Оптимизация деловой репутации государственных служащих (психолого-акмеологический подход)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:48, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Намеченная модернизация страны, необходимость ускорения социально-экономического развития с особой остротой поставили не только проблему профессионализма государственных служащих, но и отношения к ним и их деятельности. Деятельность государственных служащих федерального и регионального уровней, их личностно-профессиональные и личностно-деловые качества и умения, их позиция, система отношений, ценности и пр. давно являются объектами психолого-акмеологических исследований. В то же время вопросы отношения к государственным служащим и их деятельности, восприятие государственных служащих как субъектов профессиональной деятельности изучались недостаточно и по отдельным характеристикам.

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация деловой репутации государственных служащих.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Морально-нравственная регуляция  обладает системными свойствами. Структура системы морально-нравственной регуляции деятельности и поведения, как показали психологические и акмеологические исследования, отличается сложностью и включает в себя следующие базисные взаимосвязанные компоненты: мотивационный, когнитивный, регулятивный, позиционный, эмоционально-волевой, оценочный или рефлексивный. Гармоничное единство данных компонентов и составляет нормативную систему нравственной регуляции поведения и отношений, что необходимо для положительной деловой репутации.

Считается, что деятельность государственных служащих должна отличаться высоким уровнем нормативности, так как она в силу высокой значимости и ответственности регламентируется многими специальными законами и нормативными актами, как ни в какой другой сфере профессиональной деятельности. Однако практика часто свидетельствует и об обратном. Проведенные исследования показали, что госслужащие по критерию типа моральной регуляции относятся как к «модальному», так и «психологическому» типам с преобладанием «психологического» типа (Конюхов Н.И., Кухтерин С.Е.). Поэтому для государственных служащих необходимо создавать условия, когда нормы, закрепленные директивно или законодательно, трансформируются в их личностные нормы. Госслужащие должны сочетать в себе свойства «модальных» и «психологических» личностей, при приоритете модальных, то есть нормативно заданных, характеристик.

В психологических и акмеологических  исследованиях отмечен важный факт изменения нормы и нормативности  деятельности, поведения и отношений  во времени в процессе деятельности и взаимодействий, в том числе и моральной нормативности. В частности, при изучении проблем профессионализма было установлено, что профессиональные и социальные нормы в процессе развития профессионализма у субъекта превращаются во внутренние личностные нормы, не только профессиональные или групповые, но и морально-нравственные, которые являются более жесткими и высокими, чем существующие профессиональные и социальные (Деркач А.А., Зазыкин В.Г.). В то же время, существует и другая тенденция - снижения уровня норм, по сравнению с предписанными, соответственно ухудшения нормативной регуляции деятельности и отношений. Данное снижение обусловлено действием различных, в том числе профессионально-средовых и сугубо личностных факторов. Важно отметить, что такое ухудшение нормативной регуляции в первую очередь касается морально-нравственных норм. Именно их изменение является основанием для изменения других норм, в частности, профессиональных.

В исследованиях последнего десятилетия  личностнпрофессиональных качеств госслужащих с помощью акмеологической и психологической диагностики установлено, что моральная нормативность (фактор G 16PF) у большинства обследованных имеет средние значения, то есть не является высокой. Низкая моральная нормативность коррелируют со склонностью к риску и низким самоконтролем, «размытыми» ценностными регуляторами поведения и отношений (Виноградов В.И., Конюхов Н.И., Шаккум М.Л.).

Формирование моральной нормативности  связано с доминированием ценностей. Показательны исследования жизненных ценностей госслужащих как субъектов управления (Кобелева О.В., Лихачева Е.А., Суворова А.А., Шаланкина О.В. и др.). У многих руководителей доминируют такие жизненные ценности, как активная деятельность, здоровье, семья, достаток, защищенность, наличие верных друзей и др.

Важным результатом являлось определение  психологических особенностей госслужащих  с высоким и низким уровнем  моральной нормативности, описание их психологических характеристик. У госслужащих с высокой моральной  нормативностью имеются устойчивые внутренние моральные эталоны, обладающие высокими санкционирующими и регулятивными свойствами, более высокие показатели силы личности, они обладают более высокими значениями по показателям эмоциональной устойчивости, самоконтроля, опосредованности эмоциональных реакций, некоторой «инертностью» нервной системы. Высокая моральная нормативность коррелирует с «ранней моральной автономией» от окружающих и межличностной зависимостью от родителей и близких (Конюхов Н.И., Кухтерин С.Е.).

