Оптимизация деловой репутации государственных служащих (психолого-акмеологический подход)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:48, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Намеченная модернизация страны, необходимость ускорения социально-экономического развития с особой остротой поставили не только проблему профессионализма государственных служащих, но и отношения к ним и их деятельности. Деятельность государственных служащих федерального и регионального уровней, их личностно-профессиональные и личностно-деловые качества и умения, их позиция, система отношений, ценности и пр. давно являются объектами психолого-акмеологических исследований. В то же время вопросы отношения к государственным служащим и их деятельности, восприятие государственных служащих как субъектов профессиональной деятельности изучались недостаточно и по отдельным характеристикам.

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация деловой репутации государственных служащих.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Разработан психологический портрет  государственного служащего с высоким  уровнем деловой репутации: это  высоконравственный профессионал, имеющий  гуманистическую направленность личности, стремящийся помочь людям, при этом профессионализм ценится выше других качеств.

С позиций системной методологии  разработана психолого - акмеологическая  модель деловой репутации государственных  служащих. Данная модель позиционируется  как система, состоящая из подсистемы целей и мотивов развития деловой репутации; подсистемы структуры и содержания деловой репутации государственных служащих; подсистемы функциональных связей в системе деловой репутации государственных служащих; подсистемы критериев и показателей оценки деловой репутации государственных служащих; подсистемы личностнпрофессионального развития, включающей решение задач оптимизации («технологическая» подсистема). Раскрыто их психологическое и психолого-акмеологическое содержание. Разработано табличное системное описание структуры и содержание деловой репутации госслужащих, и структурно-функциональное описание существующих связей в данной системе.

Разработан подход к реализации модели, как последовательность деятельности по формированию и развитию деловой репутации государственных служащих, имеющая алгоритмический характер.

Выявлены основные психолого-акмеологические  условия и факторы, способствующие повышению уровня деловой репутации  государственных служащих. Условиями  являются общественный запрос на высоконравственных профессионалов, возможность осуществления личностно-профессионального и нравственного развития на государственной службе, создание акмеологической среды и корпоративной культуры. Факторами являются позитивный деловой имидж госслужащего, повышение рефлексивной организации деятельности, индивидуальная психологическая и акмеологическая работа с госслужащими.

Достоверность и надежность результатов диссертационного исследования обеспечивалась теоретико-методологической проработкой проблемы, применением состоятельных и надежных методов исследования, репрезентативностью выборки респондентов, привлечением в качестве экспертов высококвалифицированных специалистов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в диссертации результаты вносят вклад в разработку проблем профессионализма государственных служащих, формирования социального партнерства в обществе, доверия к властным управленческим структурам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют:

– улучшить деловую репутацию и  имидж государственных служащих;

– повысить эффективность их профессиональных взаимодействий и коммуникаций.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались на методологическом семинаре и заседаниях проблемной группы и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (2009 - 2012 г.г.), на научно-практических семинарах Международного акмеологического института.

Основанные результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХ и ГС при Президенте РФ.

Деловая репутация государственных  служащих является важной характеристикой  их личности, эффективности деятельности и отношений. От уровня деловой репутации государственных служащих зависит отношение к самой государственной службе и властным структурам Российской Федерации. Положительная деловая репутация госслужащих является стабилизирующим фактором, объединяет людей на позитивные изменения в обществе, позволяет им эффективно действовать в экстремальных, переломных ситуациях в жизни страны, так как она обеспечивает широкую поддержку различных слоев населения. В достижении высокого уровня деловой репутации должны быть заинтересованы все государственные служащие, независимо от их статуса и занимаемого места в системе государственной службы.

Деловая репутация государственных  служащих является проявлением общего мнения о государственных служащих, связанного с выполнением ими  профессиональной деятельности на государственной службе, в которой отражаются их личностно-деловые и личностнпрофессиональные качества и отношения.

Деловая репутация государственных  служащих формируется на основе образов  социальной перцепции о госслужащих  как субъектах профессиональной деятельности. Образы социальной перцепции интегрируют образы непосредственного восприятия, образы памяти, образы от различных источников информации.

Деловая репутация государственных  служащих отличается по своему масштабу, направленности и интенсивности, она может быть ограничена временем активной деятельности субъекта, но нуждается в постоянном или периодическом подтверждении.

