Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 16:56, курсовая работа
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития, выполнения функций управления и способов принятия управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1 Элементы организации и процесса управления………………….
1.1 Понятие организации, её виды …………………………………………..
1.2 Сущность управленческой деятельности, объект и субъект управления………………………………………………………………….....
1.3 Зарубежный опыт управления организацией…………………………..
Глава 2 Анализ управления организацией…………………………………
2.1 Общие характеристики организации …………………………………...
2.2 Составляющие успеха организации, их анализ ………………………..
Глава 3 Пути совершенствования управления организацией в современных условиях………………………………………………………..
3.1 Оценка эффективности управления организацией…………………….
3.2 Совершенствование системы управления организацией при переходе к рыночным отношениям…………………………………………………….
Заключение………………………………………
Предметом
изучения менеджмента являются
формальные хозяйственные
По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Кроме того организации могут быть простыми и сложными, имеющие набор взаимосвязанных целей.
В Республике Беларусь различают следующие организационно-правовые формы.
Партнерство (товарищество) - форма предпринимательской деятельности, основанная на объединении (паевом, долевом) имущества разных собственников. Предпринимательская деятельность осуществляется несколькими лицами. Прибыль или убытки товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором. Суть партнерства – объединение не только капиталов, но и усилий.
Различают две организационно- правовые формы предпринимательской деятельности: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество).
Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников, управление деятельностью товарищества на вере – только полными товарищами (вкладчики не имеют права участвовать в управлении и ведении дел).
Акционерное предприятие (товарищество) – форма предпринимательской деятельности, основанная на объединении имущества, владельцы которого ведут ответственность лишь в пределах вложенных капиталов. Суть акционерных предприятий – объединение капиталов, лиц, а не усилий.
Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества (открытого или закрытого типа), общества ограниченной или дополнительной ответственностью.
Акционерное общество- это наиболее распространенная юридическая форма, в которой доля (пай) каждого собственника подтверждается ценной бумагой (акцией), а акционеры несут ответственность по долгам фирмы лишь своими акциями. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции (свободная продажа акций их владельцами), признается открытым акционерным обществом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей, признается открытым акционерным обществом.
Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли определенных учредительными документами размеров, которые не подлежат обращению и передаче другим лицам (кроме определенных условий). Учредители общества отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правам собственности за закрепленное за ней имущество. Такое имущество является не делимым (не может быть распределено по вкладам, долям, паям), принадлежит ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и соответственно находится в государственной или частной собственности. Собственник унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Основой индивидуальных предприятий является индивидуальная форма собственности. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Они осуществляют свою инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность, являясь при этом владельцем, руководителем и работником.
Потребительские кооперативы
К некоммерческим организациям относятся различные общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, союзы созданные для удовлетворения различных нематериальных потребностей.
Всем организациям присуще следующее:
В организации
существуют две внутренние орга
Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Однако, в малых организациях часто не имеется четко выделенной группы управляющих.
Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Это, прежде всего, все те организации, а также люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, общества потребителей, правительственные органы и др.
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структура предприятия, его культура и ресурсы.
Под структурой организации понимается состав и соотношение входящих в него подсистем, выделяемых по критериям производственных и управленческих процессов. В соответствии с этим различают структуру производства и управления. В составе последней чаще всего имеются такие функциональные подсистемы, как маркетинг, управление нововведениями, производством, персоналом, финансами.
Главными
функциями менеджмента
1.2 Сущность управленческой деятельности, объект и субъект управления
Процесс управления предприятием реализуется через взаимосвязь между субъектом и объектом управления.
Под субъектом управления понимается управляющая подсистема. Субъект управления подает команды (указания, приказы, распоряжения и т. д.) объекту управления, который должен их выполнять. В командах содержится информация о том, как должен функционировать объект управления (когда, каким образом и где он должен достичь поставленных целей). В организации в качестве субъекта управления выступают менеджеры различного уровня.
