Организация тендеров и конкурсов в конкурсном производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение особенностей организации тендеров и конкурсов в конкурсном производстве.
Следуя поставленной цели, можно определить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие конкурсного производства;
2) Определить сущность и назначение тендеров и конкурсов;
3) Рассмотреть классификацию тендеров;
4) Проанализировать порядок проведения тендеров и конкурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие конкурсного производства………………………………….…6
2. Сущность и назначение тендеров на предприятии
2.1 Сущность и назначение тендеров…………………………….……..9
2.2 Классификация тендеров…………………………………………….15
3. Порядок проведения тендера…………………………………………..22
3.1 Создание нормативной базы……………………………………..….23
3.2 Конкурсная документация…………………………………………..24
3.3 Предварительный квалификационный отбор……………………...25
3.4 Процедура квалификационного отбора…………………………....26
3.5 Подготовка конкурсных заявок…………………………………....27
3.6 Подача и вскрытие заявок ………………………………………….28
3.7 Оценка предложений и определение победителя………………...29
Заключение…………………………………………………………….…30
Список использованной литературы…………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 

2 Кузнецов К.В. Конкурсные закупки: торги, тендеры, конкурсы, с.56

3 Льюис Г. Конкурсы, тендеры и предложения, с 115


Процедуры, которые  мы сейчас называем тендерами, известны миру довольно давно. В России аналоги  современного тендера – так называемые публичные торги – образовались в 17 веке. В архивах есть упоминание о том, что 7 июля 1654 года, в царствование Алексея Михайловича, отца Петра 1, был оглашен указ о поставке по «подрядной» цене муки и сухарей в Смоленск. Уже при Петре 1 подобные объявления вывешивались на всех городских воротах. Таким же образом сообщалось о льготах подрядчикам и поставщикам, о победителях торгов – соревнований, а также о судебных решениях относительно их результатов. К слову сказать, в этом было большое преимущество «исторических» конкурсных торгов перед современными, при которых, в большинстве случаев, такая информация не предоставляется совсем.

Во время  революционных перестроек открытые конкурсы, в общем-то, перестали проводиться, ведь основная часть больших предприятий  была национализирована. Прошло более  семидесяти лет. И постепенно обычай проводить торги сошел на нет. Формально система конкурсных поставок существовала и в СССР, но на практике госзаказы назначались директивно. Однако в 80-х годах начали проводиться реальные подрядные торги в строительной отрасли, кроме того, советские организации участвовали и в зарубежных тендерах, хотя нормальной конкурсной системы размещения заказов даже для нужд страны в России еще не было.

Уже в начале 90-х годов началось активное формирование конкурсной системы размещения государственных  заказов. Но только в 1997 году указ президента № 305 определил базовые принципы проведения государственных тендеров. В 1999 году был принят федеральный закон № 97 – ФЗ от 06.05.99г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». 8 июля 2005 года Государственной Думой был принят, а с 1 января 2006 года вступил в силу новый Федеральный закон о тендерах «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».4

Сама структура  тендера была придумана после  Второй Мировой Войны в США  для того, чтобы бороться с коррупцией. Известно, что в 1946 году на восстановление немецких городов  были выделены огромные суммы, однако львиная доля этих денег осела в карманах американских чиновников, которым, как оказалось, совсем не чужды взятки. Чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем, американцы постарались сделать процесс выбора поставщика как можно более прозрачным и объективным, расписав пошаговые действия этой процедуры. Именно таким образом и родилась процедура проведения тендера.

Американский  опыт был взят на вооружение ООН  в пятидесятых годах. Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) выпустила хорошо проработанный  стандартный закон о закупках товаров, услуг и работ. В законе детально были описаны процедуры организации тендеров. Несмотря на то, что закон носит скорее рекомендательный характер, большинство стран приняли его в том виде, в котором он был написан, или с незначительными поправками.5

Современный тендер и конкурсные закупки позволяют компании – заказчику достигнуть значительной экономии – в среднем 10-15% от ожидаемой стоимости контракта. В 2001 году компания General Electric объявила об успехе такого подхода. Выставив на онлайн – тендеры контракты на поставку комплектующих общей стоимостью 12 млрд. долларов, корпорация смогла сэкономить более 600 млн. Компания Free Markets, лидер в области проведения тендеров, в годовом отчете 2001 года сообщила, что начиная с 1995 года, помогла своим клиентам уменьшить расходы примерно на 20% при общем объеме торгов более 30 млрд. долларов. Начиная с этого момента, тендеры на Западе получили широкое распространение.

