Организация тендеров и конкурсов в конкурсном производстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение особенностей организации тендеров и конкурсов в конкурсном производстве.
Следуя поставленной цели, можно определить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие конкурсного производства;
2) Определить сущность и назначение тендеров и конкурсов;
3) Рассмотреть классификацию тендеров;
4) Проанализировать порядок проведения тендеров и конкурсов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие конкурсного производства………………………………….…6
2. Сущность и назначение тендеров на предприятии
2.1 Сущность и назначение тендеров…………………………….……..9
2.2 Классификация тендеров…………………………………………….15
3. Порядок проведения тендера…………………………………………..22
3.1 Создание нормативной базы……………………………………..….23
3.2 Конкурсная документация…………………………………………..24
3.3 Предварительный квалификационный отбор……………………...25
3.4 Процедура квалификационного отбора…………………………....26
3.5 Подготовка конкурсных заявок…………………………………....27
3.6 Подача и вскрытие заявок ………………………………………….28
3.7 Оценка предложений и определение победителя………………...29
Заключение…………………………………………………………….…30
Список использованной литературы…………………………………...32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Двухэтапные тендеры  используются достаточно редко в  силу сложности и длительности процедур. Они используются в случае закупки  сложной (уникальной) дорогостоящей  продукции.

  1. Классификация тендеров по составу участников. Открытые тендеры (в тендере могут принимать участие какие угодно организации. О проведении открытых тендеров публикуются объявления в периодической печати. Значительное число участников обостряет состязательность, что позволяет разместить заказы на более привлекательных условиях).

Закрытые тендеры (тендеры объявляются только для специально приглашенных участников, отобранных организаторами торгов. Обычно, в закрытых тендерах участвуют наиболее крупные фирмы или их консорциумы).

Тендеры с ограниченным участием (если круг поставщиков точно не определен, но ограничен какими-либо условиями, например, страной, наличием специального допуска и т.п. Процедура закупки с ограниченным числом поставщиков применяется в случае, если закупка работ или услуг носит сложный или специализированный характер и может быть предложена ограниченному количеству претендентов).

Во время  проведения тендера с ограниченным участием тендерные предложения  имеют право предоставлять лишь те участники, которые приглашены заказчиком принять участие в процедуре закупки.

  1. классификация тендеров по процедуре допуска к тендеру. С предварительным квалификационным отбором, заявки на участие в тендере должны быть подготовлены претендентами  и в срок направлены на рассмотрение устроителю тендера.

Закрытый тендер проводится так же, как и открытый. Существует лишь разница в выборе участников. Соответственно и сведения о результатах закрытого тендера не публикуются.

Открытый тендер является базовым способом конкурентных закупок. В открытом тендере могут участвовать все поставщики, действующие согласно законодательству и откликнувшиеся на извещения о проведении тендера, которые распространил заказчик.

В основном такую  информацию можно найти в специализированных изданиях, например, электронных. Заказчик может разместить ее на специальном Интернет – ресурсе. Также объявления могут размещаться в газетах, журналах и других средствах массовой информации.

Следует отметить, что иногда тендеры с предварительным  отбором по классификации причисляют к двухэтапным тендерам, считая это первым этапом, но это неправильно. В действительности это всего лишь частный случай одноэтапного тендера.

5) Запросы котировок и закупка у единственного источника. Запросы котировок связаны с закупками серийной продукции, поэтому они запрашиваются, как правило, у трех организаций и более, а выбор поставщика происходит по сопоставлению цен.

Способ запроса  котировок достаточно оперативен и  экономичен. При этом каждый поставщик  может предложить лишь одну ценовую котировку, используя стандартную форму, без возможности ее изменения.

Под запросом котировок  подразумевается способ размещения заказа, при котором информация о  потребностях и товарах, работах, услугах  для государственных или муниципальных  потребностей сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте объявления о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Условия исполнения государственного или муниципального контракта, указанные в котировочной заявке, должны отвечать условиям исполнения контракта, предусмотренным запросом котировок.

