Органы местного самоуправления как субъект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение и обобщение литературы по вопросу о принципах местного самоуправления, анализу содержания федерального законодательства и региональных правовых актов по данному вопросу, а также местной практики, выявление проблем реализации исследуемых принципов в конкретных условиях местных территорий, сформулировать определённые выводы и предложения, направленные на совершенствования деятельности органов местного самоуправления, её взаимоотношений с другими субъектами в системе местной власти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Место и функции органов местного самоуправления в системе местного самоуправления РФ
1.1 Органы местного самоуправления в системе управления РФ……6
1.2 Компетенция органов местного самоуправления………………...11
Глава 2 Органы местного самоуправления как организационная структура местного сообщества
2.1 Структура органов местного самоуправления…………………….18
2.2 Ответственность органов местного самоуправления……………..35
Глава 3 Управленческие решения как главный компонент муниципального управления
3.1 Задачи муниципального управления……………………………….39
3.2 Процесс принятия управленческих решений……………………...40
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

Система государственного и муниципального управления.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

     Следует отметить, что  возможности решения тех или  иных задач муниципального управления определяются ресурсами, которые можно направить на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от уровня экономического развития муниципального образования.

 

     3.2 Принятие управленческого решения

 

     Принятие управленческого  решения — важнейший этап управленческой деятельности, реализации управленческих отношений и лидерских способностей каждого управленца. Итогом управленческой и организационной работы является управленческое решение.

     Решение представляет  собой такой акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформулирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность.

     Решение принимается  в тех случаях, когда выявлена проблемная ситуация. Последняя всесторонне исследована, определены причины и условия ее возникновения, собрана необходимая информация, найден ключ решения, оценены возможные последствия в изменении качества жизни людей и т. п. При подготовке решения выявляются те ограничения, в рамках которых реализуется цель, начинают решаться поставленные задачи. Эти ограничения могут быть внутренними (квалификация людей, наличие ресурсов, качество информации) и внешние (связи с внешним миром, связи с поставщиками, наличие инвесторов и т. п.).

     Многообразию проблем  соответствует многообразие решений. Специалисты выделяют такие решения: экономические, социальные, политические, идеологические, государственно-правовые, стратегические и тактические, глобальные  и специфические, концептуальные и программные, научно обоснованные и эмпирические, интуитивные, рутинные и новаторские.

     При подготовке и  принятии решений используются  современные научные и технические  средства, методы исследования операций, системный анализ, моделирование, электронно-вычислительная техника. Для коллективных решений особое значение имеет совокупный коллективный интеллект субъекта управления, принимающего решения. Однако следует подчеркнуть творческий характер процесса подготовки и принятия решений, первостепенную роль личности человека, его управленческого интеллекта, профессионализма, воли и других личных и профессиональных качеств.

     Принятие решения  можно определить как процесс  неслучайного выбора действий. Осуществить  выбор — значит отдать предпочтение (в каком-то отношении) одному по сравнению с другим. Результатом процесса принятия решений является само решение. В сущности, решение — это такое ощущение субъекта, что процесс решения закончен и в результате этого он уже знает, как должен действовать, не только знает, что хочет в данной ситуаций, но и приблизительно представляет, каким образом намерен достигнуть этого.

     В зависимости от  того, в какой степени знаком  с ситуацией субъект управления, принимающий решение, различают  решения:

— уверенности (детерминистские решения, когда известна ситуация и имеющие в ней место причинные зависимости);

— риска (вероятностные решения, когда не известен хотя бы один из моментов, но известна и может быть подсчитана его или их вероятность, если такого рода случаи часто имеют место);

— неуверенности (стратегические решения, когда принимающему решение ни один из указанных моментов не известен).

     М. Вудкок и Д. Френсис  различают управленческие решения  в зависимости от относительной  трудности проблем, требующих решения. Они выделяют и рассматривают четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.

