Организационная структура управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы в настоящее время актуальна, поскольку именно структура организации должна обеспечить реализацию стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное решение основных задач фирмы. И в широком понимании задача менеджеров состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на организацию.
"Наилучшая" структура - это и, которая наилучшим образом разрешает организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целеустремленно распределять и направлять усилие своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
В условиях рыночной экономики предприятиям, организациям и фирмам необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптировать структуры к этим изменениям.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы организационной структуры управления фирмой 5
Организационная структура и организационные механизмы управления 5
Факторы, определяющие требования к организационным структурам 13
Типы организационных систем управления и условия их применения 16
Практическая часть 26
Проектирование организационной структуры управления фирмой 26
Определение должностных обязанностей и прав сотрудников организации в спроектированной структуре 29
Разработка системы мотивации сотрудников предприятия. 34
Заключение 42
Литература
44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

3

1

Теоретические основы организационной  структуры управления фирмой

5

1.1

Организационная структура  и организационные механизмы  управления

5

1.2

Факторы, определяющие требования к организационным структурам

13

1.3

Типы организационных систем управления и условия их применения

16

2

Практическая часть

26

2.1

Проектирование организационной  структуры управления фирмой

26

2.3

Определение должностных обязанностей и прав сотрудников организации в спроектированной структуре

29

2.4

Разработка системы мотивации сотрудников предприятия.

34

Заключение

42

Литература

44

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы в настоящее время актуальна, поскольку именно структура организации  должна обеспечить реализацию стратегии, взаимодействие организации с внешней средой и эффективное решение основных задач фирмы. И в широком понимании задача менеджеров состоит в том, чтобы избрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также внутренним и внешним факторам, которые влияют на организацию.

"Наилучшая" структура  - это и, которая наилучшим образом  разрешает организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целеустремленно распределять и направлять усилие своих сотрудников, и таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

В условиях рыночной экономики предприятиям, организациям и фирмам необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптировать структуры к этим изменениям.

Целью курсовой работы является изучение различных по своему содержанию и использованию организационных структур, которые применяются в наше время для более эффективного производства, как в теоретическом плане, так и в практике. В соответствии с целью курсовой работы определены следующие задачи:

  • проектирование организационной структуры управления фирмой;
  • определение должностных обязанностей и прав сотрудников организации в спроектированной структуре;
  • разработка системы мотивации сотрудников организации.

Объектом исследования данной работы является предприятие легкой промышленности ОАО «Свiтанак». Предметом исследования является организационная структура управления предприятием. 

Практическая значимость результатов исследования заключается  в том, что они позволяют понять, на сколько та или иная организационная структура приемлема к определенному типу производственной деятельности и как её изменить для более эффективной работы фирмы.

Изучение теоретического материала позволило определить структуры, выявить их достоинства и недостатки.

Выбор структуры управления, которую стоит осуществить, даст влияние не только на эффективность деятельности организации в целом, но и на результаты морально-психологический климата в коллективе, так как от понимания работников и их самосознания зависит ‘пригодность работы структуры’ и чем быстрее осуществится понимание, тем быстрее получится результат. Но не всегда при желании и возможности изменить структуру получаются благоприятный эффект. Такой результат всегда нужно предусматривать и быть готовым его изменить в лучшую сторону для деятельности организации.

Данная тема показывает, какие структуры управления распространены на сегодняшний день и тенденции развития в будущем. При выполнении практической части были применены компьютерные расчеты, которые позволяют раскрыть цель исследования.

Исходными данными для  разработки темы является статистическая и бухгалтерская отчетность ОАО  «Свiтанак», данные анкетного опроса экспертов, литературные источники по теме исследуемого опроса и другие данные, собранные на ОАО «Свiтанак». В работе будут использованы методы экспертной оценки, горизонтальный и вертикальный анализ, метод абсолютных и относительных величин, табличный и графический методы, факторный анализ.

 

 

 

 

1.Теоретические  основы организационной структуры управления фирмой

 

    1. Организационная структура и организационные механизмы управления

 

Организационная структура управления — это главная характеристика социальной системы. Существуют разные общие определения структуры. Согласно одним она включает “элементы системы, их связи и ее целостные свойства, если они так или иначе обеспечивают устойчивое существование системы”. Согласно другим определениям структура—это “принцип, способ, закон связи элементов целого, системы отношений элементов в рамках данного целого”.

Эти философские определения  еще недостаточны для характеристики структуры управления производственной организацией в практических условиях. Однако из них вытекает, что с  точки зрения системного подхода организационная структура управления — это, прежде всего целостность и что следует формулировать признаки выделения элементов и подсистем организационной структуры.

Материально-вещественные элементы структуры организации  и процессы, происходящие в ней, неразрывно связаны; они образуют единство ее статических и динамических характеристик.

Типы структур:

производственная структура—это форма упорядоченности предприятий, производственных цехов и участков, передаточных устройств, складов и других элементов производственно-технической базы с точки зрения их расположения и взаимосвязи на производственных площадях;

технологическая структура определяется внутренним строением материально-энергетических процессов, составом и соотношением используемого оборудования, взаимосвязями между элементами основного и вспомогательного производства, специализацией и загрузкой производственных мощностей и т. п.;

экономическая структура представляет собой отношение компонентов основных и оборотных фондов предприятия, отражается в составе затрат на продукцию, проявляется в отношениях внутриорганизационного и общего хозрасчета и т. п.;

социальная структура характеризуется распределением работников предприятия по профессионально-квалификационному, половозрастному, национальному составу, уровню образования, семейному положению и т. п.;

информационная структура характеризуется относительным расположением источников и получателей сообщений в организации, составом и взаимосвязями носителей информации, направленностью и конфигурацией коммуникационных сетей и т. п.;

организационная структура управления — это взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально-технологических связей, возникающих в процессах управления.