Деловая репутация государственных  служащих имеет тесные связи с  уровнем морально-нравственной нормативности  их поведения, деятельности и отношений, которые в свою очередь базируются на этических нормах и принципах, то есть системе норм поведения, порядка действий и правил, взаимоотношений соответствующих нормам общечеловеческой морали. Моральная нормативность госслужащего бывает связана с моральной нормативностью окружающих его людей. Моральная нормативность имеет тенденции как к позитивным, так и негативным изменениям.

Эмпирически подтверждено, что в целом деловая  репутация госслужащих оценивается  невысоко: отрицательных оценок примерно в три раза больше, чем положительных, при этом оценки зависят от профессиональной принадлежности. Деловая репутация госслужащих в регионах оценивается выше, чем в столице.

Оценка  деловой репутации госслужащих  во многом зависит от уровня материального благосостояния оценивающих (чем ниже, тем жестче их оценки). В то же время весьма строго оценивали деловую репутацию госслужащих и представители среднего класса.

Деловая репутация госслужащих определяется и их местом в управленческой иерархии: наиболее высоко оценивается деловая репутация специалистов-госслужащих, руководителей служб и департаментов, а также госслужащих высокого ранга. Ниже всех оценивалась деловая репутация региональных руководителей. Низкие оценки деловой репутации госслужащих обусловлены нарушениями закона и коррупцией, низким уровнем профессионализма, безответственностью, пренебрежительным отношение к населению и его интересам.

Мнение  о деловой репутации госслужащих  формируется главным образом  из личного опыта взаимодействий с ними, анализа деятельности госслужащих при решении профессиональных проблем, анализа причин нынешнего уровня и качества жизни населения, от информации, поступающей от знакомых (стихийные каналы трансляции информации) и информации, поступающей от СМИ и интернета.

Государственный служащий с высоким уровнем деловой  репутации отличается профессионализмом, нравственными качествами, гуманистической  направленностью личности.

Деловая репутация государственных служащих может быть описана в виде психолого-акмеологической  модели, состоящей из подсистемы целей и мотивов развития деловой репутации; подсистемы структуры и содержания деловой репутации государственных служащих; подсистемы функциональных связей в системе деловой репутации государственных служащих; подсистемы критериев и показателей оценки деловой репутации государственных служащих; подсистемы личностно - профессионального развития, включающей решение задач оптимизации («технологическая» подсистема). Модель имеет различные формы системного описания.

Реализация  психолого-акмеологической модели деловой репутации государственных служащих представляет собой последовательность деятельности по формированию и развитию деловой репутации государственных служащих, имеющую алгоритмический характер.

Существуют  психолого-акмеологические условия и факторы, способствующие повышению уровня деловой репутации государственных служащих.

Репутация - междисциплинарное понятие, имеющее статус категории, применяемой  в разных науках, но особенно широко в практике профессиональных и иных взаимодействий. Репутация – это  сложившееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого или чего-либо. Данное мнение может отличаться направленностью, масштабом, интенсивностью и устойчивостью. Продолжительность или устойчивость репутации может ограничиваться лишь сроками жизнедеятельности субъекта при условии, если имеет место постоянное подтверждение (подкрепление) репутации, то есть информации о деятельности, качествах, отношениях, ставших основой для конкретной репутации. Чем больше время функционирования какото репутации, тем она становится более устойчивой, тем меньше сомнений в ее достоверности.

Репутация с психологической точки зрения является проявлением отношений человека. Положительная репутация связана с наличием достоинств, то есть развитых личностно-профессиональных и высоких моральных качеств, а также осознание ценности этих свойств.

Психологической сущностью репутации как проявления отношения в виде мнения, его первоосновой являются вербализованные представления. Вербализованными эти представления являются потому, что мнение о колибо всегда транслируется, обсуждается и в процессе коммуникаций обретает свойство целостности и стабильности. В психологических исследованиях было показано, что любое отношение, выраженное во мнении, направляется психическим образом представления и проявляется в транслируемых оценках, характеристиках, действиях, имеющих направленность, соответствующую отношению (Гостев А.А., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н. и др.). Следовательно, репутация формируется в результате действия психического образа, представления о ком-либо, проявляющегося в соответствующем отношении, вербальных оценках и характеристиках. Образы-представления обладают свойством репродуктивности, то есть воспроизведения. В то же время репутация является психическим образом с интегративными свойствами, в котором образы непосредственного восприятия субъекта гармонично взаимодействуют с репродуктивными психическими образами, психологическими установками, другой информацией о субъекте. Такие особенности репутации позволяют осуществлять ее целенаправленное формирование, используя возможности информационных каналов.

