Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:42, курсовая работа
Переход страны к рыночной экономике, выход на мировой уровень требует
от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности
продукции на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,
эффективных форм хозяйствования и современных методов управления
персоналом.
| Введение |3 |
|Общая характеристика предприятия | |
|История создания, цели, задачи предприятия |7 |
|Характеристика персонала предприятия |9 |
|Организация оплаты труда |11 |
|Теоретические основы стимулирования труда | |
|Мотивация трудовой деятельности персонала |14 |
|Стимулирование трудовой деятельности персонала |21 |
|Материальное стимулирование трудовой активности |26 |
|Моральное стимулирование трудовой активности |32 |
|Анализ методов и видов стимулирования труда на предприятии | |
|Виды и анализ моральных стимулов труда | |
|Анализ материальных стимулов труда |34 |
|Эффективность стимулирования труда и направление по его |37 |
|совершенствованию |40 |
|Заключение | |
|Список литературы |45 |
|Приложения |46 |
|
по направленности: первое направлено на изменение существующего положения;
второе – на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга.
Процесс мотивации и регулирования может не только совпадать, но и
противостоять друг другу. Например, рост денежных доходов, когда нет
достаточного материального покрытия, не только не вызывает повышения
трудовой мотивации, но и снижает ее. Любое реформирование стимулирующих
труд факторов, если оно превращается в самоцель, не принесет желаемых
результатов, если не будет учитывать поведенческую реакцию на них человека.
Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и
способностям работника, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен
механизму мотивации работника. Важно также отчетливо представлять, что
мотивация -–это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа
поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и
внутренних (мотивы) факторов.
Основная масса работников на предприятии ( не менее 80% )
относится к одному из существующих типов мотивации, как преимущественно
ориентированные на оплату труда и другие нетрудовые ценности, здесь
мотивационное ядро основано на высокой (в их понимании) заработной плате.
На трудовую мотивацию влияют различные стимулы: система экономических
нормативов и льгот, уровень заработной платы и справедливость распределения
доходов, условия и содержательность труда, отношения в семье, коллективе,
признание со стороны окружающих и карьерные соображения, творческий порыв и
интересная работа, желание самоутвердиться и постоянный риск, жесткие
внешние команды и внутренняя культура и т.п.
Одной из основных форм стимулирования является заработная плата.
Определяя сущность заработной платы как цену рабочей силы на предприятии,
материально – вещественным воплощением которой является стоимость предметов
потребления ( продовольственных и непродовольственных товаров ), услуг,
налогов и других платежей, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы,
удовлетворение физических и духовных потребностей как самого работника, так
и членов его семьи, тем самым обозначаем и основу организации оплаты труда
– потребительский бюджет работника. В качестве такого бюджета на
предприятии используется минимальный потребительский бюджет низкого
стандарта, на котором основывается минимальная заработная плата. Она
представляет низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы,
исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают
лица, работающие по найму. На данном предприятии 98% работающих работают
именно по найму, независимо от сложности и тяжести выполняемых работ.
В проекте Закона о
Государственной Думой, минимальный размер планируется на уровне 40%
минимального потребительского бюджета. Это объясняется прежде всего тем,
что заработная плата не является единственным источником воспроизводства
рабочей силы. В издержки воспроизводств рабочей силы входят также средства
на оплату больничных листов, очередных отпусков, оплата за
переквалификацию, вынужденные перерывы в работе, пенсионные выплаты.
Воспроизводство рабочей силы осуществляется также за счет различных выплат
социального характера. На конкретном предприятии никаких социальных выплат
и льгот не существует. Заработная плата остается основным и, практически,
единственным источником воспроизводства рабочей силы. Но помимо тарифной
части заработной платы, которая должна регулироваться в зависимости от
минимальной заработной платы, в структуру зарплаты входят премии, надбавки,
доплаты, а также выплаты, не связанные непосредственно с результатами труда
или трудовым вкладом. Здесь на пищевом производстве начисляются премии, в
размере 10% от фонда заработной платы данного подразделения; остальным
работникам, получающим заработную плату по контрактной системе оплаты
труда, премии выплачивают 1-2 раза в год к профессиональным праздникам, но
на усмотрение руководителя предприятия.
Немаловажное значение имеют и возможности социальной поддержки со
стороны государства ( пособия на детей, субсидии на оплату коммунальных
услуг и т.д.).
Для обеспечения стимулирующей роли заработной платы в повышении уровня
квалификации и продуктивности труда необходимо обоснованное соотношение
между минимальной заработной платой и средней. За рубежом минимальная
заработная плата составляет около 40% средней. У нас в настоящее время –
около 10%, что явно недостаточно.
На основе районных коэффициентов осуществляется государственное
районное регулирование заработной платы и доходов населения. На данном же
предприятии, нарушая трудовое законодательство, районный коэффициент, в
сущности, не выплачивается.
3.3.Эффективность
совершенствованию.
