Организация и совершенствование стимулирования труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует
от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности
продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,
эффективных форм хозяйствования и современных методов управления
персоналом.

Содержание

| Введение |3 |
|Общая характеристика предприятия | |
|История создания, цели, задачи предприятия |7 |
|Характеристика персонала предприятия |9 |
|Организация оплаты труда |11 |
|Теоретические основы стимулирования труда | |
|Мотивация трудовой деятельности персонала |14 |
|Стимулирование трудовой деятельности персонала |21 |
|Материальное стимулирование трудовой активности |26 |
|Моральное стимулирование трудовой активности |32 |
|Анализ методов и видов стимулирования труда на предприятии | |
|Виды и анализ моральных стимулов труда | |
|Анализ материальных стимулов труда |34 |
|Эффективность стимулирования труда и направление по его |37 |
|совершенствованию |40 |
|Заключение | |
|Список литературы |45 |
|Приложения |46 |
|

Вложенные файлы: 1 файл

7 Организация и совершенствование стимулирования труда на пп.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

может  быть  инвестирована,  что  создает  «привязку»  персонала  к   данной

организации.

      Некоторые схемы предусматривают  выплаты через 3 -  5  лет   формального

приобретения  прав на их получение и при условии  продолжения работы на  фирме

данного работника. Такие системы делают слишком  дорогостоящим для  работника

уход из организации.

      Система участия в капитале  базируется на  показателях   коммерческой  и

производственной  деятельности организации  при  участии  двух  составляющих:

труда и капитала. Участие в капитале по  сравнению  с  выплатами  заработной

платы даёт  предприятию  преимущество:  первоначально  нет  оттока  денежных

средств.

      Экономический  стимул  к   использованию  систем  участия   в   капитале

заключается  в  необходимости  увязать  интересы  организации   и   интересы

сотрудников.  Работник,  получающий  только  заработную  плату,   объективно

заинтересован в совпадении краткосрочных интересов -  своих  и  организации.

До  тех  пор  пока  наёмный  работник  не   имеет   никакого   отношения   к

собственности  организации,   нет   объективных   предпосылок   и   реальной

экономической  базы  для  совпадения  долгосрочных  интересов  работника   и

организации.   Так,   если   члены   трудового   коллектива   не    являются

собственниками (совладельцами) организации, а участвуют в прибылях  и имеют

право  голоса  при  распределении  прибыли,  то  возникает  реальная  угроза

выплаты из прибыли  большей  доли  средств,  чем  это  позволяют  перспективы

развития производства. Поэтому  крайне  желательно,  чтобы  каждый  работник

реально  был  заинтересован  в  реализации  стратегических  планов  развития

предприятия.

 

      К  нематериальным  способам  мотивации  относятся  организационные   и

морально - психологические.

      Организационные способы включают  в  себя,  прежде  всего,  привлечение

работников  к участию в  делах  организации,  которое  предполагает,  что  им

предоставляется  право  голоса  при  решении  ряда  проблем,  как   правило,

социального характера. Важную роль играет мотивация  перспективы  приобрести

новые  знания  и  навыки,  что   делает   работников   более   независимыми,

самостоятельными,  придаёт  им  уверенность  в  завтрашнем  дне.   Мотивация

обогащением  содержания  труда  заключается  в  предоставлении  людям  более

содержательной,   важной,    интересной,    социально    значимой    работы,

соответствующей их личным интересам и склонностям, с широкими  перспективами

должностного  и профессионального роста,  дающей  возможность  проявить свои

творческие  способности,  осуществить  контроль  над  ресурсами и условиями

собственного  труда, когда каждый по возможности  должен быть сам себе шефом.

 

 

            2.2.2.  Моральное стимулирование  трудовой активности.

 

      Морально - психологические методы  стимулирования  включают  следующие

основные элементы:

создание условий, при которых люди испытывали бы  профессиональную  гордость

за то, что  лучше других могут справиться с  порученной работой,  причастность

к  ней,  личную  ответственность  за  её  результаты;  ощущали  бы  ценность

результатов, конкретную их важность для кого - то;

присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому  на своем рабочем  месте

показать свои способности, выразить себя в  труде,  его  результатах,  иметь

доказательства  того, что он может что - то сделать, причем это  «что  -  то»

должно получить имя своего создателя, признание, которого может быть  личным

и публичным.

