Общая характеристика процесса стратегического управления. Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка стратегии развития.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Анализ методов и подходов к изучению процесса стратегического управления организацией:
2. Анализ внешней среды:
• Анализ макроокружения;
3. Анализ внутренней среды:
• Проведение SWOT - анализа;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................2
1 Общая характеристика процесса стратегического управления. Стратегическое планирование..................................................................... 4-12
1.1 Характеристика внутренней среды организации................................ 12-21
1.2 Анализ внешней среды организации................................................... 21-29
1.3 Разработка стратегических предложений...........................................29-33
2 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский.... ……………………………………………………………34
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НР МБУЗ ЦРБ пгт.Пойковский............................................................................................. 34-38
2.2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…………..38
2.2.1 ОЦЕНКА БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский ......................………………………………………………………………38-41
2.2.2 ОЦЕНКА МАКРОСРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…………. 42-44
2.2.3 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НР МБУЗ ЦРБ пгт. Пойковский…44-47
3. РАЗРАБОТКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ........................................................................................48-52
Заключение...................................................................................................53-55
Список использованной литературы……………………………………………………..56

Вложенные файлы: 1 файл

kursavik.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

Для успеха организации нужны не только поставщики материалов, но и капитала. Потенциальными инвесторами могут служить банки, средства из бюджета, акционеры, частные лица и т.д. Инвестиции ими вкладываются лишь в том случае, если им гарантируется прибыль. И неохотно выдают, а то отказывают тем организациям, деятельность которых сопряжена с большим риском.

И, наконец, без кадров, имеющих соответствующую квалификацию и способных привести в движение материалы, капитал и технологию, невозможна эффективная деятельность организации. Современный этап развития промышленных организаций характеризуется недостатком высококвалифицированных кадров, в том числе и менеджеров. Поэтому подготовка и повышение квалификации рабочих и управленческих кадров считается одной из эффективных сфер приложения инвестиций.

Наличие профсоюза в организации свидетельствует о том, что необходимо считаться с еще одной переменной внешней среды, с которой должны быть проведены переговоры и заключены тарифные соглашения, коллективные договоры и т.д.

Потребители. В теории управления существует точка зрения, что единственной подлинной целью бизнеса является создание потребителя. В ней заключен большой смысл - выживание и успех организации во многом обусловлен ее способностью находить потребителя своей продукции или услуг. Потребители, решая вопрос о том, какие товары или услуги и по какой цене им желательны, определяют для организации успешность ее деятельности. Ориентируя свою деятельность на определенные группы потребителей, организация учитывает тем самым взаимодействие и свою зависимость от данного фактора внешней среды.

Конкуренты. Руководитель организации заинтересован в соответствующей реакции на изменения на рынке сбыта. Конкуренты выбрасывают на рынок новые виды продукции, расширяют свою рекламу, снижают цены на свои товары или увеличивают объем обслуживания клиентов. В любом случае необходима ответная реакция, если руководитель не хочет, чтобы уменьшились прибыли и его доля на рынке. В то же время происходят изменения во вкусах и доходах клиентов. Продукция фирмы может более не привлекать клиентов, т.к. они могут позволить себе приобретать более дорогие, более высококачественные модели этого же вида продукции.

Если не приспосабливаться к новым условиям рынка, то такой руководитель, изолированный от реального мира, вскоре столкнется с недовольством акционеров.

Во многих случаях успех организации зависит от того, как выглядит ее продукция по своим потребительским качествам и цене по сравнению с продукцией конкурентов. Сегодня конкуренция цен на продукцию нередко заменяется конкуренцией ее качества. В истории можно привести массу примеров, когда конкуренция приобретает чрезвычайно острый характер. При этом используются самые изощренные методы, начиная от дискредитации продукции конкурентов до промышленного шпионажа. Организация, если хочет добиться успеха в современной конкурентной борьбе, прежде всего думает о нововведениях и эффективной деятельности.

Законы и государственные органы. Деятельность организаций регулируются различными законами, которые определяют ее взаимоотношения с государственными учреждениями, наемным персоналом, порядок уплаты налогов и т.п. Правовой статус самой организации уже определяет, как она может вести дела и какие налоги платить. Например, малое предприятие в период становления в первые два года имеет определенные налоговые льготы.

Но законодательство характеризуется и подвижностью, а иногда и неопределенностью. Наиболее ярко это мы можем проследить на примере с развитием малого бизнеса в Казахстане. Принятый в начале порядок обложения налогами МП был изменен и уравнен с другими. Однако прошло несколько лет, и вновь ввели льготный порядок налогообложения.

