Организация обучения персонала предриятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Любой бизнес, если он эффективен - развивается. И конкуренция растет. А задача любой компании — не только выжить, но и оставаться конкурентоспособной как можно дольше. Успех предприятия напрямую зависит от эффективности работы его сотрудников. Поэтому проблема обучения персонала актуальна для многих компаний.
Обучение персонала для большинства российских организаций в настоящее время приобретает особое значение. Это связано с тем, что работа в условиях рынка предъявляет высокие требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников: знания, навыки установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня теряют свою действенность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………….2
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
ПРЕДРИЯТИЯ, КАК
ЭЛЕМЕНТ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………3

1.1 Основные понятия развития персонала предприятии…………………..3

1.2 Концепции развития персонала предприятия…………………….….….4

1.3 Значение и принципы выбора методов развития персонала…...………5

1.4 Виды обучения персонала………………………….……………….……6

1.5 Методы обучения персонала ………………….………………………...8

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ
ЗАО «ЛЮБИНСКИЙ МОЛОЧНО КОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»…………………………………..………………………….…12

2.1. Характеристика экономических показателей предприятия и организационно-управленческой структуры………………………………………………………………..……12

2.2. Управление развитием персонала на предприятии ……………….….14

2.3. Развитие системы обучения персонала в 2009-2012г………………....15

3. ОСОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ.………………………………...………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………..……21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

обучение персонала.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым  лицам с тем, чтобы качественно  составить программу профессионального  обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи. [16]

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное  обучение). Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная - со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Отметим, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым и наглядным способом, результат легко контролируется.

В противоположность этому внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне их опыта, однако потребности предприятий при этом не всегда в достаточной степени учитываются.

 

Также следует выделить отдельные целевые группы персонала и задачи для их обучения.

 

Целевая группа

Главные задачи обучения

1. Учащаяся молодежь

Теоретическая начальная  подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой  по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа - производство)

2. Специалисты с опытом  работы

Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности

3. Руководители с опытом  работы

Отработка поведения  на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.


 

 

 

 

 

 

 

1.5 Методы обучения персонала

 

Методы обучения

Характерные особенности  метода

1 . Направленное приобретение  опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем мёсте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения

2. Производственный инструктаж

 

Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой

3. Смена рабочего места  (ротация)

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической  смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени  создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

4. Использование работников  в качестве ассистентов, стажеров

 

Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего  и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности

 

5. Наставничество

Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник  обеспечивает непрерывную, беспристрастную  обратную связь и периодически проверяет  уровень исполнения работы подопечных. Применение метода эффективно в тех случаях, когда возникает необходимость в исправлении недостатков. Метод может практиковаться как систематический


 

 

 

 

 

 

 

Методы обучения персонала  вне рабочего места

Методы обучения

Характерные особенности метода

1. Чтение лекций

Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических  и методических знаний, практического  опыта

2. Программированные  курсы обучения

Более активный метод  обучения, эффективен для получения  теоретических знаний

3. Конференции, семинары, беседы за «круглым столом»,  экскурсии, дискуссии, встречи  с руководством

Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает  логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных  ситуациях

4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики

Моделирование организационной  проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить  теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений

 

5. Деловые игры

 

Обучение поведению  в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения

 

6. Тренинг

Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует  или тренирует другого относительно основ его деятельности путем  интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях  повышения эффективности деятельности

7. Самостоятельное обучение

 

Наиболее простой вид  обучения, для которого не требуется  ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся  учится там, тогда и так, как ему  удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания

8. Методы решения производственно-экономических  проблем с помощью моделей

Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой  роли конкурирующих между собой условных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)

 

9. Кружок качества («место работы»), рабочая группа

Молодые специалисты  разрабатывают конкретные решения  по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах  предложения передаются руководству  организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений


[23]

 

Остановимся более подробно на характеристике девятого метода обучения вне рабочего места. В последнее время существенно  возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп в регулярных встречах (до 10 человек) вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей решения проблемы (речь идет о японском методе «кружки качества», который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется «вместо учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет значения, Результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга, прежде всего постановкой Цели. Кружок качества старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо учебы» на передний план выставляет элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манер поведения, способов общения.

Кроме обучения на рабочем месте  и вне его возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится:

опытное или эмпирическое обучение - обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;

демонстрация и практика под руководством - обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, но под его руководством;

программируемое обучение - книга или машина, которая «ведет» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов;

обучение с помощью компьютера - собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;

обучение действием -- обучение в  ходе выполнения действий, например, участие, вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения.