Предприятия должны
внутрифирменном рынках рабочей силы. Именно имидж становится решающим
фактором привлекательности компании, определяющим ее шансы приобретения
новых кадровых ресурсов. Они повышаются у предприятий с хорошо налаженной
системой стимулирования. В настоящее время активизируются разработки новых
усовершенствованных систем оплаты труда. Это связано с необходимостью
усиления стимулирующей функции ЗП:
повышения ее гибкости, объективности оценки достижений работников и
соотношений в оплате труда разных групп. По этим причинам все большее
распространение приобретают бестарифные, гибкие, доле-паевые системы и т.п.
Теория потребностей А.Маслоу и его последователей находят свое
выражение в разработанных на предприятии конкретных системах стимулирования
труда. Основными формами стимулирования работников предприятия являются:
1. Заработная плата, характеризующая оценку вклада в результаты
деятельности
предприятия (абсолютная
оплаты других работников предприятия). Она должна быть сопоставима и
конкурентоспособна
с оплатой труда на
условиях рыночной экономики руководителю предоставлено право
самостоятельно решать и назначать уровень благосостояния своих
работников. Заработок работника должен определяться в зависимости от
уровня его квалификации, личных способностей и достижений в труде и
включать различные доплаты и премии. К нему должны приплюсовываться
доходы
от участия в прибылях и
в акционерном капитале
2. Система внутрифирменных льгот работникам предприятия: субсидирование и
льготное
питание; установка на
напитков и закусок; продажа продукции предприятия своим работникам со
скидкой (10% и более); полная или частичная оплата расходов на проезд
работника к месту работы и обратно; предоставление своим работникам
беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента; предоставление
права пользования транспортом фирмы; оплата больничных листов сверх
определенного уровня, страхование здоровья работников за счет
предприятия; эффективное премирование, доплаты за стаж работы на
предприятии, за рационализаторские предложения по повышению
производительности труда и др.
3. Нематериальные льготы и привилегии персоналу:
- предоставление права на скользящий, гибкий график работы;
- предоставление отгулов, увеличение продолжительности оплачиваемых
отпусков за определенные достижения и успехи в работе;
- более ранний выход на пенсию и др.
4. Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и
ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост.
Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их
мотивацию. Всемерное развитие горизонтальных связей и горизонтальных
структур управления является организационной основой для мотивации
работников.
5. Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных,
административных, технологических барьеров между отдельными группами
работников, между рядовыми работниками и работниками аппарата управления,
развитие
доверия и взаимопонимания
работников.
6. Продвижение работников по службе, планирование их карьеры, оплата
обучения и повышения квалификации.
Данные мероприятия по повышению и совершенствованию стимуляции и мотивации
труда позволяют более эффективно использовать трудовой потенциал
предприятия и повысить его конкурентоспособность на рынке.
Предоставление Относительно имущественной самостоятельности
производственного подразделения предприятия – обеспечивается путем
закрепления за ним части производственных фондов (преимущественно
основных), которые могут быть сданы в аренду. Такая имущественная
самостоятельность обеспечивает организационную самостоятельность в сфере
производства и является условием для предоставления подразделению
экономической самостоятельности.
Относительно экономическая самостоятельность производственного
подразделения может быть обеспечена путем сокращения числа централизованно
планируемых показателей использование в производственном подразделении
некоторых элементов рыночной экономики. Вводится механизм формирования
планово-расчетных цен за продукцию для осуществления взаиморасчетов между
подразделениями всего предприятия. Экономическая самостоятельность призвана
усилить на уровне
подразделений воздействие
как соизмерение затрат с результатами деятельности, экономической
заинтересованности
с экономической
Относительно финансовая
путем организации системы финансовых расчетов на уровне внутри предприятия.
В основе финансовых взаиморасчетов лежат планово-расчетные цены.
Источниками финансовых расчетов для подразделений является собственная
чистая прибыль,
собственные оборотные средства, кредит внутри предприятия и др.
Изучение практической деятельности предприятия позволяет выделить
общие характеристики
эффективной системы
прибылях:
- непосредственная и тесная связь с достигнутыми успехами в работе в виде
дохода
от роста прибыли, выраженного
в процентах для каждого
- заранее согласованные принципы вознаграждения за перевыполнение плана,
внесенные
в систему бухгалтерского
- отсутствие «потолка» для премий, основанных на участии в прибылях;
- соответствие
заработной платы реальному
и разумным жизненным расходам;
- ограничение
базовых окладов для
- принцип материального
стимулирования
фирмы с численностью персонала не более 200 человек и носит постоянный
характер;
- жесткая схема начисления премий, включающая только три категории оценок
(хорошо, удовлетворительно, плохо);
- каждая премия вручается непосредственно начальником и сопровождается
беседой и поздравлениями; с работниками, не получившими премии, беседа по
поводу
основания для лишения премии
проводится обязательно
- не должно быть выплат, не зависящих от результатов работы, лучше не
премировать вообще никого;
- плохие работники не могут быть премированы ни в каком случае и никаким
образом; никогда нельзя наказывать работника материально, если он
совершил ошибку по вине руководства, даже в дни кризисов. Если работник
на своем
участку выполняет работу
- в фирме
не должно быть никаких
отрицательно
влияющих на премиальную
- система вознаграждения работников отдела реализации должна содержать
Информация о работе Организация и совершенствование стимулирования труда на предприятии