Рассмотренные общие характеристики психологических механизмов репутации, нормативной регуляции деятельности, поведения и отношений создали  необходимую основу для непосредственного  эмпирического психолого-акмеологического изучения деловой репутации государственных служащих. Принимая во внимание сложность объекта исследований и недостаточную разработанность проблемы, эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно с использованием различных методов.

На первом этапе осуществлялось изучение «фоновых» характеристик деловой репутации государственных служащих по результатам исследований, имеющих опосредованное предметное и объектное отношение. Это оценки деятельности госслужащих, уровень доверия к ним населения, особенности отношений и пр. Метод исследований первого этапа – анализ результатов проведенных ранее социально-психологических и социологических исследований (ИС САН и др.). Данный анализ показал, что фоновые характеристики, связанные с оценкой деловой репутации государственных служащих, являются неблагоприятными. У большинства респондентов сложись весьма негативное отношение к государственным служащим как представителям большой профессиональной группы, причем их уже начали рассматривать не просто как профессиональную группу управленцев, а как «касту», то есть как представителей привилегированной и враждебной социальной группы, отделившейся от других. Отмечено, что чем ниже жизненный уровень и доходы респондентов, тем более жесткие оценки они дают госслужащим. Обращала на себя внимание большая разница в ответах и оценках населения и самих госслужащих: у госслужащих совсем другие, практически противоположные оценки результативности своей деятельности и личностно-профессиональных свойств.

На втором этапе изучались психолого-акмеологические  характеристики деловой репутации государственных служащих. Методами исследования являлись анкетный опрос, интервьюирование и групповые дискуссии по его результатам. Было проведено анкетирование респондентов, представляющих разные профессиональные группы, которые связаны различными видами взаимодействий с государственными служащими, самих государственных служащих федерального и регионального уровней, а также респондентов, не являющихся государственными служащими. Для проведения эмпирических исследований была разработана специальная анкета, прошедшая апробацию и экспертизу специалистов, содержащая открытые и закрытые вопросы, предложения, оценки, свободные высказывания.

Всего в анкетировании приняло  участие 168 респондентов из г.г. Москвы и Иванова. Респондентами являлись слушатели РАНХ и ГС при Президенте РФ и ее Ивановского филиала (профессиональная переподготовка, повышение квалификации). Это были представители разных профессиональных и возрастных групп. Проведение исследований в Ивановском филиале РАНХ и ГС было обусловлено необходимостью сравнения оценок деловой репутации госслужащих в столице и одном из типичных регионов Российской Федерации, так как деятельность госслужащих и отношение к ним в регионах и столице отличаются, причем в ряде случаев существенно. Данные общей статистической обработки ответов представлены в таблице 1.

Из таблицы видно, что дисперсия  ответов региональных респондентов примерно в два с половиной  раза меньше, чем у столичных. Это  говорит об их большом единодушии в ответах, то есть об устойчивых оценках и установках.

московских респондентов в 1,4 раза больше, чем у региональных.

безответственность вызвала самую  сильную эмоциональную реакцию.

информации были главными и для  предпринимателей, а также других респондентов. Следует особо отметить два весьма важных источника информации: поступающей от знакомых и из интернета – более трети респондентов ориентируются прежде всего на нее. Она оказалась наиболее значимой для так называемых «других респондентов», то есть работников бюджетной сферы, учащихся, рабочих и пр. Особенностью такой информации является то, что она может отличаться различной степенью достоверности, но, как правило, эмоционально окрашена, поэтому и обладает сильным воздействием. Данная информация, особенно поступающая по каналам межличностного общения, относится к категории так называемой «стихийной информации». В собеседованиях с респондентами были отмечены такие феномены стихийной информации, как заострение внимания, увеличение масштаба, смещение акцентов, циркуляция и даже формирование образа врага. Отсюда ее высокая регулирующая сила в формирования отношений к госслужащим.

При обработке данных эмпирических исследований были получены весьма значимые научно-практические результаты, все  они представлены в обобщенном виде в тексте диссертации. Остановимся на некоторых из них. Результатом, имеющим научно-практическое значение, было получение распределения наиболее важных личностно-профессиональных свойств госслужащих, обеспечивающих высокий уровень деловой репутации:

– профессионализм, опыт, личностно-деловые  качества (ответственность, целеустремленность, законопослушание, стрессоустойчивость, работоспособность) – 328 оценок;

– морально-нравственные качества (честность, порядочность, справедливость, принципиальность) – 200;

– характеристики направленности личности (гуманистическая направленность, желание  помочь людям, внимательное отношение  к людям) – 90.