Организации обязаны соблюдать не только республиканские законы и решения местных маслихатов, но и требования различных органов государственного регулирования, в чьем ведении находятся такие вопросы, как соблюдение требований по охране окружающей среды, качество потребительских товаров, охрана труда и т.п. Нередко эти требования, исходящие от различных органов, могут вступать в определенные противоречия друг с другом.

И, наконец, свою регулирующую деятельность активизируют местные органы власти, которые в одних условиях своими постановлениями и решениями усиливают республиканские нормы, а в других случаях - еще больше усложняют и приводят иногда к существенным различиям по сравнению с республиканскими законами.

Факторы среды косвенного воздействия воздействуют на организацию не так заметно, как вышеописанные факторы прямого воздействия. Обычно они сложнее, более неопределенны, т.к. основаны на неполной информации. Среди факторов среды косвенного воздействия остановимся подробно на политических, экономических и социально-культурных факторах, технологии, а также взаимоотношениях с местными сообществами.

Политические факторы. Различные аспекты проводимой в стране политики должны быть приняты во внимание, когда речь идет об обеспечении успешной деятельности организации. Политическая стабильность или нестабильность, уровень социальной напряженности в стране, степень вмешательства государства в экономику и характер принимаемых мер с точки зрения благоприятствования для развития бизнеса, меры по приватизации или национализации секторов экономики, уровень развития демократизации общества и другие могут оказывать различное влияние на деятельность организации.

Состояние экономики должно быть оценено руководством организации, т.к. от того, находится ли экономика на подъеме или переживает глубокий спад производства, имеет ли место инфляция в различных формах, привлекательна или нет для инвестиций и т.д. в решающей степени зависят результаты деятельности организации.

Социальные факторы. Значение данного фактора трудно переоценить. Сложившийся в обществе стереотип взглядов на жизненные ценности и традиции, установки, место отдельных групп и личностей оказывают существенное влияние на способы ведения своих дел организациями. Например, дача взятки чиновникам в странах СНГ для продвижения своих дел организациями стала притчей во языцах. В некоторых постсоветских республиках все более на второй план отодвигаются жизненные ценности, связанные с приобретением знаний, достижением научных результатов, трудовыми успехами отдельных граждан. На первый план в системе жизненных ценностей стали выступать роскошь, материальное благополучие, связи и др. Влияние социокультурных факторов можно видеть и на желании определенной части населения сохранить и укрепить веками сложившиеся традиции и на изменении вкусов людей по отношению к одежде, питанию, своему поведению и др. Если организация хочет успешно функционировать, она должна анализировать характер воздействия социальных и культурных факторов, уметь уловить тенденции их изменения и обслуживать общество более эффективно, чем конкуренты.

Технология является не только слагаемым внутренней среды организации, но и существенным фактором внешней среды. Особенно в современный век научно-технической революции, когда темпы разработки и освоения нововведений становятся чрезвычайно высокими. Развитие микроэлектроники, биотехнологии вносят в производственную и общественную жизнь такие изменения, которые кардинальным образом меняют привычные представления об окружающем мире. Организации должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать новшества. Чтобы сохранить конкурентоспособность, организация должна впитать в себя все современные и доступные ей разработки, от этого зависит, в конечном счете, эффективность их деятельности.

Отношение с местным населением. В своей деятельности организации должны учитывать специфику складывающихся отношений с местным населением. Известно, что в разных регионах могут по-разному отнестись к возможности размещения на их территории одного и того же предприятия. Например, в относительно благополучных с точки зрения занятости регионах могут решительно воспротивиться строительству, допустим, химического завода или атомной электростанции. И совершенно другое отношение этот проект может вызвать в регионах, где местное население изнывает от безработицы, несмотря на потенциальный экологический урон, который сопряжен с реализацией данного проекта.

Построение хороших отношений с местным населением должно стать одной из первоочередных забот организации. Это может проявиться в самой различной форме - благотворительная деятельность, финансирование местного вуза, общеобразовательной школы, создание профессиональных училищ, готовящих кадры из среды местной молодежи и др.

Наконец, надо еще раз подчеркнуть, что описанные выше факторы влияют на организацию не изолированно, а зачастую комплексно, во взаимодействии друг с другом. Организация должна рассматриваться не как пассивный объект этого воздействия, она должна анализировать это влияние, адаптироваться к складывающейся ситуации и даже пытаться в свою очередь влиять на окружающую среду.

 

1.3 РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ.[2]

 

Разработка стратегических предложений — создание портфеля приемлемых для предприятия альтернативных стратегий, ведущих к достижению одной цели, но разными путями.

