Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа
В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Изложен механизм малого предпринимательства. В работе приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе рассказано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков механизм его государственной поддержки
Введение.................................................................................................................. 4
Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства................... 6
1.1. Основные критерии определения малого предприятия............................... 6
1.2.Виды малых предприятий.............................................................................. 7
1.3. Роль малого предпринимательства в развитии экономики.......................... 8
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства................................. 11
2.1. Анализ методов управления малого предприятия...................................... 11
2.2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом........................................... 11
Глава 3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России 15
3.1. Государственное регулирование малого бизнеса....................................... 15
3.2. Лизинг, аренда............................................................................................. 21
3.3. Финансирование, кредитование и налогообложение.................................. 23
Глава 4. Развиттие малого бизнеса в Челябинской области................................. 30
4.1. Челябинское областное агентство поддержки предпринимательства и привлечений инвестиций.......................................................................................................... 30
4.2. Программа государственной поддержки и развития МП в Челябинской области на 2001-2002 годы.................................................................................................... 31
Заключение............................................................................................................ 33
Литература............................................................................................................. 35
Одним из основных направлений
финансовой поддержки, способствующих
развитию малого бизнеса, является система
льготного налогообложения. Действующим
налоговым законодательством
Ряд льгот получили банки
и страховые компании, финансирующие
малый бизнес. Так, банки, предоставляющие
не менее 50% общей суммы кредитов
малым предприятиям, работающим в
приоритетных направлениях, и страховые
компании, которые не менее 50% страховых
взносов за отчетный период получили
от страхования имущественных
По налогу на имущество. В течение одного года после регистрации не облагается имущество новых малых предприятий за исключением тех, которые созданы на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их структурных подразделений. Не облагаются этим налогом предприятия и организации агропромышленного комплекса, а также крестьянские (фермерские) хозяйства как предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Указанные льготы создают определенные экономические преимущества для функционирующих, прежде всего для вновь создаваемых малых предприятий. Однако по-прежнему ставки налогов в этом секторе слишком высоки и не стимулируют успешную работу, особенно в сфере производства. В настоящее время на налоги уходит около 64% всего дохода предприятия. В то же время мировая практика показывает, что уровень налоговых изъятий в 45% дохода является той границей, за которой под угрозой оказывается даже простое воспроизводство1.
Надо отметить, что ряд
положений закона о государственной
поддержке малого предпринимательства,
относящихся к льготам в
Важной мерой либерализации
налоговой системы является вступление
в силу в январе 1996 г. федерального
закона "Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для су6ъектов
малого предпринимательства"2. Такая
система вводится наряду с действующими
нормами налогообложения и
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход. Законом установлены предельные ставки единого налога: если объектом обложения налогом является совокупный доход - 10% от дохода в федеральный бюджет и до 20% в бюджет субъекта Федерации и местный бюджет; если объектом является валовая выручка - 3,33 и 6,67% соответственно. При этом органы государственной власти регионов вправе устанавливать вместо указанных объектов обложения и ставок расчетный порядок определения единого налога. Вправе эти органы устанавливать и льготы, если они не затрагивают интересов Федерации.
В соответствии с
принятым законом
Право перейти на единый налог возникает при условии, что в течении года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на применение упрощенной системы, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил 100 тыс. минимальных зарплат.
Важнейшее условие формирования благоприятного налогового климата заключается не только в ослаблении налогового бремени, но и в изменении структуры налогов. Речь идет об общем снижении уровня налогообложения при увеличении доли рентных налогов (налогов на недвижимость и т. д.) и уменьшении доли трансакционных налогов (НДС, налогов от реализации), унификации санкций за неуплату налогов.
Одновременно с субсидиями, кредитными и налоговыми льготами поддержка мелкого бизнеса возможна по следующим двум направлениям.
Первое. Интеграция малых
предприятий и фирм в производственные
сети более мощных экономических
структур, а именно, финансово-промышленных
групп. Это обеспечило бы гарантированные
рынки сбыта для мелкого
Второе. Самостоятельное завоевание рыночных ниш малыми предприятиями. В данном направлении особенно важна государственная поддержка в соответствии с приоритетами промышленной политики в целом. Государственная поддержка должна оказываться в первую очередь малым предприятиям и фирмам, обладающим значительным инновационным потенциалом и имеющим реальные возможности роста.
