Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:40, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить особенности организации и техники импортных операций на примере ЗАО «Регата», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретическую и нормативно-правовую базу осуществления импортных операций
2) исследовать состояние рынка, на котором действует ЗАО «Регата»
3) провести анализ структуры внешнеэкономической деятельности предприятия
4) изучить практику осуществления внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата»;
5) изучить особенности организации управления внешнеэкономической деятельностью на данном предприятии;
6) рассмотреть этапы проведения внешнеэкономических операций и выявить основные проблем, сдерживающие развитие внешнеэкономической составляющей в деятельности предприятия;
Введение
1. Теоретические основы импортных операций. Особенности рынка алкогольной продукции России и Ростовской области.
1.1 Теоретические основы организации и техники импортных операций
1.2 Особенности российского рынка алкогольной продукции
1.3 Алкогольный рынок Ростовской области
1.4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2. Особенности организации импортных операций на предприятии ЗАО «Регата»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Регата»
2.2 Особенности организации и техники ВЭД на предприятии ЗАО «Регата»
3. Пути повышения эффективности внешнеторговой деятельности ЗАО «Регата»
3.1 Анализ и оптимизация статей импортного контракта
3.2 Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
3.3 Перспективные направления развития и совершенствования ВЭД компании «Регата»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
По данным аудита розничной торговли, проводимого в российских городах с населением более 100 тыс. жителей, на протяжении нескольких предкризисных лет в стоимостном выражении отмечался рост доли дорогой водки суперпремиального и премиального ценовых сегментов. Субпремиальный ценовой сегмент, где укрепили свои позиции популярные водочные марки «Журавли», «Хортиця», «Белая березка», развивается быстрее остальных, при этом темпы роста его доли в последние годы стремительно увеличивались. В 2010 году доля этого сегмента в стоимостном выражении также выросла, увеличились и натуральные объемы потребления. [19.с.6]
В 2010 году бренди был одной из немногих категорий крепких алкогольных напитков, объем потребления которых увеличился. Продажи категории достигли 72 млрд. рублей, что на 5% больше показателя 2009 года. При этом 70% рынка бренди занимали отечественные марки напитка, 22% – бренди производства Республики Армения, импорт из других стран составлял около 8%.
Крепкий премиальный алкоголь (виски, французский коньяк, текила, джин, ликеры) – сегмент алкогольного рынка, демонстрировавший в России наиболее активный рост среди всех алкогольных напитков в течение пяти предкризисных лет. В 2010 году размер рынка достиг своего максимума в 50 млрд. руб. Тем не менее, это составляет лишь 10% в стоимостном выражении от всего российского рынка крепкого алкоголя. В 2010 году потребление премиальных спиртов сократилось больше всего. Общий объем ввезенного в страну премиального импортного алкоголя по итогам 2010 года оказался практически на четверть ниже объемов импорта 2009 года.
Самая крупная категория крепкого премиального алкоголя в натуральном выражении – виски. В 2010 году наблюдается рост доли виски на российском рынке на 4%, что связано с увеличением продаж более дешевых марок. Лидером рынка виски по-прежнему остается Johnnie Walker. В 2010 году его доля в стоимостном выражении превышала 26%, в прошлом году позиции этой марки немного ослабли. Далее идут White Horse, Chivas Brothers Jameson, Jack Daniel’s.
Второе место по объему продаж в стоимостном выражении в сегменте премиальных спиртов принадлежит французским коньякам. В 2010 году их составляла 27% рынка. Рынок коньяка в России довольно концентрирован – чуть более 80% рынка занимают пять ключевых марок – Hennessy, Martell, Remy Martin, Courvoisier, Otard.
Рынок импортных ликеров в 2010 году потерял 14% в стоимостном выражении (в рублях) в сравнении с 2009 г. Предпочтение потребителей сместились к ликерам российского производства, более доступным с точки зрения стоимости. Замыкают круг наиболее популярных в России элитных крепких алкогольных напитков – остающиеся «экзотическими» в России текила и джин. В 2010 году рынок текилы сократился на 9% в стоимостном выражении.
