Оплата труда как инструмент управления воспроизводством кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2014 в 21:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в проведении анализа действующей системы оплаты труда в предприятии автомобильного сервиса - техцентре «АвтоРеал», выяснение ее недостатков и выявление путей ее совершенствования.
Исходя из представленных целей, можно сформировать задачи:
- выявить понятие, сущность оплаты труда, рассмотреть ее основные виды;
- изучить основные формы и системы оплаты труда;
- определить значение и роль оплаты труда в системе управления предприятием;
- рассмотреть методы оценки влияния изменения оплаты труда на эффективность деятельности предприятия;
- провести анализ хозяйственно-экономической деятельности техцентра «АвтоРеал»

Вложенные файлы: 1 файл

ОПЛАТА ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ. ДИПЛОМ.docx

— 419.92 Кб (Скачать файл)

 

Сделаем выводы по таблице 2.9. Среднемесячная заработная плата по всему предприятию в 2010 году выросла на 1,23% и составила 17 217,7 руб. против 17 008,8 руб. за 2009 год. В 2011 году рост показателя составил 284,1 руб. или 1,65% по отношению к 2010 году. Заработная плата управленческого персонала и специалистов в 2010 году немного на 0,86% или на 193 руб., несмотря на то что по всем должностям произошел рост. Это потому что, численность мастеров-приемщиков, у которых зарплата ниже, чем у других руководителей, в 2010 году повысилась.

 

Рисунок 2.4 – Динамика средней заработной платы по категориям должностей за 2009-2011гг. по техцентру ООО «Ремонтно-транспортная компания «РЕАЛ», руб.

 

Как видим из таблицы 2.9 и рисунка 2.4, в 2011 году среднемесячная заработная плата управленческого персонала и специалистов увеличилась на 76 руб. или на 0,34%, хотя по отдельным должностям тем прироста составил минимум 4,82%. Это связано с увеличением численности персонала, в данном случае специалистов-бухгалтеров. Заработная плата производственных работников в среднем в 2010 году выросла на 2,75% и на 4,30% в 2011 году, составив 18 038 руб. У обслуживающего персонала увеличение средней зарплаты составило в 2010 году 5,28% и 3,69% или 586 руб. в 2011 году. Зарплата вспомогательно-обслуживающих работников предприятия в 2011 году составила 9850 руб., увеличившись на 423 руб. или на 4,49% по сравнению с предыдущим годом.

Самая высокая заработная плата в ООО «Ремонтно-транспортная компания «РЕАЛ» у директора техцентра, а самая низкая у мойщиков и уборщиц. Зарплата директора больше в 3,46 раза зарплаты мойщика и уборщицы. Также высокие заработные платы у заместителя директора, финансового директора и старшего мастера. По темпам изменения (роста) заработной платы можно увидеть одно положительное явление – это опережение темпа роста средней зарплаты производственного и торгово-обслуживающего персонала над темпом роста административно-управленческого персонала.

На исследуемом предприятии, как выяснили ранее, применяют как повременную, так и сдельную систему оплаты труда. В таблице 2.10 представим структуру фонда оплаты труда техцентра «АвтоРеал» в разрезе категорий персонала.

Таблица 2.10 – Динамика фонда оплаты труда по системам оплаты труда, которые используются в ООО «Ремонтно-транспортная компания «РЕАЛ» в разрезе отдельных категорий должностей персонала за 2010-2011гг., тыс.руб.

Категории должностей работников

Повременная система оплаты труда

Сдельная форма оплаты труда

Изменения, +, -

2010 год

2011 год

2010 год

2011 год

повременной

сдельной

Административно-управленческий персонал и специалисты

133,0

155,7

-

-

+22,7

-

Производственный персонал

-

-

103,8

126,3

-

+22,5

Обслуживающий персонал

8,4

17,5

71,0

81,1

+9,1

+10,1

Вспомогательно- обслуживающий персонал

28,3

39,4

-

-

+11,1

-

В среднем за месяц

169,7

212,6

174,8

207,4

+42,9

+32,6

Всего за год

2036,4

2551,2

2097,6

2488,8

+514,8

+391,2

удельный вес, в %

49,26

50,62

50,74

49,38

+1,36

-1,36


 

Из данных таблицы 2.10 видим, что повременная система оплаты труда применяется в техцентре «АвтоРеал» для вознаграждения административно-управленческого персонала, специалистов, вспомогательно-обслуживающего персонала и частично для торгового персонала (у барменов имеется почасовая оплата труда – это около 60% от всей их зарплаты). У производственных работников полностью сдельная система оплаты труда.

В целом по предприятию за 2010-2011гг. фонд оплаты труда по повременной системе увеличился на 514,8 тыс.руб., а по сдельной оплате труда – на 391,2 тыс.руб. Если в 2010 году расходы на персонал по повременной системе оплаты труда составляли 2036,4 тыс.руб., в 2011 году 2097,6 тыс.руб., по сдельной системе за 2010-2011гг. фонд оплаты труда составил 2551,2 тыс.руб. и 2488,8 тыс.руб. соответственно. В общем, в общем фонде оплаты труда повременная и сдельная системы занимают примерно одинаковую долю, однако в 2011 году удельный вес по повременной системе увеличился на 1,36%, составив 50,74%, а по сдельной, наоборот, снизился на 1,36% и составил 49,38% против 50,62%.

