Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 08:21, курсовая работа
Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях: «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами, таковы задачи должностных лиц».
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается
Введение………………………………………………………………………. 3
I Психологическая характеристика служебного
поведения руководителя
1. Модель личностно – деловых качеств руководителя………………… 7
2. Личное обаяние…………………………………………………………. 11
II Основные аспекты культуры управления
1. Стиль работы руководителя…………………………………………… 22
2. Формы управленческого общения………………………….….……… 23
3. Морально – психологическая основа авторитета……………..……… 26
III Управленческое решение и его информационное
обеспечение
1. Психологическая информация. ……………………………………..… 34
2. Методы сбора психологической информации……………………..…. 37
3. Психологические требования к принятию решения……………….… 45
IV Психологические аспекты повышения
работоспособности руководителя
1. Психологические требования к труду руководителя…………...……. 53
2. Важнейшее условие поддержания высокого
морально – психологического состояния. ……………………….…… 62
Заключение………………………………………………………….………. 76
2. Личное обаяние.
Психолого-педагогические качества нуждаются в постоянном практическом совершенствовании. Опыт их применения придает им наибольшую пластичность и естественность. Нельзя по книжке научиться писать стихи, летать на аэроплане, воспитывать в себе необходимые для актера способности. Подобное можно сказать об эффекте личного обаяния.
Он достигается в результате
огромной работы личности над
собой, преднамеренного
Овладение «техникой» личного
обаяния помогает
Каковы слагаемые «техники» личного обаяния?
Известный режиссер и
Не все обладают приятными и привлекательными лицами, владеют своей мимикой. У одних – «колючий взгляд, у других – холодное выражение лица. Однако можно быть строгим, но не допускать проявления злости на своем лице, раздражения по отношению к чьим-то действиям, так как люди улавливают это и фиксируют, что отражается на их морально-психологическом состоянии, формирует определенные установки и ориентации. В этой связи отметим такой психоаналитический нюанс, который важно не упускать из внимания высшему звену управления предприятием. Он состоит в том, что многие работники предприятия знают их только «в лицо» и по общему впечатлению создают свое представление о человеческих качествах руководителей, а иногда по ассоциации судят и об их деловых качествах.
Чтобы управлять выражением
Руководители, которые обладают приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, пользуются расположением людей. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми, повышают возможности воздействия на них. Опытный организатор знает, что одна манера поведения приемлема при субординационном общении, другая – при служебно-товарищеском или дружеском. Различны также манеры общения с различными социальными слоями: с женщинами и мужчинами, кадровыми работниками и молодежью и т.д.
При всем этом манерам поведения руководителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта.
Педагогический такт – это одно из важных условий и средств психолого-педагогического воздействия личности на людей.
3. Умение слушать.
Наглядным
примером проявления внимания
к людям является умение их
слушать. От умения слушать,
проявления внимания к
В книге «Работа актера над собой» К.С. Станиславский писал, что при общении нужно искать в человеке его душу, познавать его внутренний мир. Конечно, от заинтересованного отношения к получаемой информации, от предоставления собеседнику возможности высказаться во многом зависит его расположение к доверительности высказываний.
Одной
из форм управленческой
4. Умение владеть словом.
Руководитель,
умеющий говорить с людьми
профессионально грамотно и
Такие
фразы, как «простите за
Руководитель
должен давать ясные и быстро
воспринимаемые указания, не злоупотребляя
при этом специальной
5. Внешний облик и манеры делового человека.
Аккуратный,
со вкусом одетый, внешне подтянутый
– таков образ руководителя, доброжелательно
воспринимаемый людьми. И дело
здесь не в какой-то
Успех
в работе зависит от
Косвенные факторы также влияют на успех и внешний облик руководителя – именно тот фактор, который определяет эффективность деловых связей, успех в деловых контактах и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы.
Внешний вид и манеры – это то, что окружающие его партнеры по бизнесу видят и оценивают сразу, пока еще не состоялось обсуждение предполагаемых сделок, пока еще не лежит на столе проект договора.
