Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка стратегии развития.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Анализ методов и подходов к изучению процесса стратегического управления организацией:
2. Анализ внешней среды:
• Анализ макроокружения;
3. Анализ внутренней среды:
• Проведение SWOT - анализа;
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................2
1 Общая характеристика процесса стратегического управления. Стратегическое планирование..................................................................... 4-12
1.1 Характеристика внутренней среды организации................................ 12-21
1.2 Анализ внешней среды организации................................................... 21-29
1.3 Разработка стратегических предложений...........................................29-33
2 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский.... ……………………………………………………………34
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НР МБУЗ ЦРБ пгт.Пойковский............................................................................................. 34-38
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…………..38
2.2.1 ОЦЕНКА БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский ......................………………………………………………………………38-41
2.2.2 ОЦЕНКА МАКРОСРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…………. 42-44
2.2.3 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…44-47
3. РАЗРАБОТКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ........................................................................................48-52
Заключение...................................................................................................53-55
Список использованной литературы……………………………………………………..56
Технология. В узком смысле под технологией обычно понимают нечто, связанное с изобретениями, машинами. В широком смысле технология означает способ, который позволяет с помощью квалификационных навыков, оборудования, инструментов и соответствующих технических знаний преобразовывать исходные материалы в желаемый на выходе продукт.
В зарубежной литературе различают три крупных переворота в технологии: промышленную революцию, стандартизацию и механизацию, применение сборочных конвейеров.
В настоящее время все больше говорят о революции, вызванной современной информационной технологией. Различие между ней и предыдущими технологиями состояло в том, что предыдущие технологии были преобразователями энергии, продолжением действий рук и мускулов работающего человека и считались его инструментом и помощником, тогда как современная информационная технология является продолжением работы мозга человека и его партнером или даже его руководителем. Поэтому современная информационная технология считается технологией управления. Там, где труд специализирован, сложилось грубое разделение труда между теми людьми, которые заняты выполнением заданий, непосредственно связанных с выпуском продукции предприятия, и теми, кто занят координацией и управлением (контролем) деятельности других.
Промышленная революция коснулась людей, выполняющих задания первой группы - фабрично-заводских рабочих, некоторых видов канцелярских работников. Управленческая группа, включая директоров и штатных специалистов, не испытывала особого влияния до тех пор, пока не появилась информационная технология. В наше время технология, появление компьютеров, прежде всего, оказало влияние на канцелярских работников.
Использование стандартных, взаимозаменяемых компонентов в производстве стимулировало дальнейшее повышение специализации, открыв одновременно широкие возможности для применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда. Именно стандартизация в сочетании с механизацией служит основой массового производства товаров и услуг.
Применение движущихся сборочных конвейерных линий при производстве сложной продукции способствовало резкому сокращению затрат времени на ее производство. Рабочие, занятые на этой линии, были чрезвычайно узко специализированы.
Три коренных изменения в технологии, выразившиеся в механизации, стандартизации и сборочных конвейерах, оказали глубочайшее воздействие на характер и содержание задач, на управление в целом, что в конечном счете отразилось на повышении эффективности организации.
Люди. Построение системы управления производственной организацией - это прежде всего налаживание взаимодействий и отношений людьми, выполняющими производственные и управленческие операции, необходимые для достижения поставленных перед организацией целей.
Специфика организации как социальной системы состоит в том, что на всех этапах процесса управления человек и его отношения в группе играют решающую роль. С одной стороны, процесс труда занимает центральное место при выполнении материально-производственных функций, что делает людей основным объектом управления, с другой - в деятельности руководящих работников, подготавливающих и принимающих решения, субъективно опосредствуются все реальные процессы производства и управления.
Все элементы системы управления в производственных организациях приобретают специфическую, присущую лишь социальным системам форму реализации. Прежде всего это касается формулирования целей. В социальных системах цели - это, прежде всего, отражение человеческих потребностей, которые будучи осознанными, превращаются в интересы, а затем и в установки к действию. Эти потребности и интересы находятся в непрерывном развитии. Люди творчески относятся к формированию и удовлетворению своих потребностей, непрерывно сопоставляя их с потенциальными возможностями и тенденциями материального мира, а также с той макро- и микросредой, в которой они функционируют.