- Суть личного  признания состоит в том, что   особо  отличившиеся  работники

   упоминаются  в специальных докладах высшему   руководству  организации,  их

   персонально поздравляет руководство по случаю праздников и семейных  дат.

   В нашей  стране широкого распространения  оно ещё  не  получило.  Публичное

   признание  знакомо нам намного лучше;

- к морально - психологическим  методам   стимулирования  относятся  высокие

   цели,  которые   воодушевляют   людей   на   эффективный,   а   порой   и

   самоотверженный  труд. Поэтому любое задание руководителя  должно содержать

   в себе  элемент ценности организации;

- морально стимулирует  атмосфера  взаимного  уважения,  доверия,  поощрения

   разумного  риска и терпимости к ошибкам  и неудачам; внимательное отношение

   со стороны  руководства и товарищей.

      Необходимо упомянуть ещё одну  форму  мотивации,  которая   по  существу

объединяет  в  себе  все  рассмотренные  выше.  Речь  идёт  о  продвижении  в

должности, которое  даёт и  более  высокую  заработную  плату  (экономический

мотив), и интересную и  содержательную  работу  (организационный  мотив),  а

также отражает признание заслуг  и  авторитета  личности  путём  перевода  в

более высокую  статусную группу (моральный мотив).

      В  то  же  время  этот  способ  является  внутренне   ограниченным:   в

организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных;  не

все люди способны руководить и не все  к  этому  стремятся,  а  кроме  всего

прочего, продвижение  по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

      Нужно иметь в виду, что перечисленные   организационные  и  морально  -

психологические факторы мотивируют  неодинаково  в  зависимости  от  времени

пребывания  в должности, и после  5  лет  ни  один  из  них  не  обеспечивает

мотивацию в  должной мере, поэтому удовлетворенность  работой падает.

      В заключении следует отметить,  что  путь  к  эффективному  управлению

персоналом  лежит через понимание его  мотивации.  Только  зная,  что  движет

человеком, что  побуждает его к действиям, какие  мотивы лежат  в  основе  его

поведения, можно  попытаться разработать эффективную  систему форм  и  методов

управления  человеком. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные

мотивы, как  и какими способами, мотивы могут  быть приведены в действие,  как

осуществляется  мотивирование людей.

      Также  необходимо  знать,  что   основными   слагаемыми   эффективного

стимулирования  труда  является  стимулирование  трудящегося человека.   На

предприятиях,  где  люди  тесно   взаимодействуют   друг   с   другом,   при

использовании стимулов должны учитываться потребности  и  их  удовлетворение,

предприимчивость  и интересы личности, и даже характер и образ  жизни.  Тогда

стимулирование  будет по - настоящему действенным  и личностно значимым.

 

       3. Анализ методов и видов стимулирования  труда на предприятии.

 

                3.1. Виды и анализ моральных  стимулов труда.

 

      Побуждение работников предприятия к реализации поставленных перед ними

целей и задач  является  объективной  необходимостью  и  должно  сознаваться

всеми руководителями. Однако в течении длительного  периода наука  управления

персоналом  преувеличивала  значения  материальных  стимулов.   Эффективными

стимулирующими   факторами   являются   соответствие   выполняемой    работы

потребностям  человека  в  признании  его   как   личности   и   возможность

самовыражения.  На  данном  предприятии  работник  как  личность  вообще  не

существует, а  только  как  средство  для  получения  прибыли.  Например,  в

результате  одного из  опросов  рабочих,  проводимых  с  целью  выяснения  их

отношения к  труду,  было  установлено,  что  самыми  главными  их  желаниями

является уверенность  в постоянной занятости, затем потребность  в  признании

и уважении, а  также  интерес  к  работе  и,  естественно  размер  заработной

платы.  Настроение  работников,  в  большей  степени  служащих   должно   бы

заставить  руководителей   предприятия   придавать   большое   значение   не

административным  методам  управления  и  материального  стимулирования,   а

мотивации труда. Мотивация труда – одна из  важнейших  функций  менеджмента,

представляющая  собой  стимулирование  работника  или  групп  работников   к

деятельности  по  достижению  целей  предприятия  через  удовлетворение   их

собственных потребностей.

      Одной из составных кризисной  ситуации экономики является  кризис труда,

все признаки которого налицо:

  полностью  девальвированы трудовые ценности;

  труд потерял свою смыслообразующую функцию;

  труд превратился  из основы образа жизни в  средство выживания.