Каждая
профессиональная группа людей
имеет свой не писаный кодекс
поведения, манер, внешнего
Наблюдая
заседание совета директоров, сотрудников,
можно заметить, что подавляющее
большинство присутствующих
Общая характеристика руководителя: Консерватизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям). Умеренность, т.е. не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и т.п. Безупречная аккуратность и опрятность, поскольку небрежность в одежде, грязная обувь, создают впечатление, что носитель такой одежды нетребователен к себе или не уважает окружающих. Возникает предположение, что он также нетребователен к себе и при исполнении договоров также неуважителен, будет к интересам партнеров в деловой беседе.
Западный деловой мир отличается от российского (кроме прочего) еще и тем, что при обсуждении договоров, сделок и т.п., учитывается то, как одет партнер, каковы его манеры. Одна деталь, на взгляд некоторых, может быть, и незначительная, например несвежий носовой платок, оторванная пуговица, может негативным образом повлиять на результат переговоров.
Руководитель должен выглядеть:
В заключении следует сказать о стиле одежды. Стиль – самая неуловимая, трудно определяемая, но самая важная характеристика не только одежды, но и всего внешнего вида. Стиль – это соответствие цвета, фактуры ткани, фасона и тому подобных деталей делового костюма характеру проводимого делового мероприятия (совещание, работа на выставке, банкет), погоде, личным особенностям человека (рост, вес, цвет глаз, волос и т.п.). Отдельные части туалета (сорочка, костюм, плащ) должны находиться в соответствии друг с другом – по стилю, фасону, цвету и фактуре ткани.
Служебная
обстановка выдвигает
Кабинет руководителя – наглядная демонстрация его общей и управленческой культуры, так как здесь он повседневно общается с людьми. Рабочий кабинет должен быть, прежде всего, удобен, иметь все необходимое для труда руководителя. В то же время в нем должны быть условия, которые располагали бы людей к общению, создавали благоприятное впечатление об эстетическом вкусе руководителя.
Желательно, чтобы кабинет имел три зоны: зону для личной работы и общения с людьми по службе, зону для коллегиальной работы и зону для дружеского общения. В соответствии с целевым назначением каждая зона должна иметь свое оформление и оборудование. Назовем наиболее существенные требования к оформлению названных зон.
При оформлении первой зоны с учетом требований эргономики должны предусматриваться: определенные высота и ширина стола, конструкция кресла, правильное освещение площади стола, рациональное расположение телефонов, наличие необходимого организационно – технического оборудования. Все это имеет значение для продуктивной работы руководителей, меньшего их утомления.
Вторая зона должна быть оборудована с учетом требований организации совместной работы группы людей. Здесь необходимо иметь специальный стол и удобные стулья для проведения совещаний, карандаш, ручки, листы чистой бумаги. Если при проведении совещаний используется техническая аппаратура, то она должна быть соответствующим образом расставлена и предварительно проверена.
В третьей зоне желательно иметь пару удобных кресел, журнальный стол, прохладительные напитки. Эта зона должна находиться в стороне от двух названных рабочих зон. Своим микро оформлением, она призвана предрасполагать к дружеской, неофициальной атмосфере общения.
Кроме соответствующего оборудования названных зон, желательно, чтобы стены кабинета были окрашены в цвета, эстетически приемлемые для служебного помещения (например, голубой, бежевый), чтобы занавески на стенах не контрастировали по цвету с обоями, окраской стен, обивкой мебели. Портреты следует продуманно расположить на стенах, желательно, чтобы они не висели над головой руководителя.
Наличие
трех зон в кабинете позволяет
руководителю соответствующим
Первый: руководитель принимает посетителя, сидя за рабочим столом, отвечает на его приветствие и приглашает сесть перед своим рабочим столом. Этот прием используется в основном при субординационной форме общения. Здесь время продолжительности приема, его итоги определяет руководитель.
Второй: входит посетитель, руководитель отвечает на его приветствие, выходит из – за стола и приглашает его в зону коллегиальной работы, а сам садится напротив. Это служебно-товарищеская форма общения. Она характеризуется равенством прав на обмен информацией, время встречи обусловлено заинтересованностью обеих сторон.