Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:48, автореферат
Актуальность темы исследования. Намеченная модернизация страны, необходимость ускорения социально-экономического развития с особой остротой поставили не только проблему профессионализма государственных служащих, но и отношения к ним и их деятельности. Деятельность государственных служащих федерального и регионального уровней, их личностно-профессиональные и личностно-деловые качества и умения, их позиция, система отношений, ценности и пр. давно являются объектами психолого-акмеологических исследований. В то же время вопросы отношения к государственным служащим и их деятельности, восприятие государственных служащих как субъектов профессиональной деятельности изучались недостаточно и по отдельным характеристикам.
Оптимизация
деловой репутации
Автор Сеин Сергей Вячеславович, 27.11.2012
СЕИН Сергей Вячеславович
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
(психолого-акмеологический
(психологические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва-2012
Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Научный руководитель:
Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО,
доктор психологических наук, профессор
Деркач Анатолий Алексеевич
Официальные оппоненты:
доктор психологических наук, профессор
Грачев Георгий Васильевич
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХ и ГС.
Актуальность темы исследования. Намеченная
модернизация страны, необходимость
ускорения социально-
Деловая репутация в психологических
исследованиях изучалась в
Таким образом, существующие противоречия, запросы практики и недостаточная научная разработанность проблемы обусловили актуальность темы настоящего диссертационного исследования.
Проведенный анализ публикаций по проблеме исследований показал, что деловая репутация госслужащих как объект психологакмеологического исследования изучена мало. О разработанности проблемы деловой репутации государственных служащих можно судить, анализируя результаты исследований, имеющих к проблеме опосредованное отношение. Отдельные характеристики деловой репутации государственных служащих рассматривались:
– в кадроведческих исследованиях (Горбачев А.И., Илларионова Т.С., Нечипоренко В.С., Охотский Е.В., Сулемов В.А., Турчинов А.И. и др.);
– в социологических
– авторитета субъектов управленческой деятельности (Парыгин Б.Д., Поршнев Б.Ф., Шерковин Ю.А., Ядов В.А. и др.);
– престижа личности и деятельности (Зотова И.В., Комлева В.В. и др.);
– персонального имиджа (Зазыкин В.Г., Костенко Е.П., Перелыгина Е.Б., Почепцов Г.Г., Яндарова С.В. и др.);
– профессионализма личности и деятельности государственных служащих (Агапов В.С., Анисимов О.С., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Карпенко А.С., Кузьмина Н.В., Москаленко О.В., Селезнева Е.В., Степнова Л.А. и др.);
– теории и практики «паблик рилейшнз» (Блэк С., Зазыкин В.Г., Комаровский В.С., Мельников А.П., Музыкант Л.А., Хейвуд Р., Чумиков А.Н. и др.);
– доверия к лидерам (Скрипкина Т.А., Шукюрова М.Г. и др.);
– в работах по правовой и юридической защите (Воинов А.А., Лесняк В.Н., Черкасова Т.В., Шелютта М.Л. и др.).
Однако
для целостного представлении о
сущностных психологакмеологических
характеристиках деловой
Цель
исследования – определить сущностные
психологакмеологические
Предмет
исследования – психолого-акмеологические
условия и факторы повышения
деловой репутации
Деловая
репутация государственных
Деловая
репутация государственных
Позитивная
деловая репутация
Деловая
репутация государственных
Деловая
репутация государственных
1.
Обобщить результаты
2.
Определить сущностные
3.
Определить связи деловой
4.
Провести эмпирические
5.
Разработать психолого-
Методологической основой диссертационного исследования являются положения акмеологического подхода, общие и частные методологические принципы психологии и акмеологии: комплексности, системности, субъектности, психологического детерминизма, развития, единства личности и деятельности, потенциального и актуального, инвариантности.
Теоретической основой диссертационного исследования являются:
– теоретические исследования в области психологии развития и акмеологии ( Ананьев Б.Г., Асеев В.Г., Бодалев А.А., Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Климов Е.А., Кузьмина Н.В., Реан А.А., Селезнева Е.В., Фельдштейн Д.И.и др.);
– психологические и
– психологические исследования вторичных образов представления (Ганзен В.А., Гостев А.А., Ломов Б.Ф., Петухов Б.М.);
– психологические и
При проведении диссертационного исследования использовались:
– общенаучные теоретические
– общенаучные эмпирические методы (интервьюирование, анкетный опрос).
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:
– данные анкетного опроса (168 респондентов из г.г. Москвы и Иванова);
– результаты групповых дискуссий (более 100 человек).
Выявлено, что проблема деловой
репутации государственных
Уточнено определение деловой
репутации государственных
Показано, что деловая репутация государственных служащих как общее мнение формируется на основе образов социальной перцепции о госслужащих как субъектах профессиональной деятельности. Образы социальной перцепции интегрируют образы непосредственного восприятия, образы памяти, образы, формируемые от различных источников информации. Деловая репутация может отличаться по своему масштабу, направленности и интенсивности, она не имеет ограничений во времени (время активной деятельности субъекта), но нуждающаяся в постоянном (периодическом) подтверждении.
Установлены тесные связи между
деловой репутацией госслужащих
и уровнем морально-
Отмечен важный факт изменения норм и нормативности деятельности, поведения и отношений во времени в процессе деятельности и взаимодействий, в том числе и моральной нормативности.
Установлено в ходе исследования ценностных ориентаций и профессионального менталитета госслужащих, влияющих на нормативность их деятельности и поведения и отражающиеся на их деловой репутации, что государственные служащие как отдельная довольно многочисленная социальная и профессиональная группа формируют свою специфическую систему ценностных ориентаций, отличающихся индивидуально-прагматической направленностью и влияющих на нормативность поведения.
Эмпирически установлено, что в целом деловая репутация госслужащих как в столице, так и регионах оценивается невысоко: отрицательных оценок примерно в три раза больше, чем положительных. При этом оценки отличаются противоречивостью и зависят от профессиональной принадлежности респондентов: многие из госслужащих оценивают свою деловую репутацию положительно, другие респонденты в большинстве своем дали отрицательные оценки. Отмечен факт более высокого уровня оценок деловой репутации государственных служащих в регионах, чем в столице. В то же время часть респондентов приводила примеры эффективной работы госслужащих, их высокой деловой репутации, однако таких оценок было примерно в четыре раза меньше.
Выявлено, что чем ниже уровень материального благосостояния у респондентов, тем жестче их оценки деловой репутации госслужащих. Весьма строго оценивали деловую репутацию госслужащих и предприниматели, при этом более категоричными были оценки в столице.
Зафиксированные высокие оценки деловой
репутации госслужащих
Определено, что ниже всех оценивалась деловая репутация региональных руководителей. Низкие оценки деловой репутации госслужащих обусловлены следующими причинами: нарушениями закона и коррупцией, низким уровнем профессионализма, безответственностью, пренебрежительным отношение к населению и его интересам.
Установлено, что формирование оценок
деловой репутации госслужащих
осуществлялось главным образом
из личного опыта взаимодействий
с ними. Важную роль имел анализ деятельности
госслужащих при решении