Сущность принятия стратегического решения состоит в том, что руководитель предприятия должен выбрать определенную стратегию его развития. Однако для этого необходимо сформировать несколько различных вариантов стратегий, то есть портфель стратегических альтернатив.

Понятие предложения широко используется не только в стратегическом менеджменте, но и в управлении вообще и означает многовариантность. Многовариантны источники всех ресурсов, виды выпускаемой продукции, рынки и методы их освоения, цели предприятия и стратегии их достижения.

Стратегии предприятия во многом уникальны, не существует универсальных решений стратегических задач, пригодных для всех случаев, вследствие чего возможные варианты действий также не заданы, и поскольку формирование портфеля стратегических предложений является процессом творческим, целиком зависящим от уровня знаний и опыта руководителей, их ценностей и приоритетов, корпоративной культуры, такие варианты необходимо найти самостоятельно.

Традиционно считается, что формирование стратегии является прерогативой высшего руководства. Это на самом деле так. Однако, это относится к принятию стратегического решения, то есть к выбору стратегии. Но при формировании портфеля стратегических предложений, для того, чтобы он был максимально полным, необходимо учитывать предложения если не всех сотрудников предприятия, то хотя бы руководителей среднего звена. Для этого очень эффективным оказывается применение метода «мозговой атаки», когда выдвигаются независимые и порой очень смелые и нетрадиционные предложения.

Разрабатывая стратегию предприятия, руководитель может поступить таким же образом, как это делали другие в подобных обстоятельствах, и не заботиться об определении стратегических альтернатив. Однако существует опасность, что при этом стандартные решения будут использоваться применительно к нестандартным ситуациям, а это означает, что цели «подгоняются» под стандартное решение.

Часто при формировании портфеля стратегических предложений руководители допускают ошибку, которая заключается в сопоставлении стратегических альтернатив с типами стратегий. Наиболее распространенными в мировой практике являются следующие четыре типа стратегий:

- стратегии роста;

- стратегии ограниченного  роста;

- стратегии сворачивания  деятельности (ухода из бизнеса);

- комбинации из вышеперечисленных  стратегий.

Однако между типами стратегий и стратегическими предложениями существует огромная разница.

Общеизвестно, что в зависимости от поставленных целей предприятие разрабатывает различные варианты их достижения. Поэтому основное различие между типами стратегий и стратегическими предложениями заключается именно в конечном результате, то есть в достижении целей. Если стратегии классифицируются по типам, то они направлены на достижение различных целей, в то время как стратегические предложения направлены на достижение одной общей цели. Например, разве можно говорить, что стратегия интегрированного роста и стратегия сокращения альтернативны для увеличения доли рынка?

Совершенно очевидно, что к одной и той же цели можно двигаться различными способами. Например, можно наращивать прибыль за счет снижения издержек, как это делают многие зарубежные компании, разворачивая производство своей продукции в России и тем самым сокращая затраты на транспортировку и таможенные пошлины (ярким примером являются компании-производители йогурта, строящие заводы в Подмосковье), но можно добиться этого и путем увеличения доли рынка, примером чему служит деятельность компании «Мобильные ТелеСистемы» — столичного оператора сотовой связи, число абонентов которого растет с каждым днем. Как видно, если установление целей отвечает на вопрос, к чему предприятие будет стремиться, если план действий отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы достичь поставленной цели, то стратегия отвечает на вопрос, каким из возможных способов предприятие будет идти к достижению цели. Формирование портфеля стратегических предложений означает формирование различных способов, с помощью которых предприятие будет решать стоящие перед ним задачи.

Обычно, когда говорят о стратегии предприятия, подразумевают единую политику предприятия по достижению поставленной стратегической цели. Однако, чаще всего перед предприятием стоит не одна стратегическая цель, а несколько общих целей, которые устанавливаются исходя из проведенного комплексного анализа, направленного на изучение как внешнего, так и внутреннего окружения предприятия. Одним из общепризнанных инструментов комплексного анализа является SWOT-анализ.

Поскольку SWOT-анализ выявляет угрозы и возможности внешней среды и сильные и слабые стороны предприятия, целесообразно устанавливать цели, исходя из результатов этого анализа, то есть целями предприятия должны быть использование возможностей и устранение угроз внешней среды, а также сохранение сильных и ликвидация слабых сторон самого предприятия, и, в соответствии с этим, генеральная стратегия предприятия должна состоять из следующих четырех направлений его деятельности:

Информация о работе Общая характеристика процесса стратегического управления. Стратегическое планирование