Определение профессиограммы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Upr_Pers.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

5. А.К. Маркова, развивая  идеи "модульного подхода", предлагает  свой, оригинальный "задачно-личностный  модульный подход" к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам "модуль профессии" понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности". В состав модуля входит, таким образом, "соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)". При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи.

При этом А.К. Маркова  выделяет основные требования к профессиограмме:

- четкое выделение  предмета и результата труда  (на что направлены главные  усилия человека);

- выделение не отдельных  компонентов и сторон труда,  а описание целостной профессиональной  деятельности;

- демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

- показ возможных перспектив  изменения в самой профессии; 

- направленность профессиограммы  на решение практических задач  (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а  также тех качеств, которые могут  быть компенсированы.

 

Глава 2. Психограмма

2.1. Определение  психограммы

 

Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.

При составлении психограммы  необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы фирмы, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Зачастую психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных фирм, в которых работа с персоналом выведена на современный уровень. Также эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи фирмы во взаимодействии с руководителями подразделений.

Термин «психограмма»  был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим  методику составления обобщенного  психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также  составлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества. При этом речь идет не о личности конкретного человека, работающем в профессии, а о типовом портрете успешного профессионала. [2, с.73-75]

 

 

 

 

 

 

    1. Этапы составления психограммы, виды психических функций

 

Составление психограммы  – итог тщательного изучения профессии  с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием. Этапы составления психограммы:

  1. Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.
  2. Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).
  3. Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

Таким образом, составляется функциональная модель работы психики  профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий). [1, с.184]

 

Профессионально важные качества

Профессионально важные качества (ПВК) - относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.

 

Виды психических  функций 

  1. Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Чувственные образы зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Свойственно: дегустаторам, контролерам ОТК, товароведам-экспертам, красильщикам тканей.
  2. Мнемические действия, или действия памяти, направленные на запоминание чувственных образов и слов, или воспроизведение в конкретных ситуациях, а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Свойственно: актерам, музыкантам, дикторам радио и телеведущим, юристам, врачам.
  3. Имажинитивные действия (от лат. imago – «образ», «подобие»), или процессы воображения, направленные на построение сложного образа из элементов образных представлений, их различных комбинаций. Звуковые образы – мир композиторов, зрительные образы – конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник.
  4. Логические образы простые (группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, решение сложных творческих задач) образуют основу мыслительной деятельности и мышления. Выделяют три разновидности интеллекта: технический, словесно-логический, социальный.
  5. Интерперсональные действия составляют основу профессионального общения. Разновидности интерперсональных действий: коммуникативные, цель которых установление, поддержание или прекращение контактов; организационные действия, выполняемые с целью объединить людей в группу для решения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и др. Взаимодействие происходит с помощью речи (устной и письменной), а также языка жестов (невербальных средств). Свойственно: педагогам, врачам, юристам, милиционерам, менеджерам, социальным работникам.
  6. Действия контроля и самоконтроля осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы «произвольное внимание». Контроль своей речи, мимики, проявлений эмоций – саморегуляция.
  7. Результат психомоторных действий, или профессиональных движений, - целенаправленное управление своим телом, определенные движения пальцев рук, ног, принятие и поддержание определенной позы, выражения лица и др. Сложные произвольные действия – основа мастерства артистов, хирургов, стоматологов, водителей, станочников.

[10, с.237-239]

 

Заключение

 

На основе данной работы можно сделать вывод о том, что составление профессиограмм и психограмм необходимо для успешного функционирования любой организации, так как основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей, которые с помощью профессиограмм и психограмм определяют особо важные качества своих сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть. Составление профессиограммы  и психограммы

Общие принципы составления профессиограммы

 

1 этап – проведение экспертных оценок. Опрос людей, разбирающихся в этой профессии о профессии, качеств, необходимых для этой профессии.

2 этап – подобрать инструменты, которые бы эти качества мерили и адаптировать на успешность и неуспешность.

Анализ психологических особенностей трудовой Деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Цель – установление особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами Деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения. Комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии называется профессиографией. Итогом изучения Деятельности должна быть ее профессиограмма – описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма – описание психологических характеристик Деятельности.

 

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:

    1. Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.
    2. Комплексность изучения.
    3. Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).
    4. Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).
    5. Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).
    6. Использование качественно-количественных характеристик.

 

Профессиограмма должна содержать характеристику:

    • - общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);
    • - содержания Деятельности (анализ основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);
    • - средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).

 

В общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной Деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Понятие профессиограммы в психологии труда – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой Деятельности. Эти качества называются ПВК – профессионально важные качества.

Существуют разные подходы  к выделению порядка и уровней  анализа профессиональной Деятельности, и различные типы профессиограмм (для решения конкретных профессиографических задач):

    1. Информационные профессиограммы (используются в профконсультировании и профориентировании).
    2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда).
    3. Конструктивные (для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники).
    4. Методические (для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы).
    5. Диагностические.

 

Существуют различные схемы профессиографирования. Самая простая предложена Климовым – «формула профессии»:

  • - типы профессий по основным предметам и взаимодействию с этими предметами человека:
    • человек – природа
    • человек – техника
    • человек – человек
    • человек – знаковые системы
    • человек – художественный образ;
  • - классы (цель труда);
  • - отделы (использование средств деятельности);
  • - группы (преимущественные условия труда).

 

Как составить профессиограмму? Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая Деятельность разделяется на операции. У Климова – макроанализ трудовой Деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную Деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества.

При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:

    1. Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение).
    2. Как человек делает? (анализ действий).
    3. Для чего человек делает?
    4. Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу). [8, с.383-387]

 

Для составления  психограммы используется программа Microsoft Excel.

На рисунке 1 изображена таблица с ПВК и их оценка.

Рис.1. ПВК и их оценка

 

Далее необходимо заполнить таблицу, учитывая оценку своих ПВК (рис.2)

Рис.2 Оценка своих ПВК

Далее нужно создать  диаграмму, на которой вы увидите какие способности необходимо развивать. Определить уровень своих способностей также помогут специальные тесты, консультация с психологом, профконсультантом. На диаграмме отразится разница в уровне развития ваших способностей и способностей профессионала.


Информация о работе Определение профессиограммы