Отмеченные общие характеристики репутации можно представить в виде структурно-функциональной схемы (рис.1).

Особенным видом репутации является деловая репутация. Деловая репутация  означает репутацию, связанную с  выполнением какой-либо деятельности, профессиональной, общественной и пр., которая в свою очередь связана с взаимодействиями, в которых отражаются качества и отношения субъекта. Иными словами, это сложившееся устойчивое позитивное мнение о субъекте деятельности (профессиональной, общественной и пр.) или взаимодействий (профессиональных, общественных и пр.). Понятие «деловой» в современном понимании характеризует человека организованного и надежного, действующего эффективно, на которого можно положиться и с которым можно достичь запланированных целей.

Согласно важному методологическому принципу многоуровневого рассмотрения, человек в процессе свой жизнедеятельности и развитии проявляет себя как индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Мясищев В.Н.). Отсюда, чтобы обладать положительной деловой репутацией, необходимо иметь следующие достоинства, связанные с этими проявлениями:

– высокой результативностью и  надежностью деятельности;

– высоко развитыми положительными личностно-профессиональными и личностно-деловыми качествами (ответственностью, надежностью и пр.);

– высокими морально-нравственными  качествами (честность, порядочность и  др.);

– системой отношений, положительно характеризующих субъекта.

Отмеченные качества должны проявляться  в деятельности, его поведении, отношениях, взаимодействиях и общении. Высокая результативность и надежность деятельности и взаимодействий, отражающая характеристики репутации как деловой, свидетельствует в первую очередь о профессионализме и надежности субъекта.

Как показал анализ состояния проблемы исследования, у деловой репутации существуют тесные функциональные связи с авторитетом субъекта деятельности, высоко развитыми личностно-профессиональными, деловыми, морально-нравственными качествами и эффективным деловым имиджем.

Следует подчеркнуть, что деловая репутация государственных служащих пока не стала объектом систематизированных психолого - акмеологических исследований. Отдельные аспекты деловой репутации изучались в социологии (Магомедов К.О., Тавокин Е.П. и др.), правовых дисциплинах (Гимаев И.Р., Киреева Е.Ю., Малеина М.Н., Мингазова З.Р., Эрделевский А.М.), экономике (Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р.) и комплексе «паблик рилейшнз».

Психологические исследования деловой  репутации осуществлялись на других объектах, которыми не являлись госслужащие. В то же время полученные результаты обладают достаточным уровнем общности, поэтому их можно использовать для изучения деловой репутации госслужащих. В данных исследованиях отмечалась важная роль моральннравственных качеств. Морально-нравственные качества - главные составляющие подструктуры направленности личности - обусловливаются нормативностью морально-нравственной регуляции поведения и деятельности (Бобнева М.И., Шварц С.Ю., Шорохова Е.В.). Они являются следствием проявления морального сознания, в котором доминируют духовно-нравственные ценности (Богданов Е.Н., Коваль Н.А. и др.). Среди морально-нравственных качеств, которые положительно сказываются на деловой репутации, отмечают надежность, порядочность, ответственность, честность, обязательность. Нормативность поведения деятельности и отношений обусловливается наличием у субъекта соответствующих норм, обладающих большой регулятивной силой.

Нравственные или моральные  нормы являются своеобразной личностной проекцией норм профессионально-групповых и социальных, которые были приняты за эталон. Такие нормы представляют собой совокупность правил и требований, закрепленных нормативно, а также негласных, но общеизвестных, вырабатываемых реально функционирующей в нашем случае профессиональной общностью, играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной профессиональной группы, характера их взаимоотношений взаимодействия и общения. Профессионально-групповые нормы приобретают качество морально-нравственных в случае, когда они имеют главным образом позитивную гуманистическую направленность, с преобладанием тех, которые стимулируют развитие и обеспечивают нормативность позитивность мотивов и смыслов (Богданов Е.Н. и др.).

Информация о работе Оптимизация деловой репутации государственных служащих (психолого-акмеологический подход)