Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:44, курсовая работа
Обучение персонала для большинства российских предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что производство в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, к их знаниям и профессиональным навыкам. Знания и установки, которые помогали работникам успешно трудиться еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появление новых конкурентов и т.д.) так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.). Это ставит большинство российских предприятий перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям. О
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА………………....5
1.1 Основные понятия и виды обучения …………………………………5
1.2 Цели, задачи, этапы и методы обучения………….………………….8
1.3 Нормативно-правовая база обучения ……………………..………...16
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СИЛЬВИНИТ»……………………………………….18
2.1 Общая характеристика организации…………………………...….18
2.1.1 Характеристика персонала……………………………………...…21
2.2 Организация обучения персонала на предприятии ОАО «Сильвинит»……………………………………………………………………..25
2.3 Анализ системы обучения персонала на предприятии……………..27
2.3.1 Особенности обучения персонала в ОАО «Сильвинит»…………30
2.3.2 Оценка эффективности обучения……………………………….....37
2.4 Изменение организационной структуры отдела подготовки кадров (ОПК)……………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н.ЕЛЬЦИНА»
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
И ПСИХОЛОГИИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО
«СИЛЬВИНИТ»
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
080505
Управление персоналом
Кетова Александра Владимировна
наук кафедры САиП
Екатеринбург 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА………………....5
1.1 Основные понятия и виды обучения …………………………………5
1.2 Цели, задачи, этапы и методы обучения………….………………….8
1.3 Нормативно-правовая база обучения ……………………..………...16
2.1.1 Характеристика персонала……………………………………...…21
2.2 Организация обучения персонала на
предприятии ОАО «Сильвинит»…………………………………………………
2.3 Анализ системы обучения персонала на предприятии……………..27
2.3.1 Особенности обучения персонала в ОАО «Сильвинит»…………30
2.3.2 Оценка эффективности обучения……………………………….....37
2.4 Изменение
организационной структуры отдела подготовки
кадров (ОПК)…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….….47
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Обучение персонала для большинства российских предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что производство в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, к их знаниям и профессиональным навыкам. Знания и установки, которые помогали работникам успешно трудиться еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появление новых конкурентов и т.д.) так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.). Это ставит большинство российских предприятий перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям. Отсюда главный стратегический курс современных предприятий – высокий уровень образования, квалификации и этики работников. А в связи с этим - предоставление широкому кругу работников условий для расширения знаний, непрерывного повышения профессионального мастерства, постоянного самообразования. Именно потому, что развитие персонала на предприятии, в настоящее время, становиться одним из важных направлений деятельности службы управления персоналом, тема данного курсового проекта является актуальной.
Достижение долгосрочных и краткосрочных целей, необходимость повышения конкурентоспособности и проведения организованных изменений требуют опоры на хорошо спланированную и четко организованную работу по обучению персонала. Именно на проблему развития персонала через обучение как основную, указывают А.Блинов, Г.Г.Зайцев, А.П.Егоршин, А.Е. Кибанов, А.Я.Кибанов, М.Б.Курбатова, М.И. Магура, Е.В.Маслов, Е.Моргунов, И.А.Оганесян, В.В.Травин, С.В.Шекшня, В.И.Шкатулла, Н.А. Чижов.
При этом дело не ограничивается передачей работникам тех или иных знаний и развитием у них необходимых навыков. В ходе обучения работникам может быть передана информация о текущем состоянии дел и о перспективах развития организации, кроме того, обучение призвано повышать уровень трудовой мотивации, приверженности персонала к своей организации и включенности в ее дела.
Таким образом, процесс обучения становится комплексным, обеспечивающим предприятию: возможность достижения стратегических целей, повышение конкурентоспособности предприятия, повышение ценности человеческих ресурсов предприятия.
Обучение персонала требует поддержки и заинтересованного участия первых лиц предприятия. Поддержка и сотрудничество со стороны высшего руководства за счет понимания того, что обучение может дать организации – это одна из приоритетных задач при организации обучения.
Объектом исследования является управление человеческими ресурсами предприятия.
Предмет исследования: обучение персонала на предприятии ОАО «Сильвинит».
Цель: представить рекомендации по совершенствованию обучения персонала на предприятии ОАО «Сильвинит».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы обучения персонала;
- дать характеристику предприятию ОАО «Сильвинит»;
- провести анализ состояния внутрифирменного обучения на ОАО «Сильвинит»;
- разработать рекомендации по совершенствованию обучения персонала на предприятии.
В
качестве методов исследования были
использованы метод анализа документов,
метод анкетирования, метод беседы и метод
интервью.
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1
Основные понятия и
виды обучения
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.
Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обуславливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делиться на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно. [15]
Профессиональное
образование персонала
Обучение
персонала – это
Карташова Л.В. определяет обучение как процесс приобретения новых знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения работы.
Меньшикова
А.Л. под обучением персонала понимает
деятельность, сознательно проводимую
для улучшения способностей персонала,
требующихся для выполнения работы
в настоящее время, и для развития потенциала
сотрудников, необходимого для выполнения
работы в будущем.
Несмотря на то, что авторы формулируют понятие обучение персонала по-разному, суть определения одна.
В качестве рабочего понятия, нами было выбрано следующее: Обучение персонала – основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей. (по Кибанову А. Я.)
Основываясь на анализе учебной литературы авторов Аверина А.Н., Карташовой Л.В., Кибанова А.Я. следует различать три вида обучения. Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Повышение квалификации кадров – обучение сотрудников с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности. Переподготовка кадров – обучение персонала с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. [15]
Виды обучения персонала (по А.Я. Кибанову)
Таблица 1 - Характеристика видов обучения персонала
Вид обучения | Характеристика вида обучения |
1. Профессиональная
подготовка
кадров
1.2. Профессиональная специализированная подготовка |
Приобретение
знаний, умений, навыков и обучение
способам общения, направленных на выполнение
производственных задач. Подготовка считается
законченной, если получена квалификация
для осуществления деятельности
Развитие
знаний, умений, навыков и способов
общения как фундамента для дальнейшей
профессиональной подготовки (например,
подготовка бакалавров) Предназначена для получения специфической проф-ой квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр) |
|
Расширение
знаний, умений, навыков и способов
общения с целью приведения их
в соответствие с современными требованиями
производства, а также для стимулирования
профессионального роста (обучаются
занятые в производстве работники, имеющие
практический опыт) Привидение знаний
и способностей в соответствие с
требованиями времени, их актуализации
и углубление. Обучаются специалисты
(горизонтальная мобильность) Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность) |
3. Профессиональная переподготовка (переквалификация) | Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт) |