 

4 Веденеев Г.М., Кобзев Г.Н., Гончаров Е.Ю. Конкурсные торги в России: исторический опыт, с.122

5 Никсон Д. Как выиграть тендер подготовив хорошее предложение, с.23


Главные плюсы  тендерной системы закупок заключаются  не только в сопоставлении условий  различных поставщиков, но и в  психологических аспектах. Ведь именно при открытом торге поставщик понимает, что клиент легко и быстро может обратиться с заказом к конкуренту, а привлечь его интерес можно только рядом уступок. Таким образом, организатор тендеров получает только самые выгодные предложения, и, соответственно, имеет возможность сэкономить немалые средства.

Понятие «тендер» не определено и в действующих  российских правовых актах, равно как  и его производные («тендерная заявка», «тендерная комиссия», «тендерная документация»). Согласно законодательству употребляется слово «конкурс».

Конкурсы, в  свою очередь, являются разновидностью торгов, потому что «торги проводятся в форме аукциона или конкурса», как указано в ст. 447 Гражданского кодекса РФ.

Для обозначения  различных процедур размещения госзаказа, указ Президента от 08.04.1997 № 305 использовал термин «торги» (или «конкурс»), а федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» использует термин «конкурс». Тем не менее, в обоих случаях будет уместно обозначить это термином «тендер».

Проведение  тендера – понятие, прочно вошедшее в лексикон представителей очень  многих отраслей хозяйствования. Без  проведения тендера трудно представить  выбор исполнителей в капитальном  строительстве, а также при осуществлении программ, которые проводятся с использованием средств государственного бюджета и многое другое.

Как и любые  другие взаимоотношения, проведение тендера  и участие в нем предполагает определение сторон (субъектов) этих взаимоотношений, наличие у них прав и обязанностей, порядка их осуществления и реализации. Сторонами взаимоотношений, связанных с проведением тендера являются заказчик и участник тендера (претендент). Заказчиком тендера согласно закону о госзакупках выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления и подчиненные им учреждения и организации, а также учреждения и организации, уполномоченные соответственно Кабинетом Министров или органами местного самоуправления осуществить закупку товаров, услуг и работ за государственные средства.

Законом несколько  иначе называется участник тендера. Согласно содержащегося определения, участник назван сразу же исполнителем. Под исполнителем подразумевается субъект хозяйствования (резидент или нерезидент), который подтвердил намерение взять участие в процедуре закупки и подает или подал тендерное предложение.

Маркетинговые требования к поставщикам могут  меняться в зависимости от общей  экономической ситуации, конъюнктуры рынка. Так, на этапе экономического подъема, требования к поставщикам могут ужесточаться, и, наоборот, смягчаться в период спада или ограниченности ресурсов (дефицитное снабжение).

Выбор поставщиков  – задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит  ритмичность производства, а, в конечном счете – рентабельность и репутация фирмы перед потребителями ее продукции.

Важным положением закупки через тендерные процедуры  является то, что договор может  быть заключен только в соответствии с условиями, определенными в  тендерной документации, так как  тендер – это предварительная  процедура. Поэтому можно констатировать, что тендер – это способ закупки товаров, размещение заказов и выдача подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков, в том числе и зарубежных стран, и заключение контракта с теми из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов. Тендеры позволяют эффективно использовать средства, обеспечить конкурентный выбор партнеров для заключения договоров, способствуют повышению качества выполняемых работ. Сокращения расходов – один из ключевых аспектов закупочной деятельности предприятия, но не надо забывать про обратный, возможно, более важный аспект ее роли – динамическую и стратегическую функцию поддержки и реализации программ развития и реализации экономического роста предприятия.

Сейчас уже  можно сказать. Что тендер – это  эффективный рычаг для сдерживания  роста закупочных цен и проверенный  способ снизить себестоимость выпускаемой  продукции, это инструмент прямого  внедрения рыночных отношений. Цель одна – создать настоящую конкурентную среду и, воздействуя на поставщиков таким образом, достичь взаимоприемлемых решений в рамках цивилизованных рыночных отношений.

