Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:42, курсовая работа
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует
от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности
продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,
эффективных форм хозяйствования и современных методов управления
персоналом.
| Введение |3 |
|Общая характеристика предприятия | |
|История создания, цели, задачи предприятия |7 |
|Характеристика персонала предприятия |9 |
|Организация оплаты труда |11 |
|Теоретические основы стимулирования труда | |
|Мотивация трудовой деятельности персонала |14 |
|Стимулирование трудовой деятельности персонала |21 |
|Материальное стимулирование трудовой активности |26 |
|Моральное стимулирование трудовой активности |32 |
|Анализ методов и видов стимулирования труда на предприятии | |
|Виды и анализ моральных стимулов труда | |
|Анализ материальных стимулов труда |34 |
|Эффективность стимулирования труда и направление по его |37 |
|совершенствованию |40 |
|Заключение | |
|Список литературы |45 |
|Приложения |46 |
|
платят. «Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а
побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями».
Существующая система стимулирования трудовой активности в значительной
мере оказалась малоэффективной и стала одной из причин кризиса труда.
Несмотря на богатейшие природные ресурсы и огромные капиталовложения в
основные фонды, экономика страны оказалась в тяжёлом состоянии.
Наряду с другими причинами это обусловлено также тем, что в основе
системы стимулирования лежал тезис о выгодности дешёвого труда. Сверх
вложения в индустриализацию народного хозяйства осуществлялись за счет
минимизации оплаты труда . Дешевый труд на самом деле очень дорого
обходится обществу. Он малопроизводителен, воспроизводит неразвитого
работника, невосприимчивого к возможности зарабатывать больше путем роста
производительности труда, убивает инициативу и тем самым препятствует НТП,
консервирует низкий уровень организации и условий труда. Такое положение
ведет к чрезмерному износу здоровья и понижению работоспособности человека.
Современное трудовое сознание характеризуется отчуждением труда.
Прежде всего, это касается работы в общественном производстве. Основные
причины такого положения следующие:
- труд в общественном производстве не всегда может обеспечить нормальный
уровень
жизни большинству
заработков,
не позволяющими выйти на
так и
с отсутствием необходимых
торговле;
- низкий уровень трудовой и производственной дисциплины предопределяет
низкое качество продукции и высокий травматизм, а как следствие
безответственного отношения к труду - низкий уровень заработной платы;
- в условиях
ограниченности сферы
абсолютного большинства трудящихся практически нет возможности свободного
выбора
места приложения труда,
профессиональной мобильности;
- многие руководители нередко делают ставку на исполнительного и
безотказного
работника в ущерб
специалистам;
- отсутствует
эффективная система
как в оплате труда во многом процветает уравнительность, размер
заработков слабо зависит от личного трудового вклада работника в конечный
результат деятельности коллектива;
- внутренняя противоречивость системы заработной платы ослабляет связь
между размером заработка и содержательностью труда. Суть этого
противоречия в том, что стимулируется, прежде всего, закрепление
работников на местах с непривлекательным трудом, в результате чего оплата
труда на таких местах выше, чем на рабочих местах, требующих высокой
квалификации.
Результатом отчуждения труда стала общая трудовая пассивность. Работа
в общественном производстве во многом потеряла престиж, перестала быть
значимой социальной ценностью.
По данным сравнительного исследования, в США считают работу главным
делом жизни 50% населения, в Швеции - 45%, в ФРГ - 25%, а в пределах
бывшего СССР - лишь 10%.
Падение престижа труда, особенно в общественном производстве, привело
к тому, что значительная часть населения, не видя реальных возможностей
получения благ за счет честного, добросовестного труда, предпочитает
снизить уровень своих притязаний, ограничить свои потребности. Здесь
трудовая пассивность
сочетается с потребительской
эту группу мало восприимчивой к стимулированию.
Одной из
форм проявления трудовой
к повышению трудовой квалификации. Снижение интереса к повышению
профессионального мастерства - одна из самых негативных тенденций,
отмеченных при переходе предприятий на хозяйственный расчет.
Итак, состояние трудовой мотивации можно охарактеризовать следующими
основными признаками: общая трудовая пассивность; низкая значимость
общественных мотивов труда; служебного, профессионального и
квалификационного роста; определение социального статуса личности в большей
степени по нетрудовым критериям; желание иметь стабильную,
высокооплачиваемую работу, обеспечивающую необходимый уровень потребностей,
но с низкой интенсивностью труда, не требующую постоянного
квалифицированного труда. Такое состояние трудовой мотивации и выражает
кризис труда.
2.2.1. Материальное стимулирование трудовой активности.
Система морального и
компаниях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой
активности людей и как следствие повышение эффективности труда и его
качества. Известный японский менеджер Л. Якокка писал: «Когда речь идет о
том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей».
Все стимулы условно можно разделить на материальные и нематериальные.
Соотношение их в различных компаниях значительно отличается. На большинстве
фирм Западной Европы постепенно сокращается доля материального
вознаграждения и увеличивается доля нематериальных стимулов. Для
значительного числа российских предприятий и фирм характерны сокращения в
доходах семей доли общественных фондов потребления и увеличение доли в
доходах материального вознаграждения.
К материальному
заработную плату;
участие в распределении прибыли;
премии;
участие в капитале.
