Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа
В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Изложен механизм малого предпринимательства. В работе приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе рассказано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков механизм его государственной поддержки
Введение.................................................................................................................. 4
Глава 1. Общая характеристика и роль малого предпринимательства................... 6
1.1. Основные критерии определения малого предприятия............................... 6
1.2.Виды малых предприятий.............................................................................. 7
1.3. Роль малого предпринимательства в развитии экономики.......................... 8
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства................................. 11
2.1. Анализ методов управления малого предприятия...................................... 11
2.2. Опыт поддержки малого бизнеса за рубежом........................................... 11
Глава 3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства в России 15
3.1. Государственное регулирование малого бизнеса....................................... 15
3.2. Лизинг, аренда............................................................................................. 21
3.3. Финансирование, кредитование и налогообложение.................................. 23
Глава 4. Развиттие малого бизнеса в Челябинской области................................. 30
4.1. Челябинское областное агентство поддержки предпринимательства и привлечений инвестиций.......................................................................................................... 30
4.2. Программа государственной поддержки и развития МП в Челябинской области на 2001-2002 годы.................................................................................................... 31
Заключение............................................................................................................ 33
Литература............................................................................................................. 35
Создание технопарков требуют участия не одного, а нескольких регионов. Необходимы не только усилия предпринимательских, научных и аналитических кругов, нужна активная работа соответствующих структур субъектов Федерации, их экономических ассоциаций. Для развития производственной и инновационной инфраструктуры МП необходимы соответствующая кадровая база, использование высоко эффективных форм отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных треннинговых методов, использование кооперативных и командных форм организации бизнеса.
Результативность системы
государственной поддержки МП во
многом обусловлено деятельностью
информационно-аналитических
Значительную помощь МП оказывает и Торгово-промышленная палата с сетью ее региональных филиалов и собственной инфраструктурой в России и за рубежом. Большую работу проводят и учебно-деловые центры, школы бизнеса, консультационные центры и аудиторские конторы, которые подготавливают кадры для сферы бизнеса.
Одним из методов поддержки
МП может стать организация
Обобщая вышесказанное, целесообразно осуществить следующие меры по дальнейшему развитию МП:
1. укрепить законодательную
базу МП, устранив прежде всего
те административные препоны,
которые сдерживают его
2. ускорить принятие субъектами
Федерации законодательства о
земле, активнее проводить
3. предоставить определенные льготы финансовым структурам, выделяющим кредиты предпринимателям, что расширит их финансовую базу;
4. активнее внедрять учебно-
3.2. Лизинг, аренда
Предприниматель не может организовать свое дело под открытым небом, ему необходимо помещение, на строительство которого не всегда есть средства, да и аренда стоит немало. Например, цена аренды 1 кв. м. производственной или торговой площади в частном секторе г. Москвы составляет от 150 до 630 долларов США в год.
Как это выглядит на практике? Минимально необходимая площадь для малого предприятия в сфере торговли примерно 20 кв. м., при этом арендная плата за эту площадь в среднем составляет сумму, эквивалентную 1000 дол. США в месяц, а в сфере производства – от 100 кв. м.(3000 долларов США в месяц).
Предоставление малым предприятиям возможности арендовать нежилые помещения по низким ценам приведет к их быстрому развитию. Но на это не приходится рассчитывать, когда арендодателем является частное лицо или коммерческая организация. А вот сектор аренды государственной недвижимости государства может и обязано оперативно влиять на создание благоприятной ситуации.
Мингосимущество РФ (ранее Госкомимущество РФ) через полтора года издает Распоряжение от 31 декабря 1996 г. № 1391-Р, которым устанавливает формы расчета арендной платы. В этом документе нет никаких льгот для малых предприятий. Только 1 сентября 1999г. Минюст РФ своим Письмом № 7179-ЭР возвращает его без регистрации. Следует заметить, что согласно п. 10 Указа Президента РФ от 16 мая 1997г. № 490 нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие госрегистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Следовательно, это Распоряжение не имеет юридической силы и не должно было применяться. Но в нарушении закона установленный им порядок расчета арендной платы был доведен до сведения всех нижестоящих подразделений Мингосимущества, и по нему до сих пор рассчитывают арендную плату, В настоящее время действует Распоряжение № 396-Р от 30 апреля 1998г., которым с 1 июля 1998 г. введен новый расчет арендной платы1.
В 2001 году Правительство РФ одобрило Федеральную программу государственной поддержки МП на 2001-2002гг, которая предусматривает анализ законодательства о МП и др.
Данные меры половинчатые, поскольку имеют не императивный, а рекомендательный порядок.
Распоряжением Мингосимуществом № 671-Р «О порядке расчета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом» от 14 мая 1999г. установлен новый порядок расчета арендной платы за пользование федеральным имуществом, в соответствии с которым размер арендной платы ежемесячно индексируется в соответствии с ростом курса доллара. После выхода этого распоряжения всем предприятиям, в том числе заключившим договоры аренды сроком на несколько лет, было предложено заключить дополнительные соглашения, предполагающие новый порядок исчисления арендной платы.
