Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 15:10, дипломная работа
Важнейшей составной частью процесса совершенствования политической системы в России является реорганизация механизма государственной власти. Качественно новый элемент здесь - реализация концепции местного самоуправления, которое, как показывает опыт многих развитых стран, является необходимой структурой демократического режима в правовом государстве. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать и деконцентрировать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, тем самым стимулируя активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Введение
Глава 1. Зарождение институтов самоуправления в России
1.1 Местное самоуправление в Древнерусском государстве
1.2 Местное самоуправление в период создания Русского централизованного государства
1.3 Развитие самоуправления в России в период абсолютизма в 18 веке
Глава 2. Создание системы местного самоуправления в России. Земские и городские реформы XIX века
2.1 Кризис крепостного строя и институты самоуправления
2.2 Крестьянская реформа 1861года как начало нового этапа развития местного самоуправления
2.3 Земская реформа 1864 года и контрреформа 1889-1890 годов
2.4 Городская реформа 1870 года и контрреформа 1892 года
Глава 3. Развитие институтов самоуправления в России в начале 20 века
3.1 Самоуправление в предреволюционный период
3.2 Самоуправление в период двоевластия
3.3 Организация власти на местах в советский период
Глава 4. Переход к новой модели местного самоуправления
4.1 Местное самоуправление до Конституции России 1993 года
4.2 Местное самоуправление по Конституции России 1993 года и закону 1995 года
4.3 Современная реформа местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы
Следует отметить, что к 90-м годам XIX века земские учреждения были введены в 34 губерниях Европейской России.
С 1911 года «Положение» 1890 года (правда, с довольно значительными изменениями) было распространено на 6 западных губерний. земском управлении преобладание лиц русского происхождения. Были созданы национальные отделения земских избирательных собраний и съездов. К началу XX века земским самоуправлением было охвачено 43 губернии История либерализма в России.1762-1914. / Леонтович В.В. М.:Русский Путь.1995.С. 314..
Губернское земское собрание состояло из губернских гласных и членов по должности. Губернские гласные избирались сроком на три года уездным земским собранием из числа гласных этих собраний.
Меньшую по численности группу губернского земского собрания составляли члены по должности, к которым относились: все уездные предводители дворянства; с 1899 года все председатели земских управлений губерний; председатели и члены губернской управы; местные начальники (управления земледелия и государственного имущества); управляющие удельными округами; депутат от духовного ведомства, если епархиальное начальство сочтет это необходимым; представители других заинтересованных ведомств.
Возглавлял работу губернского земского собрания губернский предводитель дворянства, являвшийся одним из высших должностных лиц губернии и назначавшийся государем.
Исполнительные полномочия в масштабе уезда или губернии возлагались на следующие органы земского самоуправления: губернские земские управы и уездные земские управьг Основные начала административного права. / Елистратов А.И. М.1917.С.217.. Управы состояли их председателя и двух членов.
С целью осуществления контроля за деятельностью исполнительных земских органов избирались особые участковые попечители.
С 1904 года право ходатайствовать центральному правительству о местных пользах и нуждах было предоставлено и уездным земствам. Губернатор направлял ходатайство на Высочайшее имя или в соответствующее министерство с приложением к нему собственного заключения Муниципальная история России. (от Киевской Руси до начала 20 века) / Еремян В.В. М. 2003. С.463..
Право издания обязательных постановлении частично было предоставлено земствам в 90-х годах XIX века. Однако «Положение» 1890 года сохранило это право только за губернскими земскими органами, расширив круг вопросов, по которым эти органы могли принимать обязательные к исполнению постановления. Это касалось, прежде всего, постановлений о санитарных или противопожарных мерах; об устройстве, содержании и порядке пользования путями сообщений; о производстве извозного промысла; о порядке функционирования ярмарок и рынков.
В распоряжениях самостоятельность земства была сильно ограничена Основные начала административного права. / Елистратов А.И. М.1917.С.220.. Постановления по целому ряду дел, прямо перечисленных в законодательстве, подлежали утверждению: одни -- губернатором, другие -- министром внутренних дел на порядок, аналогичный принятию обязательных постановлений.
Если по Положению 1864 года земские исполнительные органы были поставлены в полную и исключительную зависимость от самого земства, то Положение 1890 года теснейшим образом подчинило земские управы губернатору. Тем не менее, земские управы осуществляли свои полномочия в соответствии с указаниями земских собраний и были им подотчетны. Губернатор имел право осуществлять ревизии управ и исполнительных земских учреждений.
Подводя общий итог, можно констатировать, что «деспотический» инстинкт, выработанный многовековой рутиной самодержавного правления, проявил себя и во внутренней противоречивости большинства либеральных реформ 60-х -- 70-х годов XIX века. Так, крестьянская реформа, делая землепашца формально свободным, предопределила на многие десятилетия его экономическую несвободу и обнищание.
Земствам не дано было развиться ни «вширь», ни «вниз», ни тем более «вверх»: они не распространялись (первоначально) на все нерусские окраины Империи, не создали волостных организаций (то есть крестьянского самоуправления) и не имели прав на межгубернские всероссийские объединения, столь страшившие власти призраком «конституции».
Тем не менее, при
всей умеренности и осторожности
либеральных реформ Александра II и
жесткой компромиссности
2.4 Городская реформа 1870 года и контрреформа 1892 года
По принципу
земской реформы в 1870 году началось
осуществление городской
В отличие от земств выборы в городские думы осуществлялись без учета сословности на основе имущественного ценза. Избиратели вносились в общий список в порядке убывания уплачиваемых налогов и сборов.