Заработная плата - важнейшая часть системы оплаты и стимулирования
труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника.
Это вершина системы стимулирования персонала предприятия, но при всей
значимости заработная плата в большинстве процветающих фирмах не превышает
70% дохода работника, остальные 30% дохода участвуют в распределении
прибыли.
Участие в распределении прибыли - является сегодня широко
распространенной системой вознаграждения. Развитие данной системы началось
с попыток совершенствования организацией заработной платы наемных
работников с целью усиления ее мотивационного воздействия на результаты
труда. Для этого обосновалась возможность выплат из прибыли или дохода
предприятия тем работникам, чей вклад в формировании прибыли предприятия
был наиболее весом и очевиден. Однако использование систем участия в
прибылях создает у работника заинтересованность в эффективной работе
сегодняшнего дня, но не стимулирует учитывать в производственной
деятельности долгосрочные перспективы развития организации. Она
основывается
на показателях общей или
прежде всего результаты коммерческой деятельности организации (размер
оборота, состояние рынков сбыта, уровень цен).
Существует ряд ключевых вопросов, от решения которых зависит
эффективность реализации программ распределения прибыли:
- кто должен принимать участие в разработке и внедрении плана;
- как распределится
степень участия в этих
рабочим персоналом;
- какого размера подразделение будет охвачено планом;
- какой критерий
будет использоваться для
Реальные изменения во
и сотрудниками могут произойти только после успешного решения всех
перечисленных вопросов. Такой подход к распределению прибыли может привести
к фундаментальным изменениям в концепции, определяющей право собственности
каждого сотрудника организации. В этом моменте и заложено основное
стимулирующее начало подобных программ.
Участие в прибылях используется предпринимателями как средство,
способствующее сохранению социального мира внутри организации, и как фактор
повышения заинтересованности в её экономическом успехе. Системы участия в
прибылях различаются по показателям, условиям выплат, кругу лиц, получающих
эти выплаты. Эти системы имеют свои особенности в разных странах мира, что
обусловлено историей развития экономики, менталитетом той или иной страны,
традициями или обычаями трудовой жизни. Общим для всех является одно:
раздел между организацией и наемными работниками дополнительной прибыли.
Особенность системы участия в прибылях состоит в том, что эффект от её
применения
сказывается не сразу, а через
несколько лет после внедрения.
можно объяснить психологическим действием привыкания, согласно которому
наибольший эффект от принятого или не принятого воздействия достигается с
течением времени. В то же время система участия в прибылях имеет свою
специфику применения. Она обеспечивает высокий экономический и социальный
эффект в тех случаях, когда работники обладают своевременной и точной
информацией о деятельности организации. Система участия в прибылях будет
недостаточно эффективной, если она охватывает не весь персонал организации.
Важной проблемой является
направляемыми на обеспечение системы участия в прибылях и на развитие
производства. Малые суммы, отчисляемые администрацией на распределение
между работниками, могут оказаться недостаточными для того, чтобы они
чувствовали себя реально пользующимися прибылью организации. Выплаты же
больших сумм сокращают расходы на развитие производства, что подрывает
перспективность развития организации и грозит обернуться экономическими
трудностями в недалёком будущем. Поэтому очень важно правильно распределять
средства между воспроизводством и системами участия в прибылях.
По своей сути система участия в прибылях является элементом
оперативного управления организацией, направленной на обеспечение получения
прибыли. Работник разделяет наравне с собственником риск кратковременного
снижения дохода, чтобы в будущем достигнуть более высоких результатов и
компенсировать потери сегодняшнего дня.
Специфической формой участия в прибылях организации является бонус
наличностью или бонус акциями.
Бонус – форма вознаграждения, суть которой заключается в определении
системы участия персонала в прибыли прошлого года. Решающим для определения
его размера являются экономические итоги финансового года. Руководство
определяет размер выплаты, причем оплата во многих случаях
непропорциональна динамике прибыли во избежание слишком больших скачков
этой дополнительной денежной оплаты для сотрудников.
Преимущества бонусов в том, что их выплата дает сильную трудовую
мотивацию и побуждает к высокопроизводительному труду даже отстающих
работников, так как при расчете учитываются реально достигнутые результаты
конкретного работника. Система выплаты бонусов достаточно гибка, их размеры
колеблются в зависимости от количества персонала, на который они
распространяются. Бонусы не являются единственной формой премирования, они
сочетаются с другими видами вознаграждений, применяемых в организациях.
В отдельных случаях, если поощрение отдельных работников
неблагоприятно воздействует на психологический климат в трудовом
коллективе, то система бонусов может быть использована для поощрения
первичных трудовых коллективов, групп, участков производства.
Текущие выплаты, будь то
отчетного периода. Корпоративная прибыль и индивидуальная деятельность -
наиболее распространённая база для определения бонуса. Выплата бонуса может
быть немедленной, отложенной или растянутой на 3 - 5 летний период.
Отложенными выплатами
наличности или акций), выплата которого отложена до определенного момента в
будущем. Системы отложенного вознаграждения в форме акций часто содержат
ограничения на их продажу или устанавливают, что та доля в цене акций,
которую оплатила работнику организация, в течение определённого срока не
Информация о работе Организация и совершенствование стимулирования труда на предприятии