Говоря об экономической  и социальной эффективности обучения квалифицированных кадров, необходимо отметить следующее. Обучение квалифицированных  кадров является эффективным в том  случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, на возможностях повышения в должности, на расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации. [23]

 

 

 

 

2.  АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ ЗАО «ЛЮБИНСКИЙ МОЛОЧНОКОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»

 

         В настоящей работе проведён анализ практики обучения персонала в компании ЗАО «Любинский молочноконсервный комбинат». В подразделении - «Молочноконсервный цех»

 

2.1. Характеристика экономических показателей предприятия и организационно-управленческая структура

Любинский молочноконсервный  комбинат был основан в 1939 году в  Омской области как предприятие  по переработке молока и производству молочных продуктов. Местом расположения комбината стал левый берег притока р. Иртыш – Старица, в р.п. Красный Яр, что в 45км от г. Омска.

Сегодня территория комбината  обширна – 10,2га, на ней расположены:

-цех по производству  молочных консервов,

-цех по производству цельномолочной продукции и масла,

-жестяно-баночный цех,

-автотранспортный цех,

-электроцех,

-ремонтно-механический  цех,

-ремонтно-строительный  цех,

-котельная,

-участок погрузо-разгрузочных  и складских работ.

Наличие в собственности  такой производственной базы даёт возможность комбинату осуществлять самостоятельно весь процесс производства молочных продуктов: от закупки сырья до выпуска готовой продукции в потребительской и промышленной упаковке.

За большим успехом  предприятия стоит коллектив  предприятия. Сегодня на предприятии трудится более 850 человек. Возглавляет предприятие вот уже более 30 лет генеральный директор Шостя Е.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Технико-экономические  показатели деятельности предприятия

п\п

Показатели

2011г. (тыс.руб.)

2012г. (тыс.руб.)

Темп роста, %

Темп прироста %

1

Выручка от реализации товаров

1300000

1600000

123

23

2

Объём производства продукции (тыс. тонн/год)

65

71

109

9

3

Себестоимость реализованной  продукции

910000.0

998000.0

109

9

4

Валовая прибыль

390000.0

602000.0

154

54

5

Среднесписочная численность  работников (чел)

980

1000

102

2

6

Годовая выработка, тыс.руб./чел. (1/6)

1326.53

1600.0

121

21

7

Фонд оплаты труда  руб./чел.

10780

12000

111

11

8

Средняя заработная плата  одного работника, руб.

11000

12000

109

9

9

Балансовая прибыль

122988.243

176929.848

144

44

10

Чистая прибыль

92233.683

132697.386

144

44

11

Рентабельность продукции, %

35

37

106

6


Таким образом, анализируя данные за 2011 - 2012 года, можно увидеть  следующие изменения: валовой доход  вырос на 23%, себестоимость реализованной продукции увеличилась на 9%, сильно возросла валовая прибыль на - 54%. За счет увеличения среднесписочной численности работников на 2% и за счёт роста выручки увеличилась выработка на 21%. Что повлекло за собой небольшой рост фонда оплаты труда на 11% и ср. заработной платы на 9%. Рост балансовой прибыли на 44% произошёл в основном за счёт увеличения: прибыли от продаж, прочих операционных доходов на -61% и внереализационных доходов на 15%; за счёт относительно малого роста: процентов к уплате на - 4%, прочих операционных расходов на -21%, внереализационных расходов на -29%. В результате чистая прибыль в 2012 году выросла на 44%, а рентабельность продукции на 6%.

В настоящее время  в компании работает более  1000 человек.

Оплата труда представляет собой повременно-премиальную систему - оклад + надбавки + доплаты.

Надбавки выплачиваются  за профмастерство ( 70-100%), за вредность.

Доплаты начисляются  за работу в праздничные дни, за работу в ночное время, за ненормируемый  рабочий день, за экспедирование, за бригадирство, за расширенный объем работ.

 

Рисунок 1

Организационная структура  управления на предприятии 

 

 

 

 

 

2.2. Управление развитием персонала на предприятии

 

Функцию управления персоналом реализует отдел кадров, состоящий из начальника отдела кадров, заместителя начальника отдела кадров, инспектора по кадрам.

 

Заместитель начальника отдела кадров непосредственно подчиняется  начальнику отдела кадров. В его  обязанности входит организация  подготовки и переподготовки кадров, составление текущих и перспективных планов потребности в кадрах по профессиям, обеспечение предприятия работниками, набор и отбор персонала, осуществление контроля за состояние трудовой дисциплины, организация дежурства специалистов и служащих в выходные и праздничные дни, в отсутствии начальника отдела кадров исполнять его обязанности.

 

Инспектор отдела кадров непосредственно подчиняется начальнику отдела. Он осуществляет учёт личного  состава кадров предприятия, оформление приёма, перевода, увольнения работников, ведет архив личных дел, изучает движение и причины текучести кадров, составляет отчёты об использовании бланков трудовых книжек.

 

В ЗАО «Любинский молочноконсервный  комбинат» реализуется открытая кадровая политика она характеризуется  тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях.

Информация о работе Организация обучения персонала предриятия