В задачи городского
самоуправления входила забота о
местных культурно-
Городское самоуправление выполняло также ряд возложенных на него функций по содержанию государственной администрации -- членов городской полиции, тюрем, пожарной команды, а также обеспечивало расквартирования воинских частей и предоставляло в центр сведения о местных пользах и нуждах. Городская дума формировалась из городского головы (председателя), гласных, а также из председателя уездной земской управы и представителя духовного ведомства Муниципальная история России. (от Киевской Руси до начала 20 века) / Еремян В.В. М. 2003. С.473..
Председатель городской думы возглавлял городскую управу, все члены которой избирались думой. Лица, избранные на должность председателя управы -- городского головы утверждались в губернских городах министром внутренних дел, во всех остальных -- губернатором.
Управа было подотчетна в своих делах перед думой. В случае чрезвычайной ситуации городской голова обладал правом единого распоряжения с последующим уведомлением об этом членов управы. Городской голова совместно с управой обладал правом обжалования незаконных постановлений думы.
Для руководства конкретными отраслями городского хозяйства или в каких-либо особых случаях дума по представлению управы была вправе создавать исполнительные комиссии, подчинявшиеся в своей деятельности городской управе Муниципальная история России. (от Киевской Руси до начала 20 века) / Еремян В.В. М. 2003. С.474..
Несмотря на то, что законодательство признавало самостоятельность городского самоуправления, постановления городских дум должны были предоставляться губернатору, обладавшему правом в двухнедельный срок приостановить их исполнение как незаконных.
В 1892 году была проведена в соответствии с «Городовым Положением» от 11 июня 1892 года городская контрреформа Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М.: Наука. 1995. С. 89.. Установленная в 1870 году трехклассная система была заменена одним избирательным собранием всех городских избирателей, в задачу которого входило избрание гласных. В случае большого числа избирателей данное собрание могло быть подразделено на несколько участков.
Существенно ограничивалось пассивное избирательное право, так как в гласные от участка могли избираться только лица, относящиеся к избирателями именно данного участка. Значительно увеличивался имущественный ценз. Необходимо было обладать недвижимостью в черте города, оцененной для взимания сбора от одной тысячи рублей Основные начала административного права. / Елистратов А.И. М.1917. С. 225..
Обращает на себя внимание то, что в соответствии с новым муниципальным законодательством, лица, не обладавшие полным цензом, вообще отстранялись от выборов. В случае избрания менее 2/3 положенного числа гласных министр внутренних дел дополнял требуемое количество из числа прежних гласных.
Как и в земских собраниях, в думе вопросы решались простым большинством голосов. Однако для принятия решений по некоторым наиболее важным делам «Положение» требовало повышенного кворума (2/3 от общего числа гласных в думах с количественным составом до 40 гласных).
Города, населенные только коренными жителями, делились на части, количество которых определяло своим постановлением областное правление или военный губернатор. Заведовали частями старшины-аксакалы, выбираемые домовладельцами. Старший аксакал назначался из туземцев для осуществления высшего полицейского надзора в городе. Ему подчинялись низшие полицейские чины. Аксакалов выбирал съезд городских выборных на срок и в порядке, установленном для выборов волостных управителей. Они избирались по кварталам (махалле) сходами домовладельцев Региональное и местное управление в России (вторая половина 19 в.). /Лаптева Е.В. М. 1998. С.80..
Резко менялось правовое положение должностных лиц городского управления. Голова, члены управы и городской секретарь по новому «Положению» становились государственными служащими.
Контрреформой Александра III компетенция и предметы ведения органов городского самоуправления затронуты не были.
Подводя итог развитию самоуправления в исследуемый период следует отметить, что в целом становление земского и городского общественного управления как основных субъектов местного самоуправления во второй половине XIX века означало утверждение принципа всесословности, включение в решение вопросов местного значения всех сословных групп. В развитии муниципального права это означало переход от сословного к территориальному принципу формирования основных институтов самоуправления. Земское и городское самоуправление охватило территорию, на которой проживало более 112 млн. человек (70% населения России).
Вместе с тем идея самоуправления народа не была реализована в полной мере, не стала стержнем всего государственного устройства России, а лишь ограничилась административной сферой.
Глава 3. Развитие институтов самоуправления в России в начале 20 века
3.1 Самоуправление в предреволюционный период
Проблема модернизации, то есть коренного обновления важнейших сфер жизни от экономики до государственного строя, вставала перед Россией на протяжении длительного отрезка ее истории. Сложность заключалась в том, что ни одна из периодически осуществлявшихся реформ не была проведена комплексно и последовательно: следующее поколение реформаторов получало в наследство незавершенные реформы, что в свою очередь тормозило их собственные преобразования. Между тем продолжавшееся расширение границ государства приводило к усложнению и увеличению масштаба реформ Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала 20 века). Учеб. пособие для высшей школы. / Еремян В.В. М.: Академ. Проект.2003. С. 486..
Все это в полной мере проявилось в начале XX века. Реформы 60 -- 70 годов XIX века не были завершены. Более того, начатый процесс был приостановлен и до некоторой степени повернут вспять контрреформами 80 -- 90 годов. Предстояло провести модернизацию огромной страны, расположенной на двух континентах.
Всесословные органы местного
самоуправления имели в истории
России весьма кратковременный период
развития, хотя начало XX века обещало
самые благоприятные
Либералы считали земские учреждения уже существующей основой для создания конституционного строя.
8 сентября 1904 года Бюро
земских собраний принимает
Согласно четвертому
тезису, настало время для
Информация о работе Организационные основы местного самоуправления