Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:56, курсовая работа
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, выполнения функций управления и способов принятия управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1 Элементы организации и процесса управления………………….
1.1 Понятие организации, её виды …………………………………………..
1.2 Сущность управленческой деятельности, объект и субъект управления………………………………………………………………….....
1.3 Зарубежный опыт управления организацией…………………………..
Глава 2 Анализ управления организацией…………………………………
2.1 Общие характеристики организации …………………………………...
2.2 Составляющие успеха организации, их анализ ………………………..
Глава 3 Пути совершенствования управления организацией в современных условиях………………………………………………………..
3.1 Оценка эффективности управления организацией…………………….
3.2 Совершенствование системы управления организацией при переходе к рыночным отношениям…………………………………………………….
Заключение………………………………………
БЕЛКООПСОЮЗ
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации»
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Менеджмент»
на тему: Организация как субъект управления (на материалах частного производственного унитарного предприятия «Гомельвторчермет»
Студента (ки) 4 курса
заочного отделения
специальности «Экономика и управление на предприятии»
группы Ш41(з)
Кипенко В.С
Гомель 2014
Содержание
Введение………………………………………………………… Глава 1 Элементы организации и процесса управления…………………. 1.1 Понятие организации, её виды ………………………………………….. 1.2 Сущность управленческой 1.3 Зарубежный опыт управления организацией………………………….. Глава 2 Анализ управления организацией………………………………… 2.1 Общие характеристики организации …………………………………... 2.2 Составляющие успеха организации, их анализ ……………………….. Глава 3 Пути совершенствования управления
организацией в современных условиях………………………………………………………. 3.1 Оценка эффективности управления организацией……………………. 3.2 Совершенствование системы
управления организацией при
переходе к рыночным отношениям Заключение…………………………………………………… Список используемой литературы…………………………………………... Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 |
3 5 5
11 12 12 17
22 22
25 27 30 |
Введение
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, выполнения функций управления и способов принятия управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.
Управлять организацией – это значит предвидеть, т.e. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления организацией (предприятием) считается планирование и прогнозирование, в том числе финансовое.
Важнейшей задачей в рыночной экономике является удовлетворение потребностей экономики и социально-трудовой сферы в высококвалифицированных кадрах, формирование корпуса компетентных государственных служащих и контингента цивилизованных собственников, предпринимателей и менеджеров. Работа в сложных условиях нестабильности экономической ситуации предъявляет повышенные требования к квалификации руководителей, уровню их профессиональных знаний, обеспечивающих предприятию реальный переход к стратегическому управлению компанией в постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре.
Руководители большинства отечественных предприятий концентрируют сегодня основное внимание на управлении производством, финансами, маркетингом, в то время как совершенствование такой важнейшей составляющей управления предприятием, как человеческие ресурсы, продолжает оставаться наиболее слабым звеном в общей системе управления. Экономическое мышление и общественное сознание в данной области перестраиваются крайне медленно.
Актуальность темы курсовой работы очевидна в современных условиях действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию в условия жесткой конкуренции. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Для успешного функционирования организациям стали требоваться точные прогнозы и четкое планирование деятельности. Расширение предприятия, изменение или усложнение деятельности, слияние с другой фирмой, возможное банкротство – все эти факторы говорят о необходимости введения финансового планирования на предприятии. Управление финансами необходимо для того, чтобы определить внутренние резервы фирмы, выявить способы экономии. Финансовое планирование на предприятии включает разработку разнообразных методов для обеспечения компании необходимыми денежными средствами для ее развития и увеличения эффективности финансовой политики фирмы в будущем.
Цель курсовой работы состоит в анализе и изучении организации как субъекта управлении ЧПУП «Гомельвторчермет». Для достижения поставленной цели в работе определены и решены взаимосвязанные задачи:
Объектом исследования является ЧПУП «Гомельвторчермет».
В качестве методологической основы исследования работы избраны анализ и синтез, методы диалектики, восхождения от общего к частному, анализ литературных источников. Для решения конкретных исследовательских задач в работе используются методы анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Цели и задачи предполагают следующую структуру работы. Работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретическую и
ГЛАВА 1 ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие организации, её виды
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Можно так же привести и другие определения организации:
Таким образом, организация в широком смысле – социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей, а организация в узком смысле – объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. (14, с 13)
Таким образом, термин «организация» употребляется как для обозначения функции менеджмента, так и для обозначения юридического лица.
Как юридическое лицо организация представляет социально-экономическое образование, ориентированное на достижение определенных целей. Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей и поэтому имеют различные назначения, размеры, строения и другие характеристики. Например, это может быть предприятие, фирма, учреждение, ведомство или другое трудовое формирование. Именно в таком качестве организация используется в гражданском кодексе Республики Беларусь.
Существует
большое количество
Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. (26, с 40)
В соответствии
с этим все многообразие
На основании критерия формализации выделяются:
• формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;
• неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.
Если официальные отношения регламентируются соответствующими инструментами, приказами, распоряжениями, то неофициальные не как не регламентируются. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации существуют и неформальные организации, которые в определенной мере влияют на политику формальной организации. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.
Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными группами. Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели), признается неформальной группой (организацией). Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов.
Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно вырастают из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Когда в них задействовано большое количество людей, власть неофициальной группы заметно усиливается. Наиболее распространенное использование и злоупотребление этой властью выражается в форме неофициального общения. Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам. Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация).
Другой способ, которым пользуется неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть, — это ее способность действовать или бездействовать.
Несанкционированное установление производственных норм — это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают негативное влияние на людей. Вместе с тем некоторые организации могут быть спасены, так как неформальные группы могут работать более усердно, чем установлено нормами. Суть состоит в том, что неформальная группа может работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить развитие организации. Задача менеджера заключается в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть.
Влияние неформальных отношений может контролироваться, но, чтобы этого добиться, менеджер должен иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация. Когда у менеджера возникает базовая мотивация функционирования неформальной группы, тогда у него появляется возможность разработки соответствующей стратегии поведения. Необходимо иметь в виду, что неформальные организации порождаются основным принципом человеческой психики: они образуются и развиваются тогда, когда люди взаимодействуют между собой. В основе их деятельности лежит концепция малых групп. Взаимодействие людей и составляет базис неформальной организации.