Необходимо отметить, что в ООО «Ремонтно-транспортная компания «РЕАЛ» уделяется мало внимания дополнительным льготам для персонала. Это, в свою очередь, препятствует установлению дружественных отношений в организации. В техцентре наблюдается неблагоприятный морально-психологический климат, который характеризуется в том, что не все сотрудники объективно и с пониманием воспринимают критику от руководства, а среди линейного руководства есть такие, которые оказывают достаточно сильное давление на своих подчиненных. Также заметим, что в предприятии уровень вовлеченности в процесс взаимопомощи относительно низкая.

Руководство организации особо не старается улучшить морально-психологический климат в коллективе, с его стороны не принимаются какие-либо конкретные меры для этого. А ведь морально-психологический климат считается одним из основных и важных факторов эффективной деятельности всей организации, поэтому данная проблема нуждается в обязательном решении в скором времени.

Из проведенного анализа и исследования действующих систем оплаты труда в ООО «Ремонтно-транспортная компания «РЕАЛ», мы выявили много недочетов, за счет чего персонал работает плохо: производительность труда и рентабельность за 2009-2011гг. стабильно падает.

В данном этапе в работе персонала техцентра существуют следующие проблемы, которые устранимы за счет совершенствования оплаты труда:

- в целом ремонтный цех работает удовлетворительно (планы чаще всего выполняются), однако периодически бывают нарекания, связанные со сроком выполнения работ;

- работу  мастеров можно оценить относительно плохо – так как дневные планы выполняются не всегда. То есть, они работают не в полную силу, иногда можно увидеть мастеров не на рабочем месте по неуважительным причинам;

- что  касается работы кассиров, то здесь также имеются проблемы и замечания. К сожалению, кассиры не всегда вовремя вводят данные по кассе в электронную базу;

- работу  мастеров-приемщиков тоже не назовешь эффективной и производительной, в частности, они недостаточно качественно производят приемку автомобилей, не выдавая клиенту нужные документы и акты.

Поэтому необходимо разработать новую модель системы оплаты труда для персонала, правильно мотивировать работников к эффективному труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

2.3 Анализ  расходов на оплату труда и  оценка эффективности использования  трудовых ресурсов

 

Для того, чтобы провести анализ расходов на оплату труда работников ООО «Ремонтно-транспортная компания «РЕАЛ», необходим анализ состава и структуры всех расходов (себестоимости и издержек обращения) за 2009-2011гг., в частности определим долю расходов на оплату труда в общей сумме затрат предприятия. Анализ обычно начинается с изучения динамики и структуры общей суммы затрат в целом и по экономическим элементам (см. таблицу 2.10).

Таблица 2.10 – Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе по предприятию автомобильного сервиса ООО «Ремонтно-транспортная компания «РЕАЛ» за 2009-2011гг.

Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности

2009 год

2010 год

2011 год

Отклонение за 2010-2011гг., +, -

Темп роста, % (гр.6: гр.4)

тыс. руб.

Уд. вес, %

тыс. руб.

Уд. вес, %

тыс. руб.

Уд. вес, %

тыс. руб.

Уд. вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Материальные затраты

36229

62,5

39092

62,4

43305

61,8

+4213

-0,6

110,78

Затраты на оплату труда

3470

6,0

4134

6,6

5040

7,2

+906

+0,6

121,92

Отчисления на социальные нужды

902

1,6

1405

2,2

1714

2,4

+309

+0,2

122,00

Амортизация

6782

11,7

7086

11,3

7674

11,0

+588

-0,3

108,30

Прочие затраты

10584

18,2

10931

17,5

12300

17,6

+1369

+0,1

112,52

Итого

57967

100

62648

100

70033

100

+7385

-

111,79


 

Данные таблицы 2.10 показывают, что расходы по обычным видам деятельности за 2009-2011 гг. увеличились на 120,82% или на 12 066 тыс.руб. В 2011 году затраты составили 70 033 тыс.руб. против 62 648 тыс.руб., то есть выросли на 7385 тыс.руб. или на 11,89%. Рост произошел по всем видам, в том числе по материальным затратам на 10,78%; по заработной плате – на 21,92%, по отчислениям на социальные нужды – на 22,00%; по амортизационным отчислениям на 8,30% и по прочим затратам на 12,52%. Как можем заметить, самый высокий темп роста за 2010-2011гг. наблюдается по отчислениям на социальные нужды и по расходам на оплату труда.

За весь анализируемый период больше половины всех расходов принадлежало материальным затратам, то есть себестоимости запчастей и расходных материалов (по покупной цене), расходом за электроэнергию, отопление, топливо, освещение и т.д. (см. рисунок 2.5). Хотя их удельный вес немного, но стабильно снижается, и за 2009-2011гг. это снижение составило 0,7%.

