Органы местного самоуправления как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение и обобщение литературы по вопросу о принципах местного самоуправления, анализу содержания федерального законодательства и региональных правовых актов по данному вопросу, а также местной практики, выявление проблем реализации исследуемых принципов в конкретных условиях местных территорий, сформулировать определённые выводы и предложения, направленные на совершенствования деятельности органов местного самоуправления, её взаимоотношений с другими субъектами в системе местной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Место и функции органов местного самоуправления в системе местного самоуправления РФ
1.1 Органы местного самоуправления в системе управления РФ……6
1.2 Компетенция органов местного самоуправления………………...11
Глава 2 Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества
2.1 Структура органов местного самоуправления…………………….18
2.2 Ответственность органов местного самоуправления……………..35
Глава 3 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
3.1 Задачи муниципального управления……………………………….39
3.2 Процесс принятия управленческих решений……………………...40
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственного и муниципального управления.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

- регламентация муниципальной  службы;

- виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных  правовых актов;

- формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления, и др.

     Органы местного самоуправления  наделяются в соответствии с  Уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, перечень которых дан в главе 3 Федерального закона.

     Таким образом, органу  местного самоуправления присущи  признаки и негосударственной  и государственной организации. Отсюда можно сделать также вывод о том, что  в местном самоуправлении два начала: государственное и общественное. Первое проявляется в деятельности местной администрации, местных представительных органов, второе — в деятельности органов территориального общественного самоуправления, а также функционировании различных форм непосредственной демократии[26].

2. Органы местного  самоуправления как организационная  структура местного сообщества 

 

     2.1 Структура  органов местного самоуправления

 

     В общем виде по  выполняемым функциям (представление интересов населения и их воплощение в жизнь) органы муниципального управления могут быть разделены на представительные и исполнительные.

     В Конституции РФ  нет прямого упоминания об  исполнительных органах местного  самоуправления. Но это не означает, что их не должно быть. Наряду с выборными органами местного самоуправления Конституция называет другие органы местного самоуправления, т.е. перечень органов местного самоуправления носит открытый характер.

     Если в специальных  Федеральных Законах, регулирующих отношения в системе органов местного самоуправления ничего не говориться об исполнительных органах, то в нормативных актах субъектов РФ они не только обозначаются, но и наделены широкими полномочиями по решению задач местного значения и осуществлению части государственных функций.

     Представительный орган  местного самоуправления – это  выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять  интересы населения и принимать  от его имени решения, действующие  на территории муниципального образования.[6,C.57]

     Основными принципами  функционирования представительных  органов являются:

1. Обязательности представительных  органов в системе местного  самоуправления.

2. Принцип выборности. Представительные  органы формируются на основе всеобщего, равного избирательного права путем тайного голосования.

3. Принцип представительного характера  выборных органов местного самоуправления - представительный орган наделен  правом и обязанностью, представлять  и учитывать интересы населения  муниципального образования.

4. Принцип самостоятельности - наделение  представительных органов местного  самоуправления собственной компетенцией  по решению вопросов местного  значения.

5. Принцип ответственности представительного  органа местного самоуправления - т. е. ответственность представительного органа наступает путем утраты доверия населения. Санкции в данном случае могут быть выражены в форме отзыва депутата представительного органа, либо в досрочном прекращении полномочий представительного органа.

6. Принцип обеспечения законности в деятельности представительного органа местного самоуправления - в соответствии с данным принципом представительные органы обязаны строго соблюдать требования законности в собственной повседневной работе, а также добиваться исполнения закона всеми другими субъектами в сфере местного самоуправления.

7. Принцип гласности в работе  представительных органов местного  самоуправления - представительные  органы действуют открыто, публично, систематически информируют граждан  о своей работе. Гласность реализуется через встречи и приёмы депутатами избирателей, через отчеты депутатов перед избирателями, освещение деятельности представительных органов в СМИ.

8. Принцип коллегиальности - представительный  орган местного самоуправления  принимает решение в коллегиальном порядке. В связи с этим выделяют такое понятие как кворум. Кворум - это нормативно установленное минимально необходимое число депутатов для официального рассмотрения и решения вопросов местного значения. Заседания представительного органа могут быть правомочны при условии регистрации не менее 2/3 от числа избранных депутатов. Акты представительного органа местного самоуправления считаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов.

     В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, при тайном голосовании в соответствии с Федеральными Законами и законами субъектов РФ. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. При этом существует прямая зависимость между размером муниципального образования, численностью его населения и численным составом представительного органа местного самоуправления. Обычно в состав представительного органа входит от 5 до 60 депутатов. Наименование представительного органа определяется уставом муниципального образования - представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, комитеты, советы и т. д.[4,C.293]

     В ст. 15 ФЗ РФ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  установлено, что в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1)                 Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования.

2)                 Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

3)                 Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об исполнении.

4)                 Установление местных налогов и сборов.

5)                 Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

6)                 Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, которые предусмотрены уставами муниципального образования.