Джин является самой небольшой категорией в рассматриваемом сегменте. Этот рынок в 2010 году сохранил свой объем по стоимости. По сути, рынок джинов в России – это рынок двух игроков: Beefeater (около половины рынка в 2010 году), и Gordon’s (чуть более 40% рынка в 2010 году).
В отношении внешней торговли алкогольной продукции наблюдается существенный спад импорта, что обусловлено законодательными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2010 г. и требующими получения дополнительных лицензий на импорт алкогольной продукции. Отложенные до момента получения лицензий поставки были осуществлены импортерами в феврале 2010 г., что вызывало значительный всплеск объемов импорта в этом месяце. В итоге суммарный объем ввоза алкогольной продукции в РФ в январе-феврале 2009 и 2010 г. оказался идентичным и составил 410,2 млн. л. Таким образом, прирост к 2009 году равнялся 27,1%, а к 2008 году -2,5%. [18.с.5]. Динамика импорта алкогольной продукции в Россию представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Общая динамика импорта всей алкогольной продукции за 2008-2010 гг. млн. л.
год | янв | фев | мар | апр | май | июн | июл | авг | сен | окт | ноя | дек | всего |
2008 | 23,8 | 32,4 | 30,9 | 37,2 | 35,2 | 31,8 | 39,8 | 35,5 | 38,4 | 41,9 | 36,3 | 37,0 | 420,2 |
2009 | 13,6 | 20,7 | 26,8 | 26,3 | 23,5 | 23,3 | 24,6 | 26,1 | 30,7 | 35,0 | 36,1 | 36,1 | 322,8 |
2010 | 6,8 | 25,1 | 37,4 | 35,3 | 30,9 | 32,6 | 31,3 | 31,6 | 36,8 | 41,5 | 49,5 | 51,6 | 410,2 |
В категории вин объём импорта составил 300,8 млн. литров, прирост 26,6% к 2009 году и к 2008 году -0,5%. Рост игристого вина составил 59,8%, вермутов и ароматизированные вина на 27,9%, тихих вин на 22,2% и плодовых вин 1,3%.
В 2010 году увеличение объёма заграничных поставок наблюдается практически во всех сегментах рынка вина. Так, рост игристого вина составил 59,8%, вермутов – 41,9%, тихих вин – 20,4%. Отрицательный прирост эксперты зафиксировали только в секторе плодовых вин (-6,9%)
Рис.1.6 Динамика импорта вина в Россию, в млн. л
Вслед за импортом вин увеличиваются и объёмы поставок других алкогольных напитков. Так, с января по октябрь иностранные компании ввезли в Россию на 26,9% больше крепких спиртных напитков, чем за аналогичный период 2009 года. Итого крепких спиртных напитков за январь-декабрь текущего года в Россию было ввезено 109,4 млн. л
Портфель импорта КСН формируется следующим образом: Наибольшую долю занимает водка 37,1%, ее рост составил 27,1%, по сравнению с 2009 годом; виски занимает долю 17,5%, их рост по итогам 2010 года составил 42,8%. Рост коньяков и бренди был зафиксирован на уровне 24,8%, их доля 17,2%. Стоит отметить популярность рома, этот напиток вырос даже по сравнению с 2008 годом на 35,9%, а с 2009 на 42,9% до 3,5 млн.л.
Рис.1.7 Динамика импорта КСН в Россию, в млн. л
Импорт алкогольного напитка виски в последнее время набирает популярность в РФ. И по итогам 2010 года этого напитка было импортировано более 19 млн. л., заняв долю импорта КСН 17,5%, тем самым обогнав категорию коньяки и бренди. На российский рынок виски попадают в основном из Великобритании, доля 87,4%, а так же из Ирландии, доля 8,2% и из США с долей 3,4%.
Как видно из таблицы 1.2 среди экспортеров вина лидирующую позицию занимает Италия – 22,9 % экспорта, вторую строчку занимает Франция – 17,3 %, третье место принадлежит Испания – 10,6%.
Таблица 1.2
Доля стран-экспортеров вина на российском рынке за январь-декабрь 2009 и 2010 гг.
Страна | 2009 г. | 2010 г. | ||
Кол-во (млн. л) | Доля (%) | Кол-во (млн. л) | Доля (%) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Италия | 48,0 | 20,0 | 68,8 | 22,9 |
Франция | 36,8 | 15,3 | 51,9 | 17,3 |
Испания | 21,8 | 9,1 | 31,9 | 10,6 |
Болгария | 33,5 | 13,9 | 31,4 | 10,4 |
Германия | 22,1 | 9,2 | 26,3 | 8,8 |
Молдова | 25,2 | 10,5 | 25,2 | 8,4 |
Украина | 13,0 | 5,4 | 14,3 | 4,8 |
Чили | 11,1 | 4,6 | 14,3 | 4,7 |
Абхазия | 3,7 | 1,5 | 5,6 | 1,8 |
Литва | 2,8 | 1,2 | 5,2 | 1,7 |
Аргентина | 4,9 | 2,0 | 4,3 | 1,4 |
Сербия | 2,7 | 1,1 | 4,0 | 1,3 |
США | 2,4 | 1,0 | 2,5 | 0,8 |
Венгрия | 2,0 | 0,8 | 2,2 | 0,7 |
ЮАР | 1,8 | 0,8 | 1,9 | 0,6 |
Прочие | 8,7 | 3,6 | 11,0 | 3,7 |
Всего | 240,6 | 100 | 300,8 | 100 |
В импорте крепкого алкоголя географической структуры относительно 12 месяцев 2009 года наибольший прирост показали в основном все страны, например: Испания 208,7%, Пуэрто-Рико 81,4%, Франция 80,0%, отрицательный результат был зафиксирован у Финляндии 39,3% и у Швеции 22,4%. В целом КСН выросли на 26,9%. Объем экспорта КСН по странам экспортерам представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Доля стран-экспортеров КСН на российском рынке в 2009 и 2010 г.г., в млн.л.
Страна | 2009 | 2010 | ||
Кол-во (млн. л) | Доля (%) | Кол-во (млн. л) | Доля (%) | |
Украина | 46,7 | 54,2 | 56,3 | 51,5 |
Великобритания | 12,5 | 14,5 | 18,0 | 16,5 |
Армения | 8,3 | 9,6 | 9,8 | 9,0 |
Франция | 3,3 | 3,8 | 5,7 | 5,2 |
Молдова | 2,8 | 3,3 | 3,3 | 3,1 |
Ирландия | 2,0 | 2,3 | 3,1 | 2,9 |
Мексика | 1,8 | 2,1 | 2,3 | 2,1 |
Пуэрто-Рико | 1,2 | 1,4 | 1,8 | 1,7 |
Финляндия | 2,0 | 2,3 | 1,4 | 1,3 |
Беларусь | 0,6 | 0,7 | 1,1 | 1,0 |
США | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 0,9 |
Швеция | 0,8 | 1,0 | 0,9 | 0,8 |
Италия | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 0,8 |
Испания | 0,3 | 0,3 | 0,7 | 0,7 |
Германия | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 0,5 |
Прочие | 1,9 | 2,2 | 2,3 | 2,1 |
Всего | 86,2 | 100 | 109,4 | 100 |
Говоря о компаниях- импортерах по итогам января-декабрь 2010 г. лидерами по объемам импорта являются компании Лудинг, International Logistic Systems, Моро, Бакарди Рус и Алианта.
Что касается экспорта, то на внешнем рынке Россия в большей мере представлена крепкими спиртными напитками. Из таблицы 1.4 видно, что большая доля поставок алкогольной продукции приходится на водочные изделия - 27,6 млн. л. Общий объем поставок алкогольной продукции за границу по итогам 2010 года составил 34 млн.л., что на 3,84 млн.л. больше чем в 2009.
Таблица 1.4
Объем поставок алкогольной продукции за границу в 2009-2010 гг.,
в млн.л.
| 2009 | 2010 |
Ликеры | 0,39 | 0,49 |
Водка | 26,3 | 27,6 |
Коньяк | 0,47 | 0,25 |
Спиртовые настойки | 2,5 | 4,9 |
Прочие | 0,5 | 0,76 |
Всего | 30,16 | 34,0 |