неформальная структура—систему межличностных и межгрупповых связей и взаимодействий, контактов, симпатий и антипатий, не закрепленных в соответствующих документах.

При анализе и проектировании организаций следует рассматривать  отношения их элементов, структуру, а также механизм взаимодействия этих элементов в рамках определенных целей и заданной структуры организации. Организационная структура и организационный механизм во всем многообразии их проявлений образуют организационные формы управления.

Существуют следующие типы структурных отношений, возникающих между подразделениями и должностями в аппарате управления:

1. РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВО-ПОДЧИНЕНИЕ. Это отношение возникает, когда один из органов наделяется полномочиями и реальной возможностью предписывать другому, что и когда тот должен делать и какие средства для этого он может использовать. Соответственно подчиненный орган находится в условиях, когда он добровольно или вынужденно должен выполнять полученные задания.

Линейное руководство—наиболее прямой и непосредственный тип отношений распорядительства—подчинения, характеризуемый полной ответственностью руководителя за результаты деятельности его подчиненных и соответственно его наиболее широкими прямыми полномочиями по изданию приказов и распоряжений, касающихся как целей и задач, которые ставятся перед подчиненными, так и их действий, направленных на достижение этих целей и задач. Отношения этого типа сопровождаются вертикальными связями и могут иметь кроме отмеченного выше линейного распорядительства ряд модификаций. К ним относятся; функциональное руководство, характеризующееся тем, что в рамках установленных линейным руководителем целей уточняются конкретные задачи, ресурсы, ограничения, условия и т. п. Как правило, оно относится к одной из фаз (функций) в процессе управления или же принятия управленческих ре-методическое руководство, состоящее в указании способов достижения поставленных линейным и функциональным руководителем целей в рамках заданных ресурсов. Особой частью отношений типа “распорядительство — подчинение” являются отношения “контроля — подотчетности”. Контроль состоит в получении необходимой информации о подконтрольном объекте и воздействии контролирующего органа на контролируемый для обеспечения выполнения принятых решений и поддержания установленных стандартов деятельности. Подотчетность выражается не только в информировании о проделанной работе и ее результатах, но и в подчинении контролирующему органу.

2. СОВМЕСТНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ (СОПОДЧИНЕНИЕ) - этот тип отношений характеризуется примерным равноправием всех взаимодействующих органов в процессе принятия решений. Цель отношений состоит в выработке наиболее правильных и взаимоприемлемых оценок проблем, альтернатив их решений, курсов действий и пр.

К другим отношениям, возникающим  в процессе совместной выработки и принятия решений, можно отнести:

коллегиальное рассмотрение проблем, их изучение и оценку, совместную разработку альтернатив их решения;

согласование — подтверждение правильности и обоснованности выработанных оценок, формулировок, альтернатив и т. п.;

визирование — подтверждение согласия на изменение условий работы, принятых целей, критериев и т. и.;

соисполнение—выполнение самостоятельной части этапа принятия решений с учетом результатов, условий и ограничений, предложенных другими участниками работ;

доработка—изменение результатов деятельности других подразделений в рамках одной стадии процесса принятия решений с целью приведения их в соответствие с целями и критериями более высокого уровня, достижения общности терминологии или формы балансирования ресурсов, корректировки сроков исполнения.

Связи, возникающие в  рамках совместного принятия решений, часто являются горизонтальными (благодаря  равноправию органов, вступающих во взаимодействие). Органы, находящиеся  в отношениях равноправного, определяемого структурой процесса принятия решений, соподчинения, принадлежат к одному уровню организационной структуры. Они не находятся в отношении “распорядительство—подчинение” и образуют понятие “звено управления” как совокупность органов, находящихся на одном уровне структуры управления.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  – это такое взаимодействие  возникающее между органами управления при наличии разделения и кооперации труда в процессах, непосредственно не относящихся к принятию решений в узком смысле, т. е. как к акту выбора решений. Формой технического взаимодействия служит разделение труда между подразделениями и исполнителями по сбору, фиксации, хранению и поиску информации, выполнению расчетных, экспериментальных, оформительных работ и т. п., а также по делопроизводственному, техническому, административному и хозяйственному обслуживанию подразделений и отдельных работников.

Упорядоченность перечисленных  выше отношений между органами и  должностями аппарата управления проявляется  прежде всего в распределении ответственности и прав, которыми наделяются каждый руководитель или функциональное звено. Понятие “ответственность” в общем виде определяется задачами, возложенными на конкретный орган управления (подразделение, должность) и соответствующими формами поощрения или наказания за их выполнение или невыполнение.

Организационная ответственность присуща только социальным элементам производственно-хозяйственной системы. Она вытекает из целей производственно-хозяйственной организации и той роли, которую должен выполнять каждый орган системы в процессе принятия и реализации управленческих решений. Наиболее полное и четкое определение ответственности руководителей и исполнителей в процессе управления должно включать такие признаки, как подцель системы (задача) органа управления, за реализацию которой отвечает данное лицо (группа); форма ответственности (административно-правовая, материальная, моральная и т. п.) и ее мера; обязанности (роль) работника в процессе выполнения возложенной на него задачи. Установление ответственности работников аппарата управления сопряжено с наделением их соответствующими правами, под которыми понимается узаконенная и регламентированная возможность принимать решения или же участвовать в процессе их разработки и реализации.

Информация о работе Организационная структура управления