которое разработано  в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», Законом  РФ «О качестве и безопасности пищевых  продуктов», Законом РФ «О техническом регулировании».

Услуги общественного питания  определяются исполнителем (предприятием общественного питания) в соответствии с его типом (а для ресторанов и баров их классом) и подтверждаются органом сертификации в соответствии с гоcyдарственным стандартом.

Предприятия общественного питания  обязаны соблюдать установленные  в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технологических  документах и других нормативных  актах обязательные требования к  качеству услуг, безопасности их для  жизни, здоровья людей, окружающей среды  и имущества.

Услуги общественного питания  независимо от типа предприятия должны:

    • соответствовать целевому назначению;
    • точно и своевременно предоставляться;
    • быть безопасны и экологичны;
    • эргономичны и комфортны;
    • эстетичны;
    • отвечать культуре обслуживания;
    • социально адресованы;
    • быть информативны.

 

 

 

 

 

2. Эффективность  работы персонала на предприятии

С уровнем эффективности труда  связана качественная характеристика работы, такая как производительность труда. Целью любого предприятия  является повышение производительности труда. Основная проблема организаторов  производства в данной области вне  зависимости от форм собственности  – тенденция к снижению эффективности  производства.

В связи с этим главными целями деятельности служб управления персоналом в этом направлении являются:

    • сокращение производственных издержек и увеличение прибыльности;
    • повышение гибкости производства;
    • повышение качества товаров;
    • совершенствование процессов технического и технологического контроля.

Производительность связана как  с количеством (количеством часов, трудозатратами), так и качеством  труда (особенностями технологии, объемом  капитальных вложений, качеством  персонала).

Управление производительностью  труда включает следующие элементы:

    • управление качеством;
    • планирование процедур повышения эффективности;
    • измерение трудозатрат и нормирование труда;
    • бухгалтерский учет и финансовый контроль.

Необходимо принимать во внимание факторы, препятствующие росту производительности, такие, как снижение цены труда при  постоянном росте уровня жизни и  увеличение уровня затрат на восстановление трудоспособности.

Нормирование труда – это  мероприятие по оценке количества труда, которое должно быть реализовано  в рамках заданной технологии.

Деятельность по нормированию труда  в управлении персоналом является комплексной  и дает возможность решать смежные  задачи. Основные цели нормирования:

    • планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество);
    • расчет затрат на заработную плату;
    • оценка изменения производительности, эффективности производства;

Для создания эффективной системы  нормирования труда на предприятии  необходимо осуществить:

    • анализ деятельности;
    • расчет и утверждение базовых норм;
    • мониторинг технического уровня производства, планирование пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;
    • внедрение форм материального стимулирования за повышение производительности;
    • мониторинг норм труда.

Рассмотрим далее подробно факторы, влияющие на эффективность работы сотрудников  и методы их нормирования и повышения. 

3. Основные требования к организации рабочих мест

 

Рабочим местом называется часть производственной площади, где работник выполняет  отдельные операции, используя при  этом соответствующее оборудование, посуду, инвентарь, инструменты. Рабочие  места на предприятиях общественного  питания имеют свои особенности  в зависимости от типа предприятия, его мощности, характера выполняемых  операций, ассортимента выпускаемой  продукции.

Площадь рабочего места должна быть достаточной, чтобы обеспечить рациональное размещение оборудования, создание безопасных условий труда, а также удобное  расположение инвентаря, инструментов.

Рабочие места в цехе располагаются  по ходу технологического процесса. Рабочие  места могут быть специализированными  и универсальными. Специализированные рабочие места организуют на крупных  предприятиях, когда работник в течение  рабочего дня выполняет одну или  несколько однородных операций.

На средних и малых предприятиях преобладают универсальные рабочие  места, где осуществляются несколько  неоднородных операций.

Организация рабочих мест учитывает  антропометрические данные строения тела человека, т.е. на основании роста  человека определяются глубина, высота рабочего места и фронт работы для одного работника.

 

Таблица 1. Рекомендуемая высота производственных столов и рабочей поверхности оборудования

 

Производственные столы, оборудование и рабочее положение человека Высота, мм, при росте

 

низком

среднем

высоком

Производственные столы при работе сидя

700

725

750

Рабочая поверхность оборудования:

 

при работе сидя

800

825

850

при работе стоя

1000

1050

1100


 

При разработке секционно-модулированного  оборудования были учтены все данные в таблице факторы.

Размеры производственного оборудования должны быть такими, чтобы корпус и  руки работающего находились в наиболее удобном положении.

Информация о работе Нормирование труда и эффективность работы персонала