В представляемых  на  разных  уровнях   антикризисных  программах  вопрос  о

смысле трудовой жизни даже  не  поднимается.  Смысл  труда  не  сможет  быть

сведен также  и к материальной заинтересованности. Для  формирования  сильной

трудовой  мотивации  необходимо,  чтобы  смысл  труда   выходил   за   рамки

удовлетворения  только личных  материальных  потребностей  человека.  Главная

задача в  решении проблемы, с точки зрения мотивационных процессов –  сделать

каждого   не   столько   собственником   средств    производства,    сколько

собственником своей рабочей силы.

      При решении проблемы кризиса   труда  сталкиваются  социальные  группы,

каждая из  которых стремиться  наиболее  полно реализовать свои  интересы

зачастую не только в ущерб интересов других групп, но и  интересам  общества

в целом. Поэтому  именно общество в лице  государства  должно  способствовать

развитию мотивации  высокопродуктивного труда. Выход  из  кризиса  невозможен

без регулирующей роли государства в этой  области.  Государственая  политика

(программа)  преодоления кризиса труда должна:

- защищать и  обеспечивать реализацию прав  работников,  умеющих  и   желающих

работать  с  высокой  трудовой  отдачей,  гарантируя  им  уровень   качества

трудовой жизни, достаточный для эффективной  реализации и воспроизводства  их

трудового потенциала;

-  жестко  противостоять  любым  формам  получения  незаконных  доходов   и

   социального  паразитирования, усиливая административно

-  правовые  методы  управления  и  контроля   за   соблюдением   трудового

   законодательства.

      В общем случае стратегией  и тактикой решения  этой  проблемы  является

мотивация трудовой деятельности и стимулирование.

Главные рычаги мотивации – стимулы и мотивы.  Под  стимулом  подразумевается

материальная  награда  определенной  формы,  например,  заработная  плата.  В

отличие от стимула  мотив является побудительной  силой:  желание,  влечение,

ориентация,  внутренние  установки  и  др.  Теории  мотивации  основаны   на

результатах психологических  исследований и направлены в  первую  очередь  на

определение   перечня   и   структуру   потребностей   людей.    Потребности

рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо,  вызывающее  побуждение

к  действию  и  подразделяются  на  первичные   (врожденные)   и   вторичные

(образующиеся  в ходе приобретения определенного  жизненного опыта).

      По теории А.Маслоу потребность  в самовыражении – это:

- потребность полностью развивать свой  творческий  потенциал  относительно

   работы; на данном же предприятии любая  попытка к самовыражению влечет  за

   собой  негативный результат  со  стороны   руководителя.  Каждый  сотрудник

   должен  иметь  право  отстаивать  свою  точку зрения  по  поводу  решения

   возникшей  проблемы;

- потребность  в уважении – это потребность  в самоуважении и уважении  других

   людей  – здесь происходит сплочение  работников  в  группы,  психологически

   подходящие  и уважающие друг друга;

- социальные потребности – это потребность  входить  в  какую-либо  группу,

   поддерживать  с членами этой группы  дружеские   отношения;  потребность  в

   безопасности  – потребность  в  защите  и  порядке  –  здесь   такой  мотив

   остается  невостребованным, так как ни один  из  работающих  не  чувствует

   себя  в безопасности;

- физиологическая  потребность – потребность в  пище, тепле, жилище и др. Для

   ее реализации  главным все-таки остается заработная  плата.

          Согласно этой теории приведенные  пять основных видов  потребностей

определяют  поведение человека. При этом потребности  более  высокого  уровня

не  мотивируют  его  поведение,  если  хотя  бы  частично  не  удовлетворены

потребности нижнего  уровня. Отсюда  существует  поведение  людей  на  данном

предприятии противостоять  нововведениям,  а  также  видам  работ,  требующих

применения  дополнительных физических или умственных усилий.

 

 

 

                  3.2. Анализ материальных стимулов  труда.

 

      Стимулирование как тактика решения  проблемы  является  ориентацией на

фактическую структуру  ценностных ориентаций и интересов  работника, на  более

полную реализацию трудового потенциала.

      Мотивация и стимулирование как  методы управления трудом противоположны

Информация о работе Организация и совершенствование стимулирования труда на предприятии