Пока в законодательстве отсутствует, а практикой не выработан  универсальный подход к проведению тендеров. Поэтому не следует доверять устным заверениям, и стараться получать все требования. Правила, предложения, изменения к ним, изложенные письменно за подписью ответственных лиц. Чтобы впоследствии иметь возможность ссылать на документ: ведь все, что связано с тендером – это немалый труд. Для участников тендера важно самостоятельно обеспечить защиту своих прав, внимательно и со знанием дела подходить к оформлению документов, как можно больше общаться с организаторами тендера, заказчиком и тендерным комитетом, уточняя любую полученную информацию, тщательно знакомиться с правилами проведения торгов (тендера), серьезно подходить к содержанию заключаемых договоров, при необходимости обращаться к специалистам.6

 

 

6 Абдарахимов Д., Петров К.. Проведение конкурсов и тендеров: процедура, документация и управление, с.234


2.2 Классификация тендеров

 

 

В наши дни государственные закупки отличает несколько принципов, по которым их можно классифицировать. Например, по составу участников, тендеры бывают открытыми, закрытыми и с ограниченным числом поставщиков. По допустимости изменения тендерных требований: одноэтапные тендеры (переговоры не разрешены) и двухэтапные (переговоры допускаются).

Законодательство  о государственных закупках предусматривает  использование процедур:

- открытых тендеров;

- закрытых тендеров;

- специализированных  закрытых торгов;

- двухэтапных  тендеров;

- запросов котировок;

-закупок у единственного источника.

Когда предметом  конкурса является контракт на поставку технически сложных товаров (работ, услуг) производимых ограниченным числом поставщиков (исполнителей), а также когда речь идет о закупках, связанных с государственной тайной (поставки на нужды обороны и госбезопасности) проводятся закрытые тендеры. В этом случае в конкурсе могут принять участие только поставщики, получившие персональное приглашение.

Процедуры государственных  закупок, используемые в отечественной  практике:

  1. Тендеры с ограниченным участием. Список участников заранее не известен, но ограничен некими условиями, например, наличием специального допуска, принадлежностью к определенному государству и т.п., то это тендер с ограниченным участием.

Процедура тендерных  закупок с ограниченным кругом участников применяется в случае, если она  носит сложный или узко специализированный характер, а также в ней могут участвовать ограниченное количество участников.

Во время проведения тендеров с ограниченным участием, тендерные  предложения имеют право предоставлять  лишь те участники, которые приглашены заказчиком принять участие в  процедуре закупки.

  1. Тендеры также можно классифицировать по допустимости изменения конкурсных требований к продукции в процессе обсуждения конкурсных заявок между организатором и участниками.

Одноэтапные тендеры  – вид тендера, который проводится в один этап, где лицо желающее участвовать в тендере, подает одновременно документы для определения участников тендера и победителя тендера. В данном виде тендера переговоры запрещены.

Двухэтапные тендеры (открытые или закрытые) организуются в случае закупок сложной продукции, когда  заказчику затруднительно четко сформулировать требования к предмету конкурса или необходимо перевести переговоры с поставщиками (исполнителями) в целях определения их возможностей решить стоящую задачу. Чаще всего данный способ используется при проведении конкурсов на заключение государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ (НИОКР), а также в строительстве.

Такой подход позволяет заказчику  ознакомиться с возможностями поставщиков  и, оценив их (существующие на рынке методики, технологии и т.п.) формулировать свои требования.

Процедура двухэтапного тендера предусматривает, что организатор  тендера на первом этапе разрабатывает  первоначальный (примерный) вариант  технического задания, на основе которого поставщики готовят первоначальные тендерные заявки (без указания цены и других коммерческих условий). Далее организатор тендера проводит переговоры, на которых согласуются различные варианты решения задачи, предложенные поставщиками, по результатам которых организатор тендера готовит окончательный вариант технического задания.

На втором этапе  поставщики (только те, которые участвовали в первом этапе) подают окончательные конкурсные заявки с техническим предложением (подготовленным согласно утонченному варианту конкурсной документации) и коммерческим предложением (цены или расценки, сроки поставки и график платежей, условия поставки и так далее) в том же порядке, в каком происходит подготовка и подача конкурсных заявок в ходе открытого тендера. Получив такие окончательные тендерные заявки, организатор тендера обеспечивает их сопоставление и оценку, выбирает выигравшего тендер поставщика и заключает с ним договор.

Информация о работе Организация тендеров и конкурсов в конкурсном производстве