 

 

Рисунок 2.5 – Структура всех расходов основной деятельности ООО «Ремонтно-транспортная компания «РЕАЛ» за 2010-2011гг., в процентах

 

Структура затрат особо не изменилась, так же, как и в прошлые годы, наименьший удельный вес в структуре затрат имели отчисления на социальные нужды, но при этом они за анализируемый период увеличились в структуре на 0,8%. Затраты на оплату труда занимают четвертое место по размеру удельных весов в общей сумме расходов. Их удельный вес в 2011 году составил 7,2% - это больше на 0,6% по сравнению с 2010 годом и на 1,2% по отношению к 2009 году. Достаточно много место занимают прочие затраты (особенно рекламные расходы), а именно 17-18% в общей сумме расходов предприятия. Отчисления на амортизацию тоже достаточно высокие, за счет чего они занимают более 11% в структуре затрат.

Фонд оплаты труда за 2011 год по техцентру «АвтоРеал» составил 5040,5 тыс.руб., в том числе административно-управленческого персонала 1868,4 тыс.руб., производственного персонала 1515,2 тыс.руб., торгово-обслуживающего персонала 1184,1 тыс.руб. и вспомогательного персонала 472,8 тыс.руб. (см. таблицу 2.12).

Таблица 2.12 – Динамика фонда оплаты труда по категориям должностей предприятия ООО «Ремонтно-транспортная компания «РЕАЛ» за 2009-2011гг., тыс.руб.

Категории персонала

2009 год

2010 год

Изменения, +, -

Темп измен., %

2011 год

Изменения, +, -

Темп измен., %

Административно- управленческий персонал и специалисты, всего

 

1341,6

 

1596,0

 

+254,4

 

118,96

 

1868,4

 

+272,4

 

117,07

Директор

373,2

388,8

+15,6

104,18

409,2

+20,4

105,25

Заместитель директора

307,2

319,2

+12,0

103,91

334,8

+15,6

104,89

Финансовый директор

295,2

307,2

+12,0

104,07

322,8

+15,6

105,08

Бухгалтеры

175,2

182,4

+7,2

104,11

384,0

+201,6

210,53

Администратор

190,8

398,4

+207,6

208,81

417,6

+19,2

104,82

Производственный персонал

1009,9

1245,2

+235,3

123,30

1515,2

+270,0

121,7

Старщий мастер

299,8

313,4

+13,6

104,54

333,3

+19,9

106,35

Мастера цехов

710,1

931,8

+221,7

131,22

1181,9

+250,1

126,84

Обслуживающий персонал

903,9

951,6

+47,7

105,28

1184,1

+232,5

124,43

Помощники мастеров

744,5

784,6

+40,1

105,39

833,4

+48,8

106,22

Кассиры

159,4

167,0

+7,6

104,77

350,7

+183,7

210,00

Вспомогательный персонал

214,4

339,4

+125,0

158,30

472,8

+133,4

139,30

Мойщики

107,2

225,1

+117,9

209,98

236,4

+11,3

105,02

Уборщицы

107,2

114,3

+7,1

106,62

236,4

+122,1

206,82

ИТОГО

3469,8

4132,2

+662,4

119,10

5040,5

+908,3

121,98


 

Как видим из таблицы 2.12, в 2010 году в предприятии сильно выросли расходы на оплату труда мойщиков, мастеров и мастеров-приемщиков. Все эти явления произошли за счет увеличения численности данных категорий персонала. В 2011 году сильный рост наблюдается по оплате труда бухгалтеров, кассиров и уборщиц.

В целом, фонд заработной платы техцентра «АвтоРеал» включает:

- заработную  плату, начисленную за выполненную  работу и отработанное время;

- поощрительные  выплаты;

- выплаты  компенсирующего характера, связанные  с режимом работы и условиями  труда;

- оплату  за неотработанное время;

- отдельные  выплаты социального характера.

К показателям по труду и заработной плате, прежде всего, относят среднесписочную численность работников, производительность труда фонд заработной платы и среднюю заработную плату (см. таблицу 2.13).

Таблица 2.13 – Основные показатели труда по ООО «Ремонтно-транспортная компания «РЕАЛ» за 2009-2011гг.

п/п

Показатели

2009

год

2010

год

2011

год

Изменение, +, -

Темп изменения, %

1

Розничный объем реализации, тыс.руб.

63240

68200

 

75600

 

+12360

 

119,5

2

Среднесписочная численность работников, чел.

 

17

 

20

 

24

 

+7

 

141,2

3

Производительность труда, тыс.руб.

3720

3410

3150

-570

84,7

4

Фонд оплаты труда, тыс.руб.

3470

4132

5041

+1571

145,3

5

Уровень расходов на оплату труда, %

5,49

6,06

6,67

+1,18

121,5

6

Средняя зарплата на 1 работника в год, тыс.руб.

204,1

206,6

210,0

+5,9

102,9

7

Прибыль от продаж на одного работника, тыс.руб.

310,2

277,6

232,0

-78,2

74,8

Информация о работе Оплата труда как инструмент управления воспроизводством кадров