Таким образом, согласно результатам  опроса, государственный служащий с  высоким уровнем деловой репутации представляется как высоконравственный профессионал, имеющий гуманистическую направленность личности, стремящийся помочь людям.

Отмеченные качества, обеспечивающие высокий уровень деловой репутации  госслужащих, имеют функциональные связи, представленные в акмеологической концепции развития профессионала, определяющие взаимообусловленность и взаимозависимость (Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К.).

Обобщение результатов теоретико-методологического  анализа проблемы и эмпирического  исследования создало необходимые условия для разработки психолого-акмеологической модели деловой репутации государственных служащих. Разработка психолого-акмеологической модели деловой репутации государственных служащих осуществлялась с опорой:

– на методологические ориентации психологического моделирования, представленные в трудах Ломова Б.Ф., содержательно раскрытые для акмеологического объекта в трудах А.А.Деркача и В.Г.Зазыкина;

– практику применения системных  описаний в психолого - акмеологическом  моделировании. В соответствии с научными традициями психолого-акмеологических исследований модели деловой репутации государственных служащих целесообразно представлять в виде системных описаний с опорой на их сущностные характеристики.

Исходя из современного понимания  сущности психологакмеологических моделей и в соответствии с методологическим принципом системности, можно предположить, что психологакмеологическая модель деловой репутации государственных служащих должна представлять собой систему, включающую следующие взаимосвязанные подсистемы: целей и мотивов развития деловой репутации; структуры и содержания деловой репутации государственных служащих; описания функциональных связей в системе деловой репутации государственных служащих; критериев и показателей оценки деловой репутации государственных служащих; развития личностнпрофессиональных свойств государственных служащих, способствующих повышению уровня их деловой репутации, включающего решение задач оптимизации («технологическая» подсистема). Возможно включение в данную систему подсистемы мониторинга деловой репутации госслужащих. Данная модель может быть представлена в виде структурнфункциональной схемы (рис.2).

исследований было разработано  описание высокого уровня деловой репутации  госслужащих. Он характеризуется высоким  уровнем профессионализма личности и деятельности госслужащих, постоянным стремлением к развитию профессионализма, возвышению личностнпрофессиональных стандартов и эталонов, наличием целевой и мотивационно-смысловой системы, соответствующей системе настоящих профессионалов. Данные системы обладают доминантной регулирующей силой. Такие госслужащие отличаются высоким уровнем моральннравственной нормативности регуляции поведения, деятельности и отношений. Не нарушают закон, не злоупотребляют своим служебным положением. Среди личностно-деловых качеств преобладают целеустремленность, ответственность, принципиальность, дисциплинированность, справедливость, честность и порядочность. Они являются настоящими патриотами своей страны, своего края. Их отличает гуманистическая направленность личности, внимательное и доброжелательное отношение к людям, стремление помочь в решении их проблем. Кроме того, они характеризуются направленностью на работу с населением и для населения, высокой психологической готовностью к такой работе. Во взаимодействии с населением и коллегами по работе у них доминирует гибкий стиль, оперативное реагирование на возникающие проблемы, стремление решить их в интересах людей. При осуществлении управления преобладает демократический и либеральный стиль, в сложных ситуациях берут ответственность на себя, действуют решительно и энергично. Госслужащие с высоким уровнем деловой репутации постоянно заботятся о своей репутации и деловом имидже. У них высокий уровень продуктивной рефлексивной организации деятельности, поведения и отношений. Деятельность их отличается открытостью.

Разработан подход к реализации модели как последовательности деятельности по формированию и развитию деловой  репутации государственных служащих, имеющей алгоритмический характер.

Выявлены основные психолого-акмеологические условия и факторы, способствующие повышению уровня деловой репутации государственных служащих. Условиями являются общественный запрос на высоконравственных профессионалов, возможность осуществления личностно-профессионального и нравственного развития на государственной службе, создание акмеологической среды и корпоративной культуры. Факторами являются позитивный деловой имидж госслужащего, повышение рефлексивной организации деятельности, индивидуальная психологическая и акмеологическая работа с госслужащими.

Таким образом, проведенные исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и положений, вынесенных на защиту.

Сформулированы общие выводы по диссертационному исследованию.

Информация о работе Оптимизация деловой репутации государственных служащих (психолого-акмеологический подход)