     Уровень первый —  рутинный. Принимая рутинные решения, руководитель ведет себя в  соответствии с определенной программой, почти как компьютер, распознающий ситуации и поступающий заранее предсказуемым образом. Его главная функция в том, чтобы “почувствовать” и идентифицировать ситуации, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий.

     Уровень второй —  селективный. На этом уровне руководитель  оценивает достоинства целого  круга возможных решений и  старается выбрать из некоторого  числа хорошо отработанных альтернативных  наборов действий те, которые  лучше всего подходят к данной проблеме.

     Уровень третий —  адаптационный. На этом уровне  руководитель ищет новое решение  известной проблемы. Успех зависит  от его личной инициативности  и способности прорыва в неизвестное.

     Уровень четвертый  — инновационный. На этом уровне  руководителю необходимо найти способы понимать совершенно неожиданные и непредсказуемые проблемы, решение которых зачастую требует развития в себе способности мыслить по-новому.

     В табл. 1 объединяются  четыре уровня принятия решений  и ключевые навыки, необходимые руководителю. Руководителям, работающим над принятием решений высокого уровня, требуются также и навыки более высокого уровня.

     Полезно выделить  также решения единоличные (принимаемые  руководителем единолично) и коллегиальные (принимаемые руководителем с привлечением подчиненных). Причем в зависимости от “удельного веса” единоначалия и коллегиальности в принятии решений выделяются пять типов принятия решений:

— единоличное принятие решений без предварительных консультаций с сотрудниками и последующего их информирования;

— единоличное принятие решений с последующим информированием подчиненных;

— единоличное принятие решений с предварительными консультациями в коллективе;

— принятие совместных решений с сотрудниками;

— полная передача подчиненным функции принятия решения.

Таблица 1

Уровни принятия решений и ключевые навыки, требуемые руководителю

Типы решений

Ключевые навыки

Рутинный

Неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, контроль, мотивация

Селективный

Установление целей, планирование, анализ развития, анализ информации

Адаптационный

Идентификация проблем, системное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска

Инновационный

Творческое управление, стратегическое исследование, системное развитие


    

     Немаловажное значение  для принятия решений имеет  такое качество, как решительность, то есть способность человека  самостоятельно принимать ответственные  решения и неуклонно реализовывать  их в деятельности. Она особо  заметно проявляется в сложных ситуациях, когда поступок связан с известным риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив. Решительность означает также способность смело брать на себя ответственность за принятое решение.

     Существенное воздействие  на процесс принятия решений оказывает то, на что человек в этом процессе ориентируется. Обычно выделяют и рассматривают четыре ценностные ориентации субъекта (отдельного человека, группы): надело, на других, на вышестоящего руководителя, на себя.

     Процесс принятия решений состоит из нескольких стадий и шагов. Рассмотрим эти шаги применительно к

1) общей технологии решения проблем;

2) общей процедуре принятия решений;

3) процедуре принятия групповых  решений.

     Как ни парадоксально  это выглядит, но любая процедура, применяемая при решении проблем, тем менее полезна, чем более четко ее придерживаться.

     Теперь обратимся  к самому процессу решения, который  также осуществляется в несколько  шагов.

     Есть несколько подходов  к операционализации принятия  управленческого решения. Наиболее удачным нам кажется подход, представленный исследователями М.Х. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури в книге “Менеджмент — наука управления” (М., 1991. С. 61). Они выделяют и описывают следующие шаги в процессе принятия управленческого решения:

1) постановка цели решения;

2) установление критериев решения;

3) разделение критериев;

4) выработка альтернатив;

5) сравнение альтернатив;

6) определение риска;

7) оценка риска;

8) принятие решения.

     Есть множество разнообразных  методов принятия решений, которые делятся на три группы:

1) общие методы принятия решений;

2) групповые методы принятия  решения;

3) методы воздействия на принятие  решений — к ней относятся  методы, которыми пользуются, чтобы  склонить партнера к принятию  нужного варианта решения.

     Словом, существует много  приемов и методов принятия  и реализации эффективных решений. Их набор и комбинация во  многом зависят от сложившейся  проблемной ситуации, где необходимо  не только искусство управления, но и знание общих принципов, наработанных веками технологий, открытых наукой закономерностей.