Согласно Письму Минюста
РФ от 31 мая 1999г. № 4171-ПК упомянутое Распоряжение
является ненормативным актом и
в государственной регистрации
не нуждается. Данный порядок расчета
не соответствует закону (ст.5 ГК РФ)
и обычаям делового оборота. Мингосимущество
РФ обязывает в договоре приравнять
рублевую сумму к инвалюте не на
день заключения сделки, а за 11,5 месяцев
до ее заключения. И это меры не антиинфляционные,
дискриминальные, спекулятивного характера,
цель которых – методом
В указанных распоряжениях нет ничего похожего на соблюдение государственной политики развития предпринимательства, не говоря уже о малом. В этой связи необходимо на уровне указа Президента или постановления правительства установить положение, которым не рекомендовать, а обязать Мингосимущество РФ сдавать в аренду нежилые помещения малым предприятиям по минимальным ставкам арендной платы.
Одной из важнейших составляющих
имущественной поддержки
Даже при существующем механизме кредитования капиталовложений и высоких ставках банковского кредита использование лизинга эффективно. Однако, несмотря на то что, по данным Российской ассоциации лизинговых компаний, лицензии получили около 800 организаций, реально лизинговыми операциями занимаются не более 10% из них, в их число входят такие компании как «Кубаньлизингмаш», «Липецклизинг» и ряд других.
Московская лизинговая компания
(МЛК) в последние годы, помимо лизинга
оборудования, стала занимать сдачей
в аренду уже оборудованных
Для получения в лизинг
производственных помещений или
фотолаборатории, мини-типографии, производственного,
строительного, любого другого технологического
оборудования, одного желания мало:
фирма как минимум должна быть
зарегистрирована в городе, в котором
она будет осуществлять свою деятельность
(производить, использовать взятое в
лизинг оборудование). Затем с предпринимателя
потребуют пакет документов, свидетельствующих
о ее надежности. Общее правило: чем
лучше материальное положение фирмы,
тем меньше дополнительных гарантий
с нее потребуют. Если же с финансами
и с собственным имуществом, которое
также может служить гарантией
для осуществления проекта, не густо,
потребуются гарантия банка или
поручительство какого-то третьего юридического
лица, согласие поставщика (производителя)
на обратный выкуп оборудования. Между
тем исключения из правил все таки
бывают. Если эксперты убедятся, что
открывший новую фирму
3.3. Финансирование, кредитование и налогообложение
Реализация экономического
потенциала малых предприятий во
многом зависит от возможностей и
условий их финансирования. Речь идет
прежде всего о структуре финансовых
источников, важное значение в которой
имеет соотношение собственных
и заемных средств. Малый бизнес
характеризуется низкой долей собственного
капитала и высокой долей заемного.
Согласно российскому законодательству,
финансирование малых предприятий
осуществляется за счет как внутренних,
так и внешних источников. В
качестве внешних источников финансирования
используются бюджетные средства, целевые
кредиты, средства внебюджетных некоммерческих
фондов, долгосрочные кредиты коммерческих
банков, средства негосударственных
фондов (пенсионных, страховых и
др.), средства от эмиссии акций предприятий
и др. Основными внутренними
Наиболее высокую долю средств для реализации инвестиционных проектов малых предприятий выделяют банковские учреждения, а наименьшую – Федеральный фонд поддержки предпринимательства. Следует отметить, что до последнего времени проводилась политика паритетного финансирования проектов малых предприятий. Гарантии банков, выступавших агентами при прохождении платежей, становились надежной формой обеспечения возвратности кредита.
Существование у банков высокие риски выдачи ссуд под залог или на приобретение недвижимости тем не менее не мешают некоторым из них оказывать услуги по выдаче кредитов под залог недвижимости.
Собственные средства-малых
предприятий на инвестиционные цели
создаются за счет прибыли и амортизационных
отчислений. Федеральное правительство
законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ предоставлено
малым предприятиям право применять
ускоренную амортизацию основных производственных
фондов с отнесением затрат на издержки
производства (обращения)в размере,
в два раза превышающем нормы,
установленные для
Финансовая поддержка
малого предпринимательства должна
носить стимулирующий и выборочный
характер. Стимулировать прежде всего
жизнеспособные хозяйственные структуры,
деятельность которых отвечает целям
и направлениям социально-экономической
политики. Поддержка не должна принимать
форму основного источника
Государственную политику стимулирования
малого предпринимательства надо проводить
с учетом приоритетности главных
направлений сферы
Необходимо также резко понизить процентную ставку по банковским кредитам в системе как Центробанка России, так и коммерческих банков. Размер ставки должен быть дифференцирован по принципу: минимальная (к примеру, 10% годовых) - по долгосрочным кредитам, используемым в инвестиционных целях, вдвое - второе выше - по краткосрочным в производство, еще выше - на прочие нужды и для посреднических операции. Производство станет более привлекательной сферой для вложения денег, чем перепродажи и спекуляция.
Информация о работе Организация и управление на предприятиях малого бизнеса