Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа
В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Изложен механизм малого предпринимательства. В работе приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе рассказано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков механизм его государственной поддержки
Введение.................................................................................................................. 4
Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства................... 6
1.1. Основные критерии определения малого предприятия............................... 6
1.2.Виды малых предприятий.............................................................................. 7
1.3. Роль малого предпринимательства в развитии экономики.......................... 8
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства................................. 11
2.1. Анализ методов управления малого предприятия...................................... 11
2.2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом........................................... 11
Глава 3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России 15
3.1. Государственное регулирование малого бизнеса....................................... 15
3.2. Лизинг, аренда............................................................................................. 21
3.3. Финансирование, кредитование и налогообложение.................................. 23
Глава 4. Развиттие малого бизнеса в Челябинской области................................. 30
4.1. Челябинское областное агентство поддержки предпринимательства и привлечений инвестиций.......................................................................................................... 30
4.2. Программа государственной поддержки и развития МП в Челябинской области на 2001-2002 годы.................................................................................................... 31
Заключение............................................................................................................ 33
Литература............................................................................................................. 35
Содержание
Аннотация.....................
Введение......................
Глава 1. Общая характеристика
и роль малого предпринимательства...........
1.1. Основные критерии определения
малого предприятия............
1.2.Виды малых предприятий....
1.3. Роль малого
Глава 2. Система поддержки
малого предпринимательства...........
2.1. Анализ методов управления
малого предприятия............
2.2. Опыт поддержки малого
бизнеса за рубежом............
Глава 3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России 15
3.1. Государственное регулирование
малого бизнеса................
3.2. Лизинг, аренда........................
3.3. Финансирование, кредитование
и налогообложение.............
Глава 4. Развиттие малого
бизнеса в Челябинской области.
4.1. Челябинское областное
агентство поддержки
4.2. Программа государственной
поддержки и развития МП в
Челябинской области на 2001-2002 годы..........................
Заключение....................
Литература....................
Приложение....................
Аннотация
В данной работе дается характеристика
сущности малого предпринимательства,
показаны его преимущества и определенные
недостатки. Изложен механизм малого
предпринимательства. В работе приведены
фактические данные, характеризующие
роль малого предпринимательства в
экономике страны, и указаны причины,
тормозящие его дальнейшее развитие.
Предпринимательская
Введение
Из множества предлагаемых тем я выбрал тему «Управление предприятием малого бизнеса», потому что роль малого бизнеса в экономике государства крайне важна. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. А развитие малого бизнеса в нашей стране поможет решить ряд острейших социально-экономических проблем переходного периода. Это формирование эффективной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, распределение доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
Осуществляемые в нашей
стране экономические реформы при
всей их непоследовательности и противоречивости
явились условием становления и
развития малого предпринимательства,
которое решает основные функции, присущие
вообще предпринимательской
Малое предпринимательство
как полноправный субъект экономики
существует в России более десяти
лет. На эти годы пришелся, пожалуй,
самый трудный период – период
становления, когда заново создавались
нормативно-правовая база, регулирующая
предпринимательскую
Российский малый бизнес вступил во второе десятилетие. Однако его масштабы, отраслевая структура и занятость в последние 5-6 лет практически не изменилась. От чего это происходит я попытаюсь разобрать в своей работе, ориентируясь и анализируя в основном статьи из газет и журналов, а также научные работы таких ученых как: Блинов А., Архипов А., Баткилина Г., Калинин В., Кочетов Э., Виленский А.
Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства
1.1. Основные критерии определения малого предприятия
В соответствии с Федеральным
законом от 1995 г. (с изм. и доп. от
31.07.98 г.) № 88-ФЗ "О государственной
поддержке малого предпринимательства
в РФ" с изменениями и дополнениями
от 31.07.98г. (статья 3) под субъектами малого
предпринимательства понимают коммерческие
организации, в уставном капитале которых
доля других предприятий (юридических
лиц), не являющихся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25%,
а средняя численность
Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период (квартал, год) определяется с учетом всех его служащих, в том числе работающих по договорам, а также в других обособленных подразделениях этой организации. В случае превышения заданной нормы численности предприятие лишается установленных льгот на срок этого нарушения, а также в течение последующих трех месяцев (статья 3).
Субъектами малого предпринимательства
являются также физические лица, занимающиеся
предпринимательской
Малые предприятия, осуществляющие
несколько видов деятельности, относятся
к таковым по критериям того вида
деятельности, доля которого является
наибольшей в годовом объеме оборота
или прибыли. В зарубежных странах
к малому бизнесу, как правило, относят
предприятия с численностью занятых
от одного до 500 чел., при этом: от одного
до 20 — это ремесленные, 20-100 —
малые, 100-500 — средние предприятия.
В Германии, например, действуют
такие группировки малых
В Японии в зависимости
от численности персонала
В качестве критерия размера предприятия, кроме численности персонала, используют также объем капитала. Так, Белая книга по малым и средним предприятиям Японии относит компании с капиталом от 10 до 100 млн. иен к малым и средним, а с капиталом свыше 100 млн. — к крупным.[1]
1.2.Виды малых предприятий
Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1 января 1995г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:
количество занятых работников до 50 чел.;
годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.
К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:
количество занятых работников от 50 до 250 чел.;
годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;
сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как “средние” и свыше 500 чел. как крупные.
Рассмотрим как относят предприятия к малым странам с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.
Согласно Закону “О компаниях”, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:
оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;
активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;
средняя численность занятых до 50 чел.
Во Франции малыми считаются
предприятия, на которых численность
занятых не превышает 500 чел. и годовой
оборот до взимания налогов, оцененный
на момент закрытия итогового баланса,
ниже 200 млн. франков. Причём в различных
отраслях экономики размер фирмы
оценивается по разному. Если в сельском
хозяйстве и пищевой
В Германии определённое понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок.
В США федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не выше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия США делятся на:
наименьшие - 1 - 24 занятых;
малые - 25 - 99 занятых;
крупные - 500 - 999 занятых;
крупнейшие - 1000 и более занятых.
В США малым считают предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.
В российской практике существования
малого предпринимательства было разрешено
в 1988г. В этот период к числу малых
отнесли государственные
Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней:
в промышленности - 100 чел.;
в строительстве - 100 чел.;
на транспорте - 100 чел.;
в с/х - 60 чел.;
в научно технической сфере - 60 чел.;
в оптовой торговле - 50 чел.;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
В Федеральном Законе “О
государственной поддержке
1.3. Роль малого
Основу рыночной экономики любой страны составляет малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей продукции.
Малые предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры, быстро и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляется и реализуется на практике именно на малых предприятиях.
Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.
Информация о работе Организация и управление на предприятиях малого бизнеса