     Федеральный Закон  РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы. Другие полномочия представительных органов местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. К таким полномочиям обычно относятся назначение даты выборов главы муниципального образования, назначение местного референдума, принятие Устава муниципального образования, передача полномочий органам территориально общественного самоуправления, согласование назначения должностных лиц местного самоуправления, а также выражение недоверия к главе муниципального образования.[9,C.174]

      Срок полномочий  представительного органа в соответствии  с Федеральным Законом РФ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» не может быть менее двух лет, но не более 5-ти. Конкретный срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования, и составляет, как правило - 4 года. В отдельных поселениях Уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями, сходами граждан. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» согласно Уставам муниципальных образований, избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседании. Структура или внутреннее строение представительных органов местного самоуправления определяется муниципальным образованием самостоятельно, закрепляется в Уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления.   

     Представительный орган включает следующие структурные звенья:

1. Руководящие органы и должностные  лица представительного органа. Это, например, председатель и заместитель  председателя представительного  органа. Они избираются из числа  депутатов на первом заседании представительного органа нового созыва, функции председателя подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с представлением этого органа перед населением муниципального образования, организациями и органами государственной власти. Председатель принимает меры по учету интересов населения и обеспечению гласности в работе представительного органа. От имени представительного органа председатель заключает договоры. Внутренние функции председателя связаны с координацией деятельности представительного органа и руководством работы аппарата представительного органа, так, председатель созывает заседания представительного органа, руководит подготовкой заседаний, председательствует на заседании, дает поручение депутатским комиссиям и подписывает акты представительного органа. Заместитель председателя представительного органа в отсутствие председателя исполняет его обязанности. Если Уставом муниципального образования предусмотрена должность главы муниципального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. В этом случае председатель и заместитель председателя представительного органа не избираются, их функции выполняет глава муниципального образования.

2. Функционально отраслевые подразделения. Это постоянные и временные комиссии. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительного органа, а также для содействия реализации его решений, контроля за их исполнением, представительный орган местного самоуправления образует комиссии и комитеты. В состав комиссий и комитетов входят депутаты представительного органа. Представительный орган определяет задачи, полномочия, порядок работы и срок работы комиссий и комитетов. Данные органы подконтрольны и подотчетны представительному органу. Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер.

3. Депутаты представительного органа  могут объединяться в группы, фракции по партийной принадлежности, политическим или иным интересам. Такие группы и фракции регистрируются представительным органом. Права фракций и групп по партийной принадлежности определяются регламентом представительного органа, а также положениями о депутатских группах и фракциях. Депутаты представительного органа, избранные от смежных территориальных избирательных округов, могут объединяться в территориальные депутатские группы, эти группы взаимодействуют с расположенными на их территории организациями и структурными подразделениями местной администрации. Территориальные депутатские группы изучают общественное мнение, ведут прием избирателей и решают иные вопросы. Основной формой деятельности представительного органа является заседание, периодичность созыва которого определяется Уставом муниципального образования и регламентом представительного органа. Заседания представительного органа, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц. Одно или несколько последовательных заседаний представительного органа с общей повесткой дня либо определённый период работы представительного органа называется сессией. Существуют следующие виды заседаний:

1. Очередные заседания - созываются  главой муниципального образования, либо председателем представительного  органа в соответствии с планом  работы представительного органа.

2. Внеочередные заседания - созываются по мере необходимости, в силу определенных обстоятельств. Они проводятся по предложению председателя представительного органа по требованию определённой группы депутатов представительного органа, а также по требованию главы муниципального образования. Кроме того, заседания могут быть: открытыми (предполагается присутствие всех заинтересованных участников, а также представителей общественности и СМИ) и закрытыми (закрытые заседания проводятся в особых случаях, например, для обсуждения вопроса об отзыве председателя представительного органа местного самоуправления, о досрочном прекращении полномочий депутатов представительного органа и т. д., помимо депутатов на закрытых заседаниях, могут присутствовать глава муниципального образования и прокурор). Как было сказано выше, органы местного самоуправления имеют исполнительные органы. Согласно ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления представительные органы местного самоуправления, избранные путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, «могут иметь подотчетные им исполнительные органы».

     В разных субъектах  Федерации и муниципальных образованиях  в зависимости от того, является  ли оно городским или сельским  поселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численности жителей и других факторов система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности сильно различаются.[5,C.530]

     Ст.16 ФЗ РФ «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в РФ» закрепила положение о Главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных лиц местного самоуправления.

     Глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления, избирается депутатами из состава городской Думы и является председателем городской Думы. Официальное наименование главы муниципального образования: Глава города Кирова.

     Для осуществления  полномочий по решению вопросов  местного значения, определенных  настоящим Уставом, в муниципальном образовании создается исполнительно-распорядительный орган. Официальное название исполнительно-распорядительного органа муниципального образования: Администрация города Кирова.

Информация о работе Органы местного самоуправления как субъект управления