Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:44, курсовая работа
Обучение персонала для большинства российских предприятий в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что производство в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, к их знаниям и профессиональным навыкам. Знания и установки, которые помогали работникам успешно трудиться еще вчера, сегодня теряют свою действенность. Очень быстро изменяются как внешние условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появление новых конкурентов и т.д.) так и внутренние условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, технологические изменения, появление новых рабочих мест и др.). Это ставит большинство российских предприятий перед необходимостью подготовки персонала к сегодняшним и завтрашним изменениям. О
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА………………....5
1.1 Основные понятия и виды обучения …………………………………5
1.2 Цели, задачи, этапы и методы обучения………….………………….8
1.3 Нормативно-правовая база обучения ……………………..………...16
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СИЛЬВИНИТ»……………………………………….18
2.1 Общая характеристика организации…………………………...….18
2.1.1 Характеристика персонала……………………………………...…21
2.2 Организация обучения персонала на предприятии ОАО «Сильвинит»……………………………………………………………………..25
2.3 Анализ системы обучения персонала на предприятии……………..27
2.3.1 Особенности обучения персонала в ОАО «Сильвинит»…………30
2.3.2 Оценка эффективности обучения……………………………….....37
2.4 Изменение организационной структуры отдела подготовки кадров (ОПК)……………………………………………………………………....40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………
В ходе обучения работникам нужно дать информацию о текущем состоянии дел и о перспективах развития организации, кроме того, обучение должно повышать уровень трудовой мотивации, приверженности персонала к своей организации и включенности в ее дела.
Таким образом, процесс обучения должен быть комплексным, это обеспечит предприятию:
Следовательно, следуя потребностям времени, на предприятии нужно внедрять программы комплексной подготовки руководителей всех уровней. Эта работа на ОАО «Сильвинит» уже началась, и отдел подготовки кадров принимает в этом непосредственное участие. В результате проведенной беседы с инженером по подготовке кадров II категории Мальцевой Юлией Владимировной, была получена информация о действующих программах обучения персонала на предприятии. В ходе беседы Юлия Владимировна подробно рассказала о целях программам, сроках и этапах их проведения.
Итак, в течение последних 2 лет осуществляется разработанная программа «Управления персоналом», которая распространяется на подготовку руководителей всех уровней от бригадиров до руководителей высшего звена. Именно в процессе этого обучения расставляются приоритеты кадровой политики, выделяются корпоративные ценности, определяются критерии процессного подхода к управлению человеческими ресурсами.
Особой
популярностью в последнее
Перед внедрением проекта была запущена анкета (приложение Д). В ней предложено 12 тем, которые необходимо было оценить по степени их важности для молодого мастера в плане информационной и социально-профессиональной адаптации.
С
целью ранжирования тем были опрошены
50 руководителей высшего и
Рейтинг ответов свидетельствует, что для начинающего руководителя необходимы как базовые знания из сферы управления персоналом, так и местные, локальные особенности производства и корпоративной культуры. У экспертов первые четыре позиции заняли:
Далее
с небольшим отставанием
В
таблице 3 представлен учебно-
Таблица 3 - Учебно-тематический план «Школы молодого мастера»
№ | Тема | Сроки | Часы |
1 | Эффективные технологии профессионального роста | I квартал | 8 |
2 | Отработка управленческих навыков | II квартал | 4 – лекции
4 – тренинг |
3 | Коллективный договор - основополагающий документ в работе с персоналом. Трудовое законодательство (кадровая политика, социальные гарантии, охрана труда и здоровья работников) | III квартал | 8 |
4 | Организация работы в подразделении. Технологии эффективного планирования рабочего времени (расстановка приоритетов, контроль и анализ рабочего времени, постановка задания, контроль исполнения, адаптация вновь принятого работника) | IV квартал | 4 – лекции
4 - тренинг |
Регламент работы школы молодого мастера – 1 раз в квартал; 4 раза в год по одному дню. Состав: 28 слушателей – представители всех структурных подразделений – молодые мастера, назначенные на должность недавно, и молодые рабочие, состоящие в резерве на замещение должности мастера или механика. Организацией обучения занимается инженер по подготовке кадров.
Первое занятие было проведено по программе «Эффективные технологии профессионального роста».
Цель семинара-тренинга:
Задачи:
Характеризуя процесс работы учебной группы, преподаватель отметила следующие моменты:
Данные
факты свидетельствуют о
Наметилась тенденция изменения в плане большей осознанности своих профессиональных действий.
Стала более выраженной ориентация на достижение нужного управленческого результата.
Участники группы, завершая обучение, отмечали:
Сегодня в ОАО «Сильвинит» рассматривается и готовится к внедрению еще одна комплексная программа обучения на тему: «Лидер и его команда: от мифов к практике». Это краткосрочная программа, продолжительность обучения составляет 5 дней.
Цель:
актуализировать лидерский
Категория слушателей: резерв на руководящие должности.
Содержание семинара:
В процессе семинара-тренинга будут использоваться современные технологии обучения: деловые игры, ролевые игры, мини-лекции, дискуссии, кейсы.
Каждому участнику будет предоставлен пакет методических материалов, включающий практическую информацию по всем вопросам семинара-тренинга.
Семинар
планируется проводить
2.3.2
Оценка эффективности
обучения
Учитывая большую затратность развития персонала, немаловажным элементом в системе обучения является определение эффективности, в данном случае эффективности комплексных программ. Смысл такой оценки состоит в том, чтобы определить является ли одна форма обучения более эффективной, чем другая, или установить, какую пользу от обучения работников получает организация.
Процесс оценки эффективности программ обучения начинается уже на этапе планирования, с момента определения целей обучения. Цели обучения, вытекающие из анализа потребности в обучении, собственно задают стандарт и критерии оценки эффективности обучающих программ. [7]
Процедура оценки эффективности учебных программ обычно состоит из четырех этапов:
После первого занятия «Школы молодого мастера» была запущена анкета (приложение Д), которая позволила выявить наиболее интересные темы для самих участников проекта. Первые четыре позиции заняли: