Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:40, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить особенности организации и техники импортных операций на примере ЗАО «Регата», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретическую и нормативно-правовую базу осуществления импортных операций
2) исследовать состояние рынка, на котором действует ЗАО «Регата»
3) провести анализ структуры внешнеэкономической деятельности предприятия
4) изучить практику осуществления внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата»;
5) изучить особенности организации управления внешнеэкономической деятельностью на данном предприятии;
6) рассмотреть этапы проведения внешнеэкономических операций и выявить основные проблем, сдерживающие развитие внешнеэкономической составляющей в деятельности предприятия;
Введение
1. Теоретические основы импортных операций. Особенности рынка алкогольной продукции России и Ростовской области.
1.1 Теоретические основы организации и техники импортных операций
1.2 Особенности российского рынка алкогольной продукции
1.3 Алкогольный рынок Ростовской области
1.4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2. Особенности организации импортных операций на предприятии ЗАО «Регата»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Регата»
2.2 Особенности организации и техники ВЭД на предприятии ЗАО «Регата»
3. Пути повышения эффективности внешнеторговой деятельности ЗАО «Регата»
3.1 Анализ и оптимизация статей импортного контракта
3.2 Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
3.3 Перспективные направления развития и совершенствования ВЭД компании «Регата»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В 2009 году предложение российской водки и ликероводочных изделий на внешнем рынке сократилось на 9%. А в 2010 году ситуация изменилась в направлении роста экспорта данной продукции. Экспорт водки и ликероводочных изделий в 2010 году увеличился на 7%.
Так, в 2010 году произошло постепенное восстановление поставок российской водки за рубеж. Рост экспорта водки составил порядка 7,3%.
Наибольший объем экспорта отечественной продукции приходится на страны СНГ. Основными импортерами российской водки являются Латвия, Казахстан, Германия, Армения, США, Великобритания, Азербайджан и Украина.
Рис.1.8 Структура экспорта водки из России по странам
Среди российских поставщиков лидирующие позиции по поставкам водки занимают такие компании, как ЗАО «Веда», ГК « Кристалл», ЗАО «Ливиз», ООО «Оста-Алко», ЗАО «Топаз».
Второе место по объемам поставок российской продукции занимают спиртовые настойки. В 2009 года объем российского экспорта спиртовых настоек увеличился практически в 2 раза, как в натуральном, так и в денежном выражении и составил 4,9 млн. л и 2,9 млн. $ соответственно. Основным поставщиком спиртовых настоек на экспорт является компания ОАО СПИ-РВВК, занимающая 84% рынка.
Что касается ликеров, то в 2010 году их экспорт в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом вырос на 28%, однако по-прежнему останется небольшой долей в структуре российского предложения ликероводочных изделий на внешнем рынке. Основными импортерами российских ликеров являются Армения, Греция и Туркмения.
1.3 Алкогольный рынок Ростовской области
По состоянию на 1 января 2011 года на территории Ростовской области производство алкогольной продукции осуществляют 10 организаций-производителей, оптовую продажу – 50 организаций, розничную продажу алкогольной продукции 4464 организации на 7672 объектах торговли и общественного питания.
В январе 2011 года емкость официально декларируемого рынка алкогольной продукции области составила 459,5 тыс. декалитров. Рост алкогольного рынка за 2010 год в Ростовской области составил 16,7%. В таблице 1.5 представлено, что большую долю на ростовском рынке занимает алкогольная продукция, производимая в других регионах России - 68,1% (63,1 в 2009), а ростовским производителям принадлежит 23,8 %, что на 5,8 меньше предыдущего года.
Таблица 1.5
Распределение долей рынка алкогольной продукции в Ростовской области за 2009 и 2010 гг.
Алкогольная продукция, (без слабоалкогольной): | 2009 г. произведенная | 2010 г. произведенная | ||||
в Ростовской области | в других регионах | за рубежом | в Ростовской области | в других регионах | за рубежом | |
Тыс. дал | 1223,4 | 2612,7 | 303,7 | 1170,0 | 3370,0 | 399,8 |
% от общего объема | 29,6 | 63,1 | 7,3 | 23,8 | 68,1 | 8,1 |
За 2010 год донские предприятия поставили в розничную торговую сеть и предприятия общественного питания области 6959,0 тыс. дал алкогольной продукции, из которой 1030,4 тыс. дал, произведено в Ростовской области. Объем поставок алкогольной продукции по основным ростовским производителям представлен в таблице 1.6.