Большую роль в поиске путей достижения и реализации целей играет человеческое поведение, которое является величиной переменной. Современная деятельность людей в группах, организациях - источник больших внутренних возможностей повышения производительности без каких бы то ни было специальных затрат ресурсов. И реализация этих возможностей зависит как от способностей людей выполнять возложенные на них задачи, так и от их внутренних мотивов, стимулов, заинтересованности. Поэтому предугадать "технологию" выполнения человеком своей работы можно лишь приближенно. Люди, формально имеющие одну и ту же квалификацию и опыт, могут выполнять одни и те же работы разными способами с существенно различной производительностью. Отсюда возникает проблема правильного подбора людей, развития у них необходимых навыков, квалификации, способностей сознательности и т.п. сообразно решаемым задачам и складывающимся обстоятельствам. Не менее важное значение имеет человек и при реализации принятых решений. Прежде чем будет выполнено определенное действие для достижения заданных целей, оно должно пройти сложные преобразования в психологии человека. Потребности человека осознаются в виде интересов, желаний, индивидуальных и групповых стремлений, на основе которых у него формируются мотивы (побуждения, решения, установки (практическая готовность) к действию). При соответствующих объективных условиях они воплощаются в реальности.
Специфическую форму в организациях как социальных системах приобретает информация, связывающая воедино различные блоки системы управления. Информация, используемая людьми, имеет особую форму выражения в виде обмена суждениями, умозаключениями, идеями, знаниями.
Использование информации в управлении основывается на опыте людей, т.е. на ранее накопленных сведениях, как в виде научных знаний, статданных и т.д., так и в виде практических навыков. В системах управления важна не только объективная содержательная сторона информации, но и ей относительная субъективная пригодность для принятия решения в данной управленческой ситуации, в данном месте и в данный момент.
В управлении конкретными организациями объектом социального управления являются межгрупповые и межличностные отношения. Для эффективного функционирования организации важнейшее значение имеет не только формальное регламентирование работы организации, которое позволяет четко распределить обязанности, права и ответственность, служебные связи между членами организации, определить социальную роль каждого члена или подразделения, но и неформальная сторона, проявляющаяся в реально существующих, но организационно не оформленных межличностных связях, отношениях, контактах, взаимной поддержке и выручке членов организации и т.п.
Особенно сильны неформальные связи и отношения в малых группах, в которых важное значение приобретают психологические неформальные аспекты их деятельности. Важность неформальных организационных отношений в управлении придает особое значение применению достижений социологии, психологии, личным качествам, искусству руководства, морально- этическим принципам поведения членов организации. Моральная атмосфера в организации и ее подразделениях, стиль управления, воспитание в людях честности и требовательности к себе и другим, доверие и строгая ответственность - все это является характеристикой высокоэффективной организации.
1.2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ.[11]
Под внешней средой, окружением понимается все то, что находится вне организации и оказывает на нее существенное влияние. Однако если система, испытывая также влияние, может сама достаточно сильно воздействовать на какой-либо внешний элемент, такого рода управляемый компонент следует относить не к среде, а включать в саму систему.
Системный подход к организации требует выделения входов и выходов, связывающих ее с внешней средой (в отличие от внутрисистемных связей, выражающих отношения внутренних компонентов системы). Это вызывает необходимость определенным образом описывать внешнюю среду организации, выделяя в ней те компоненты, которые существенны с точки зрения их влияния на систему.
По степени влияния на организацию можно выделить факторы прямого воздействия (или непосредственно деловое окружение) и факторы косвенного воздействия (общее окружение). К факторам прямого воздействия относятся поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные и общественные органы, регулирующие различные стороны деятельности организации.
К факторам косвенного воздействия относятся политические, экономические, социокультурные, научно-технические, природные, международные и др. факторы.
Для стран с трансформирующейся экономикой особая роль принадлежит политическим и экономическим факторам, определяющим стратегический курс развития организаций. Поскольку им является формирование рыночной экономики, постольку организации принадлежит решающая роль в управлении процессами ее взаимодействия с окружающей средой. Эффективный менеджмент может иметь место тогда, когда всесторонне и полно учитываются характерные особенности внешней среды.