Главными инструментами
такой поддержки могут стать:
создание специализированных государственных
фондов по страхованию инвестиционных
рисков малого бизнеса; становление
агентских отношений с
Опыт поддержки
и развития этого сектора
Недостаток финансовых ресурсов
для реализации мероприятий и
проектов, включенных в региональные
программы, может быть дополнен набором
уже имеющихся механизмов и средств.
К ним следует отнести: страховые,
залоговые и гарантийные фонды;
льготы по налогам на прибыль в
инновационной сфере; эластичную систему
кредитных ставок в зависимости
от значимости и приоритетности проекта;
развитие системы взаимного
Большую роль в материальном
обеспечении малого бизнеса может
сыграть лизинг. Главное его преимущество
по сравнению с другими способами
инвестирования заключается в том,
что предприниматель может
Как показывает мировой опыт,
малый бизнес обладает большей способностью
к нововведениям, чем крупные
корпорации. Свобода поиска и поощрение
инициативы, отсутствие бюрократизма
при рассмотрении оперативных вопросов,
готовность к риску, быстрая апробация
выдвинутых оригинальных предложении
- далеко не полный перечень отличительных
черт научно-технической
Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса являются также ресурсы, предоставляемые международным сообществом в рамках технической помощи.
В результате наметившихся негативных тенденций малый бизнес теряет свои естественные ниши в производственной структуре. В числе таких тенденций можно назвать: "уход", малого бизнеса из производства в сферу обращения; недолговечность большинства малых фирм вследствие нестабильности макроэкономической ситуации и отсутствия стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства; "уход" малых фирм в теневую экономику с целью уклонения от налогообложения и из-за неспособности государства обеспечить защиту от криминальных структур. Примерно половина регистрируемых предприятий в силу самых разных обстоятельств не приступила к своей деятельности. Предотвращение стихийного вымывания мелкого капитала из производства требует активных усилий со стороны государства.
Для повышения эффективности кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса необходимо провести ряд мер, среди которых наиболее важны:
- полный переход к
- создание общероссийской
системы лизинговых услуг,
- замена прямого кредитования
малого предпринимательства
- формирование системы
банков поддержки малого
- создание с участием
иностранного капитала
С учетом рассмотренных направлений
кредитно-финансовой и инвестиционной
поддержки малого бизнеса целесообразно
консолидировать все финансовые
и инвестиционные ресурсы, предназначенные
для поддержки и развития предпринимательства
во всех сферах экономики, сосредоточив
усилия федеральных и региональных
фондов поддержки на залогово-гарантийном
обеспечении перспективных
В систему налогообложения
необходимо заложить
Шире должна применяться
практика венчурного финансирования.
Для этого надо разработать Положение
о венчурных фондах, в котором
должно быть зафиксировано участие
государства в таких фондах, например,
путем внесения 25% государственных
средств в венчурный капитал,
предназначенный для
Для поддержки и развития МП банки должны устанавливать ставку по кредитам для фирм в пределах 25% годовых и срок возврата кредитов исходя из специализации предприятий - не ниже 3 лет.
В целом следует подчеркнуть,
что необходима активизация государственной
поддержки в сфере кредитования
и страхования малого бизнеса, стимулирования
его инвестиционной активности. Центр
тяжести при решении этих проблем
надо переносить на региональный и
муниципальный уровни, четко разграничив
сферы компетенции и
Глава 4. Развиттие малого бизнеса в Челябинской области
4.1. Челябинское областное
агентство поддержки
Челябинское областное
агентство поддержки
В цифрах деятельность Агентства
выглядит следующим образом. В 2000 году
на семинарах Агентства повысили
свою квалификацию 300 предпринимателей,
более 400 получили консультации по различным
аспектам ведения бизнеса, из них 30
- от экспертов европейского сообщества,
информационную поддержку получили
около 1800 специалистов предприятий, проведено
более десятка маркетинговых
исследований рынков товаров и услуг,
проведен круглый стол с представителями
налоговой инспекции, 11 круглых столов
с предпринимателями гг.Аша, Усть-Катав,
Катав-Ивановск, Кыштым, Южноуральск, Еманжелинск,
Снежинок, Озерск, Тракторозаводского,
Курчатовского и Калининского районов
г.Челябинска, круглый стол по вопросам
развития лизинга. Агентство принимало
активное участие в подготовке и
проведении конференции «Становление
и развитие предпринимательства
в Челябинской области», в работе
Координационного Совета по вопросам
развития предпринимательства
и Комитета по развитию предпринимательства
при ЮУТПП. В октябре 2000 года Агентством
проведен по заказу Комитета экономики
областной администрации
Информация о работе Организация и управление на предприятиях малого бизнеса