Такие способы  закупок, как запрос ценовых котировок  и закупки у единственного  источника, должны применяться либо при небольших объемах закупок (менее 500 000 руб.), либо в особых случаях по специальному разрешению контролирующего органа – Минэкономразвития Российской Федерации. Однако на практике госсзаказчики иногда нарушают этот принцип, проводя такие закупки без всяких согласований. Иногда также закупка искусственно разбивается на мелкие лоты, чтобы избежать проведения конкурса и организовать запрос котировок.

Запрос ценовых  котировок производится не менее  чем у трех поставщиков. Каждый участник подобных закупок может предложить только одну ценовую котировку.

При этом закупка  может проводиться даже в случае, когда после запроса установлено, что лишь один поставщик способен выполнить заказ – в этом случае проводится закупка у единственного  источника.

Довольно часто организаторы тендера создают его именно под предложение конкретного поставщика. Таким образом, в конкурсную документацию включают ошибочную или некорректную техническую спецификацию

Кроме того, известны случаи и сокрытия информации, которое представлялось в представлении неполного комплекта конкурсной документации или в запоздалых приглашениях к участию в тендере. Здесь же отметим еще одно нарушение – уменьшение срока подготовки конкурсных предложений.

Целесообразно выделить еще один вид классификации торгов – по предмету, т.е. торги на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Торги на поставку товаров применяются при закупке  промышленной и иной товарной продукции  для нужд государственного и частного секторов. Предметом торгов является разработка, изготовление, доставка, монтаж и пуск в эксплуатацию оборудования, а также дополнительные задачи. Связанные с использованием поставленных товаров, например, техническое обслуживание, ремонт, обучение и постпродажное содержание оборудования. Участники торгов – Заказчик (Закупщик) и Поставщики.

Торги на выполнение работ известны как подрядные  торги и применяются при необходимости  найма подрядчиков для выполнения строительных или строительно –  монтажных работ и оказания сопутствующих  услуг, например, по содержанию объектов в гарантийный период, обучению персонала служб эксплуатации и т.д. Участники торгов – Заказчик и Подрядчики.

Торги на оказание услуг направлены на привлечение  инженерных, юридических, финансово  – экономических и прочих услуг, необходимых для выполнения отдельных задач проектов развития, связанных с различными исследованиями, технико – экономическими, экологическими и прочими экспертизами, проектными работами, функциями по управлению проектами строительства, по контролю за качеством работ и т.д. Участники торгов – Заказчик и Консультанты.

Содержание  тех или иных торгов существенно  различается. Для каждого из перечисленных  видов торгов в мировой практике используются свои тендерные и контрактные  документы, структура и содержание которых определены в руководствах и положениях крупных международных финансовых организаций (Всемирный Банк, Европейский Банк реконструкции и развития, Комиссия Европейского сообщества, Азиатский Банк развития и др.), а также в национальных законодательствах, нормативах и методических указаниях отдельных стран. В силу существенных различий предмета торгов применяются и различные методы оценки, использующие разные сочетания факторов цены и качества.

В настоящее  время в документах международных  финансовых организаций почти во всех случаях при проведении торгов на крупные заказы наряду с ценой требуют учитывать фактор качества.

Удельный вес  фактора качества выше всего для  тех видов закупок, которые менее  всего поддаются количественному  описанию. Иными словами, чем понятнее и подробнее можно описать предмет закупок, тем выше удельный вес ценового фактора и ниже – качественного. В практике оценки тендерных предложений соотношения цены и качества выражаются примерно так: 70:30, 80:20 и т.д. Для некоторых видов торгов такие соотношения заранее определяются Заказчиком в тендерной документации и являются обязательными при оценке результатов, при подведении итогов торгов и других видов. Оценщики используют эти соотношения в рамках собственных методик, выработанных в ходе многочисленных торгов во многих странах мира.7

 

7 Симанский А.М. Проблемы в практике проведения подрядных торгов, с. 108


3 Порядок проведения тендера

 

 

Основным способом конкурентных закупок является открытый конкурс (торги, тендер), в котором  может принять участие любой правомочный поставщик, откликнувшийся на извещение о проведении конкурса, распространенное заказчиком. Извещение обычно публикуется в специализированных изданиях (в том числе и электронных), часто – на интернет – сайте заказчика, иногда – в ведущих газетах и журналах, а также в других средствах массовой информации.