Важной характеристикой внешней среды является взаимосвязанность факторов, т.е. изменение любого из факторов влечет изменение и остальных. В качестве хрестоматийного примера здесь часто используют пример с нефтяным кризисом в западных странах в 1973-74 гг., когда страны ОПЕК резко повысили цены на нефть. В результате снизились поставки нефти, что повлекло за собой повышение цен на все виды продукции и принятие целого ряда правительственных решений по рационированию расхода топлива, увеличению налога на сверхприбыли и др. В свою очередь профсоюзы потребовали компенсации потерь в реальной заработной плате. Производство больших крупногабаритных автомобилей стало нерентабельным, бесперспективным. Для многих организаций выживание в таких условиях стало связано с тем, насколько, или правильно, оценивается внешнее окружение и понимается взаимосвязанность различных факторов.
При этом нужно иметь в виду не только то, что внутренняя структура организации находится под сильным влиянием ей окружения, но и то, что отдельные компоненты внутренней среды могут иметь самостоятельные связи с тем или иным фактором внешней среды.
Одной из характеристик внешней среды является ее сложность, под которой понимается число факторов, оказывающих влияние на организацию, а также уровень вариабельности каждого из факторов. Для сравнения можно взять два предприятия - хлебозавод и машиностроительное предприятие. Спектр факторов - исходные материалы, продукция, технология, специалисты и др., - влияющих на организации и их вариабельность значительно шире у машиностроительного предприятия, и следовательно управлять им существенно сложнее, чем хлебозаводом. Следующей характеристикой внешней среды является ей подвижность, т.е. скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Большую подвижность внешней среде придают прежде всего достижения науки и техники. Однако для разных организаций подвижность внешней среды различна. Так, быстрые изменения происходят в сфере производства микроэлектроники, компьютеров, аэрокосмической промышленности. И сравнительно менее заметные изменения происходят в мебельной, пищевой, строительных материалов и других отраслях.
И, наконец, ешь одной характеристикой внешней среды служит ей неопределенность, которая является функцией количества информации о факторах окружения и ее надежности. Чем меньшим объемом информации об окружении располагает организация и чем менее она точна, тем неопределенность внешней среды возрастает. И чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать правильные, эффективные решения. Таким образом, знание и учет вышеназванных характеристик внешней среды является необходимым условием не только развития адаптивности организации к внешней среде, но и возможности влиять на нее в желательном направлении.
Все вышеназванные характеристики внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Ценность системного подхода состоит в комплексном рассмотрении организации и условий, в которых она функционирует. Системный подход не допускает одностороннего подхода и рассмотрения ограниченного числа факторов. Он требует сбалансированности и тесной взаимосвязанности всех слагаемых организации.
При изучении многих теоретических и практических проблем управления организацию рассматривают как большую систему, в которой все внутренние и внешние связи не могут быть охвачены в едином описании. Следовательно, изучение факторов внешней среды необходимо осуществлять путем последовательного перехода от одного фактора к другому. Поэтому остановимся более подробно на каждом из них.
Поставщики. Как уже было сказано, организация в самом общем представлении - это механизм преобразования входов в выходы. В качестве входов для производственной организации служат материально-технические и энергетические ресурсы, капитал и рабочая сила. Необходимость учета характеристик окружающей среды видна уже из того, что успешная стабильная деятельность организации будет зависеть от того, в какой мере она при формировании сети поставок различных ресурсов примет во внимание их взаимосвязанность, подвижность и другие характеристики. Так, например, изменения в количестве и качестве ресурсов рабочей силы могут диктовать соответствующие изменения в организации. Применение автоматизированных процессов может быть вызвано уменьшением в поставках рабочей силы. Изменения в технологии работ в угольных шахтах и разведения табака в свое время были вызваны нехваткой рабочей силы. Изменения в поставках материалов могут быть вызваны заменой одного вида материала другим. Чулки из вискозы и изделия из синтетического каучука являются прямыми результатами нехватки сырьевых материалов, вызванных войной. Трудно перечислить все возможные изменения в поставках ресурсов, которые стимулируют изменения в организациях. Однако этих возможностей очень много, и с ними необходимо считаться.