Объект управления – это управляемая подсистема. Объект управления получает команды от субъекта управления и функционирует в соответствии с их содержанием. Объектом управления в организации являются вся организация, структурные подразделения и отдельные работники. С помощью обратной связи субъект управления получает информацию относительно функционирования объекта управления, что является основанием для выработки новых управленческих команд.
Внешнюю среду организации образуют экономика страны, рыночная конъюнктура, законодательство, органы власти, государственного и муниципального управления, общественные организации, партнеры, конкуренты, СМИ, уровень технологии, моральные ориентиры общества и т. п.
Внутренняя среда организации это ее миссия, цели, задачи, персонал, структура, технологии управления, производства, работы с информацией.
Система управления является важнейшей характеристикой организации. Эта система предполагает функционирование руководителей и объектов управления, каналов для передачи командной информации и информации состояния (обратной связи), целенаправленную переработку этой информации, деятельность по подготовке и принятию управленческих решений.
Объем управленческой деятельности напрямую связан с составом, содержанием и масштабом решаемых организацией задач и может в зависимости от этого выполняться следующим образом:
– при ограниченном круге задач организацией может руководить один из их исполнителей;
– расширение круга задач требует выделения для управления организацией специального человека – менеджера;
– дальнейшее увеличение поля деятельности организации, связанное с умножением и усложнением стоящих перед ней задач, требует создания линейной иерархии и функциональной специализации руководства, появления профессионального управления – менеджмента.
Менеджмент персонала предлагает согласованные действия всех сотрудников и выполняет функции, свойственные кадровому потенциалу всей организации. Предметом научных исследований являются трудовые отношения. Такие исследования проводятся на уровнях: управленческих процессов, в которые непосредственно включен человек; организаций (предприятий) как систем по достижению определенных целей с помощью людей и их действий; самого человека как личности и обязательного участника производственных отношений [11, с. 127].
Таблица 1.1 – Области знаний управления персоналом
Управление персоналом |
Область знаний |
Уровень процессов |
Коммуникационные процессы Социальные конфликты Пути оптимизации управленческих отношений Мотивация и контроль Сотрудники как члены группы |
Уровень организации |
Предприятие как сложная открытая технико-технологическая, экологическая, информационная и финансовая система Предприятие как социальная система Правовые условия работы |
Уровень человека |
Структура качеств и способностей личности Значение для человека результатов его работы, особенно во взаимосвязи и по сравнению с работой других людей Человек и организация Человек и менеджмент |
Примечание - Источник: [5, с. 39, таблица 1]
Глобальная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, чтобы он оптимальным образом наращивал и использовал свой трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению целей предприятия, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении. Для достижения этой основной цели реализуется ряд локальных, представляющих собой цели-средства. Дерево целей кадрового менеджмента включает целый ряд уровней [4, с. 37].
1.3 Зарубежный опыт управления организацией
В мире существуют различные модели менеджмента, учитывающие национальную специфику той или иной страны.
Зарубежный опыт управления персоналом накапливался годами. За историю существования менеджмента большинство стран достигли высот в области управления в различных сферах деятельности. Организация собственной модели управления требует детального изучения зарубежной теории и практики и использования их наилучших достижений.
Зарубежный опыт управления персоналом рассматривается в виде системы взглядов, основанных на узловых идеях и научных результатах крупных ученых, экономистов и управленцев. Суть новой системы взглядов на управление персоналом заключается в том, что основные положения внедряются, не приводя к разрушению уже сложившихся структур и методов, а как бы дополняют их.
В последние годы наблюдается переплетение разных моделей управления персоналом: американской, японской и западноевропейской. Важным здесь является системный подход, разработка различных моделей организации, в основе которой лежит управление персоналом. В современном мире в индустриально развитых странах преобладают два противоположных подхода – американский и японский.
Американская модель работает по системе «должность — работник». Особенность её в том, что:
Управленческая деятельность здесь ориентирована на механизм индивидуальной ответственности, оценку индивидуальных результатов. Поэтому решения по управлению принимают конкретные лица и, следовательно, отвечают за их реализацию.