 

 

  

 

     Заключение

 

 

      Процесс становления  местного самоуправления должен  быть неизбежен в рамках формирования  правового государства и гражданского  общества в России, а поэтому  необходим поиск путей, юридических и организационных форм для того, чтобы процесс местного самоуправления развивался нормально и в законных рамках упрочил систему демократической власти, как на уровне Федерации, так и в ее субъектах. В целом, изучив подробно материал по вопросу местного самоуправления, я могу сказать, что в целом местное самоуправление в нашей стране развивается положительно, и перспективы его дальнейшего развития можно также оценить позитивно.

     Учитывая многообразие  субъектов правового регулирования, а также то, что новые законы по-прежнему должны работать в неподготовленной среде (низкая активность населения, отсутствие необходимой финансово-экономической основы, некомплектность правового регулирования), целесообразно не строить расчетов на одномоментное создание сразу по всей стране местного самоуправления, а двигаться к нему поэтапно. Совершенствование организационных структур местного самоуправления требует применения программно-целевых технологий организационного проектирования, позволяющих  сохранить целостность организации.

     Для России вопрос о местном  самоуправлении остается открытым, т.к. еще не решены многие проблемы связанные с местным самоуправлением.  Но можно сказать, что местное самоуправление в России успешно функционирует, а  дальнейшее развитие и улучшение системы местного самоуправления можно охарактеризовать как перспективную цель для страны в целом.

 

 

 

  

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Европейская Хартия местного самоуправления // Финансы. 1993, №1

3. Гражданский Кодекс РФ.

4. Декларация о принципах местного самоуправления в Российской Федерации // Народный депутат. 1993, №13.

5.  О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления: Федеральный закон от 11.04.1998г. №55-ФЗ // Российская газета.1998, 15 апр.

6.  О местном самоуправлении в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 июля 1991, № 1550-1 (в ред. от 24.06.1992,  № 3119-1; 22.10.1992, № 3703-1;  28.04.1993, № 4888-1, Указа Президента РФ от 22.12.1993, № 2265, Федеральных законов от 28.08.1995, № 154-ФЗ; 18.06.2001, № 76-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, №29, ст.1010; 1992, №34, ст.1966; № 46, ст. 2618; 1993, № 27, ст. 748; Российская газета, № 237, 25.12.1993; № 170, 01.09.1995; № 118-119, 23.06.2001.

7.  Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 19.06.2004, 12.08.2004, 28.12.2004, 29.12.2004, 30.12.2004, 18.04.2005, 29.06.2005, 21.07.2005, 12.10.2005, 27.12.2005, 31.12.2005, 02.02.2006, 15.02.2006, 03.06.2006, 18.07.2006, 25.07.2006, 27.07.2006, 16.10.2006, 01.12.2006, 04.12.2006, 29.12.2006) // Собрание Законодательства Российской Федерации, 2003, №40, с. 3822. 

8.  Закон области «О местном самоуправлении в Кировской области» от 09.04.96 №13-ЗО.

9.  Закон области «О территориальном общественном самоуправлении в Кировской области» от 23.09.99 №128-ЗО.

 


Основная литература

10.  Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.:ИНФРА-М, 2010.

11. Ильин А.В. «Компетенция органов  местного самоуправления» Российский  следователь 2004, №1. С.34-36

12. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2010.

13.  Конституционное право России: учеб./ Под ред. А.Е. Постникова. М., 2007.

14.   Литягин Н. Н. Местное самоуправление: понятие, организационно-экономические основы и гарантии его осуществления. М. 2010.


15.   Муниципальное право. Учеб. пособие / Под ред. Чаннова С.Е. М.:2007. С. 79.3

16. Пикулькин. Система гос. управления. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА 2001 -399с. С.57

17. Рой О.М. Система гос. и мун. управления. СПб 2004- 301с. С.93

Информация о работе Органы местного самоуправления как субъект управления