Конкурс проводит сам заказчик или уполномоченный им организатор. Все требования к  закупаемой продукции и квалификации поставщиков, а также критерии выбора победителя и процедура проведения конкурса детально прописываются в конкурсной документации, которая распространяется либо бесплатно, либо за плату, не превышающую расходов организатора конкурса на ее тиражирование и рассылку.8

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Порядок проведения конкурсных торгов / под ред. О.И. Волкова, с. 197


 

    1. Создание нормативной базы

 

 

1. Разработка положения о закупках

Положение о  закупках является основным документом, определяющим внутренние правила организации  закупок у заказчика. В нем  прописываются все применяемые  закупочные процедуры, условия и порядок их применения, в том числе полномочия и порядок формирования конкурсной комиссии.

2. Разработка регламента закупок.

В регламенте детально прописывается порядок взаимодействия и ответственность подразделений  заказчика, участвующих в закупке, включая подразделения, в интересах которых производится закупка, закупщиков и т.д., вплоть до руководителей организации.

3. Разработка типовой конкурсной документации и методических материалов.

4. Утверждение персонального состава комиссии.

Обычно к компетенции комиссии относятся вопросы выбора способа закупок, утверждения конкурсной документации, проведение оценки предложений и выбор победителя.

5. Разработка технического задания и критерия определения победителей.

Функция разработки технического задания и критериев, по которым будет определяться лучшее предложение, лежит, в первую очередь, на плечах подразделения, в интересах которого производится закупка. С участием специалистов, отвечающих за проведение конкурса, они формализуют технические требования к закупаемой продукции.

 

3.2 Конкурсная  документация

 

 

Формально российское законодательство не устанавливает  жестких требований к структуре  и содержанию конкурсной документации. Ряд обязательных требований предъявляется  только к извещению о проведении конкурса, которое должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе, об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене и сроках заключения договора с победителем.

Конкурсная  документация состоит из следующих  разделов:

  1. Извещение о конкурсе. Информирует поставщиков о конкурсе, условиях и порядке участия в нем.
  2. Инструкция участникам конкурса. Определяет все «правила игры»: требования к поставщикам, состав, порядок подготовки и подачи конкурсной заявки, критерии определения победителя и т.д.
  3. Техническое задание. Подробно описывает предмет закупки, содержит все необходимые спецификации и т.д.
  4. Проект договора. Содержит «рыбу» будущего договора между заказчиком и победителем конкурса.
  5. Формы конкурсной заявки.

Обычно участник конкурса должен включить в свою заявку заполненные формы: предложения, таблицы  цен, банковской гарантии, анкеты участника  конкурса и т.п. Формы используются для унификации заявок и удобства их сопоставления и оценки.

 

3.3 Предварительный квалификационный отбор

 

 

Процесс оценки конкурсных заявок весьма длителен и  трудоемок. Если заявок поступило достаточно много (больше 7-10), расходы заказчика  на анализ предложений значительно  возрастают, а общее время оценки увеличивается. Кроме того, низко квалифицированный поставщик, сделавший формально лучшее предложение, зачастую объективно не в состоянии выполнить условия договора на должном уровне.

Поэтому иногда целесообразно провести оценку поставщиков еще до этапа подготовки конкурсных предложений, с тем чтобы, в конечном счете, в конкурсе участвовали предложения только квалифицированных поставщиков. Для этого в процедуру открытого конкурса включают этап предварительного квалификационного отбора (предквалификацию).

Предварительный квалификационный отбор выгоден  и для участников конкурса – те из них, которые не соответствуют  требованиям заказчика, сберегут силы и деньги, которые ушли бы на покупку  конкурсных заявок и предоставление обеспечения.

Прежде чем оценивать квалификацию поставщиков, необходимо убедиться, что все они правомочны (т.е. имеют право осуществлять поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг), так как в противном случае оценка квалификации таких поставщиков будет пустой тратой времени заказчика.9

Информация о работе Организация тендеров и конкурсов в конкурсном производстве