Таблица 1.6
Объем поставок алкогольной продукции донскими производителями за 2010 г. тыс. дал
Компании-производители | Отгружено оптовым компаниям | Отгружено в торговую розничную сеть |
ОАО «Янтарное» | 2,8 | 1,4 |
ООО «Мариинский спиртзавод» | 2,1 | 16,1 |
ОАО «Цимлянские вина» | 72,6 | 8,3 |
ОАО «Миллеровский винзавод» | 45,1 | 4,6 |
ООО ЛВЗ «Ламос» | 16,1 | 17,4 |
ООО «Ростовский комбинат шампанских» вин | 60,8 | 2,4 |
ОАО «Ростовский винно-водочный завод» | 10,7 | 10,3 |
ООО «Южная столица» | 268,5 | 67,5 |
ООО «Эврика» | 1,6 | 0,6 |
При этом потребление ликероводочной продукции в области возросло на 25,4%, коньяка – на 18,6%, шампанского – на 12,9%, вина – на 11,3%.
Объём поставок алкогольной продукции на душу населения области в январе 2011 года составил 1,1 л (в январе 2010 года – 1 л), в том числе: по городам области – 1,5 л, на 0,2 л больше; по районам – 0,6 л.
Объем поставок импортной продукции снизился и составил 492,7 тыс. декалитров или 7,1 % (8,4% в 2009 году), продукции, ввезенной из других регионов РФ, увеличился и составил – 5435,8 тыс. дал или 78,1% (77,4 % в 2008 году).
За последний год наблюдается тенденция к росту покупательского спроса на водку и ликероводочные изделия, объем реализации их в Ростовской области вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,9%. В сравнении с 2009 годом увеличилось потребление натуральных вин и слабоалкогольной продукции (на 11,2%),
Фактическая сумма поступления акцизов на алкогольную продукцию и пиво в областной бюджет за 2010 год составила 1655,1 млн. руб., что на 5,4% (или 94,7 млн. руб.) меньше запланированного на этот период.
1.4 Правовое регулирование внешнеторговой деятельности в России
В целях регулирования внешнеторговых отношений в зависимости от направления внешнеторговой политики государство может применять тарифные или нетарифные меры регулирования внешней торговли.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется путем установления импортных и экспортных таможенных пошлин. Пошлины устанавливаются в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации.
Совокупность таможенных пошлин образует таможенный тариф. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» в Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:
1) адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
3) комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:
Специальные пошлины – применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии.
Под нетарифными методами регулирования внешнеэкономической деятельности понимают совокупность мер государственного регулирования, выражающихся в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, а также транспортных средств, с целью защиты экономических интересов страны и обеспечения ее национальной безопасности. К нетарифным методам регулирования относятся: установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования, установление разрешительного (лицензионного) порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретов и ограничении экспорта и (или) импорта, установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, применение защитных мер в отношении импорта товаров, установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров, а также применение мер по стимулированию экспорта. [4.с.443]
Применение выше перечисленных мер осуществляется на основе внешнеторгового законодательства, которое представлено совокупностью нормативных актов РФ, регулирующих комплекс правоотношений по международным торговым сделкам.
К числу таких актов относится Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", цели которого - защита экономического и политического суверенитета, обеспечение экономической безопасности РФ, стимулирование национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение эффективной интеграции экономики РФ в экономику мировую. Законом установлены правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности, определены основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в данной сфере, полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.
Целью Закона РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров») является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.
В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлены принципы и правовые основы валютного регулирования и валютного контроля, законодательно определены права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля, определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами, а также особенности и порядок вступления ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле в силу.
29 декабря 2010 года вступил в силу ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Закон разработан в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза и приводит национальное законодательство в соответствие с положениями Кодекса. Целями закона являются обеспечение выполнения Россией международных договоров в рамках Евразийского экономического сообщества, решений органов таможенного союза, обеспечение экономической безопасности РФ при осуществлении внешней торговли; совершенствование управления в таможенной сфере; обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в связи с экспортом и импортом товаров; создание условий для развития внешнеэкономической деятельности. При этом документом закрепляются основные принципы перемещения товаров при их ввозе в РФ и перевозке по территории РФ под таможенным контролем и правила определения страны происхождения товара. Также регламентируется порядок применения таможенных процедур в условиях функционирования таможенного союза.
В связи с формированием Таможенного союза (ТС) между Россией, Белоруссией и Казахстаном был подписан ряд документов, способствующих созданию более благоприятного режима в торговле между этими государствами.
1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, что знаменовало создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Данный кодекс определяет правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС, их перевозкой по единой таможенной территории ТС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Основным условием таможенного союза является применение единой торговой политики в отношении третьих стран, одной из составляющих которой является единая нетарифная политика. В этих целях было принято решение «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Кроме того, сформирован и утвержден Единый перечень товаров, в отношении которых государствами-членами таможенного союза применяются нетарифные меры регулирования торговли. Также разработан ряд Соглашений, регламентирующих порядок применения нетарифных мер: