Основные аспекты культуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях: «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами, таковы задачи должностных лиц».
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
I Психологическая характеристика служебного
поведения руководителя
1. Модель личностно – деловых качеств руководителя………………… 7
2. Личное обаяние…………………………………………………………. 11
II Основные аспекты культуры управления
1. Стиль работы руководителя…………………………………………… 22
2. Формы управленческого общения………………………….….……… 23
3. Морально – психологическая основа авторитета……………..……… 26
III Управленческое решение и его информационное
обеспечение
1. Психологическая информация. ……………………………………..… 34
2. Методы сбора психологической информации……………………..…. 37
3. Психологические требования к принятию решения……………….… 45
IV Психологические аспекты повышения
работоспособности руководителя
1. Психологические требования к труду руководителя…………...……. 53
2. Важнейшее условие поддержания высокого
морально – психологического состояния. ……………………….…… 62
Заключение………………………………………………………….………. 76

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.  Личное  обаяние.

         

          Психолого-педагогические качества нуждаются в постоянном практическом совершенствовании. Опыт их применения придает им наибольшую пластичность и естественность.  Нельзя по книжке научиться писать стихи, летать на аэроплане, воспитывать в себе необходимые для актера способности.  Подобное можно сказать об эффекте личного обаяния.

          Он достигается в результате  огромной работы личности над  собой, преднамеренного упражнения  в развитии своих психолого-педагогических  качеств. В этой связи особое  значение имеет владение техникой само презентации.

          Овладение «техникой» личного  обаяния помогает руководителям  оказывать воздействие на социально-психологический  механизм восприятия своих действий, себя как личности теми, с кем  он работает, постоянно общается.

         Каковы слагаемые «техники» личного обаяния?

          Известный режиссер и театральный  художник Н.П. Акимов подметил, что даже при отсутствии каких-либо  существенных проявлений окружающих  нас людей по отношению к  нам тончайшие оттенки их поведения  нами учитываются и влияют на наше самочувствие. Наиболее впечатляющее воздействие на людей оказывает лицо воспринимаемого человека. Психологические исследования свидетельствуют о том, что многие при определении своего отношения к незнакомым им людям исходят из того первоначального впечатления, какое на них оказывает их мимика.

          Не все обладают приятными  и привлекательными лицами, владеют  своей мимикой. У одних –  «колючий взгляд, у других –  холодное выражение лица. Однако  можно быть строгим, но не  допускать проявления злости на своем лице, раздражения по отношению к чьим-то действиям, так как люди улавливают это и фиксируют, что отражается на их морально-психологическом состоянии, формирует определенные установки и ориентации. В этой связи отметим такой психоаналитический нюанс, который важно не упускать из внимания высшему звену управления предприятием. Он состоит в том, что многие работники предприятия знают их только «в лицо» и по общему впечатлению создают свое представление о человеческих качествах руководителей, а иногда по ассоциации судят и об их деловых качествах.

          Чтобы управлять выражением своего  лица, нужно, прежде всего, научиться  владеть своим настроением, активно  используя в этих целях аутотренинг. Овладение аутотренингом полезно не только для коммуникабельности руководителя, но и улучшения состояния его здоровья, ибо тот, у кого доброжелательное выражение лица, расслабляется и внутренне.

          Руководители, которые обладают  приятными манерами поведения,  а сюда входят и мимика, и  жесты, и поза, и навыки общения, пользуются расположением людей. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми, повышают возможности воздействия на них. Опытный организатор знает, что одна манера поведения приемлема при субординационном общении, другая – при служебно-товарищеском или дружеском. Различны также манеры общения с различными социальными слоями: с женщинами и мужчинами, кадровыми работниками и молодежью и т.д.

          При всем этом манерам поведения руководителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта.

          Педагогический такт – это одно из важных условий и средств психолого-педагогического воздействия личности на людей.

 

 

3.  Умение слушать.

 

          Наглядным  примером проявления внимания  к людям является умение их  слушать. От умения слушать,  проявления внимания к собеседнику  во многом зависит его расположение  к доверительности и смелости  высказывания.

          В книге  «Работа актера над собой» К.С. Станиславский писал, что при общении нужно искать в человеке его душу, познавать его внутренний мир. Конечно, от заинтересованного отношения к получаемой информации, от предоставления собеседнику возможности высказаться во многом зависит его расположение к доверительности высказываний.

          Одной  из форм управленческой коммуникации  является деловая беседа. Исследования свидетельствуют, что неоправданная продолжительность и низкая результативность многих совещаний объясняются неумением деловых людей говорить кратко, компетентно, конструктивно, а также их неумением слушать других. Типичными ошибками, которые присущи, не умеющим слушать, являются недостаточная сосредоточенность на сути разговора, субъективное восприятие отдельных фактов и аргументов, раздражительность по поводу сказанного. Чтобы избежать этого, необходимо внутренне настроиться на выступающего, приглушить свои эмоции, с тем, чтобы объективно оценить получаемую информацию и сделать на основании этого соответствующие выводы.

 

4.  Умение  владеть словом. 

 

          Руководитель, умеющий говорить с людьми  профессионально грамотно и задушевно,  обладает повышенным эффектом  личного воздействия на их  сознание. Впечатление о руководителе  во многом зависит от того, насколько доходчиво и деловито он ставит производственные задачи, терпеливо разъясняет в случае необходимости пути их решения. Людей особенно располагает уважительная манера разговора с ними, проникновенность и сердечность.

          Такие  фразы, как «простите за беспокойство»,  «будьте добры», это маленькие любезности, которые, подобно маслу, «смазывают шестерки» монотонно работающего механизма ежедневной жизни, а кроме того являются признаком хорошего воспитания. Следует никогда не упускать из виду тот факт, что «добавление» учтивости не снижает определенности просьбы или приказания, но во многом препятствует появлению у людей внутреннего сопротивления, способствует снятию их отрицательных эмоций. Таким малым усилием над собой руководитель может добиться больших результатов в общении с людьми.

          Руководитель  должен давать ясные и быстро  воспринимаемые указания, не злоупотребляя  при этом специальной терминологией,  проявляя знание научной литературы  и передового опыта.

          

 

5.  Внешний  облик и манеры делового человека.

         

          Аккуратный, со вкусом одетый, внешне подтянутый  – таков образ руководителя, доброжелательно  воспринимаемый людьми. И дело  здесь не в какой-то изысканности  вкуса, а в том, чтобы внешность  руководителя свидетельствовала  о его уважении к людям, стремлении быть для них примером во всем. А.П. Чехов, говоря о том, что в человеке должно быть все прекрасно, подчеркивал при этом и значение одежды.

          Успех  в работе зависит от компетентности  делового человека, его профессионализма, активности и многих-многих других факторов. Некоторые из них влияют на достижение желаемого результата прямо и непосредственно.

          Косвенные  факторы также влияют на успех  и внешний облик руководителя  – именно тот фактор, который  определяет эффективность деловых связей, успех в деловых контактах и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы.

          Внешний вид и манеры – это то, что окружающие его партнеры по бизнесу видят и оценивают сразу, пока еще не состоялось обсуждение предполагаемых сделок, пока еще не лежит на столе проект договора.

          Каждая  профессиональная группа людей  имеет свой не писаный кодекс  поведения, манер, внешнего вида  – государственные служащие, актеры, студенты и т.п.  Бизнесмены  имеют также определенный стиль в одежде и манерах.

          Наблюдая  заседание совета директоров, сотрудников,  можно заметить, что подавляющее  большинство присутствующих одеты  в «одном ключе».

          Общая  характеристика руководителя: Консерватизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям). Умеренность, т.е. не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и т.п. Безупречная аккуратность и опрятность, поскольку небрежность в одежде, грязная обувь, создают впечатление, что носитель такой одежды нетребователен к себе или не уважает окружающих. Возникает предположение, что он также нетребователен к себе и при исполнении договоров  также неуважителен, будет к интересам партнеров в деловой беседе.

          Западный  деловой мир отличается от российского (кроме прочего) еще и тем, что при обсуждении договоров, сделок и т.п., учитывается то, как одет партнер, каковы его манеры. Одна деталь, на взгляд некоторых, может быть, и незначительная, например несвежий носовой платок, оторванная пуговица, может негативным образом повлиять на результат переговоров.

          Руководитель  должен выглядеть:

      • уверенным в себе;
      • солидным;
      • деловым;
      • элегантным;
      • внушающим доверие;
      • не лишенным вкуса;
      • надежным;
      • порядочным;
      • аккуратным.

          В заключении следует сказать о стиле одежды. Стиль – самая неуловимая, трудно определяемая, но самая важная характеристика не только одежды, но и всего внешнего вида.  Стиль – это соответствие цвета, фактуры ткани, фасона и тому подобных деталей делового костюма характеру проводимого делового мероприятия (совещание, работа на выставке, банкет), погоде, личным особенностям человека (рост, вес, цвет глаз, волос и т.п.).  Отдельные части туалета (сорочка, костюм, плащ) должны находиться в соответствии друг с другом – по стилю, фасону, цвету и фактуре ткани.

          Служебная  обстановка выдвигает определенные  требования к внешнему облику  руководителя. В мире моды давно  сложилось определенное понятие  – «деловой костюм». Он, конечно,  учитывает последние веяния и  тенденции в моделировании одежды, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным. Осуществляя подбор костюма в широком смысле слова (т.е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:

      • единство стиля;
      • соответствие конкретной ситуации;
      • разумная минимизация цветовой гаммы (так называемое «правило трех цветов»);
      • сопоставимость цветов в цветовой гамме;
      • сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды.

 

 

  1. Кабинет руководителя.

 

          Кабинет руководителя – наглядная демонстрация его общей и управленческой культуры, так как здесь он повседневно общается с людьми. Рабочий кабинет должен быть, прежде всего, удобен, иметь все необходимое для труда руководителя. В то же время в нем должны быть условия, которые располагали бы людей к общению, создавали благоприятное впечатление об эстетическом вкусе руководителя.

          Желательно, чтобы кабинет имел три зоны: зону для личной работы и общения с людьми по службе, зону для коллегиальной работы и зону для дружеского общения. В соответствии с целевым назначением каждая зона должна иметь свое оформление и оборудование. Назовем наиболее существенные требования к оформлению названных зон.

          При  оформлении первой зоны с учетом требований эргономики должны предусматриваться: определенные высота и ширина стола, конструкция кресла, правильное освещение площади стола, рациональное расположение телефонов, наличие необходимого организационно – технического оборудования. Все это имеет значение для продуктивной работы руководителей, меньшего их утомления.

          Вторая зона должна быть оборудована с учетом требований организации совместной работы группы людей. Здесь необходимо иметь специальный стол и удобные стулья для проведения совещаний, карандаш, ручки, листы чистой бумаги. Если при проведении совещаний используется техническая аппаратура, то она должна быть соответствующим образом расставлена и предварительно проверена.

          В третьей зоне желательно иметь пару удобных кресел, журнальный стол, прохладительные напитки. Эта зона должна находиться в стороне от двух названных рабочих зон. Своим микро оформлением, она призвана предрасполагать к дружеской, неофициальной атмосфере общения.

          Кроме соответствующего оборудования названных зон, желательно, чтобы стены кабинета были окрашены в цвета, эстетически приемлемые для служебного помещения (например, голубой, бежевый), чтобы занавески на стенах не контрастировали по цвету с обоями, окраской стен, обивкой мебели. Портреты следует продуманно расположить на стенах, желательно, чтобы они не висели над головой руководителя.

          Наличие  трех зон в кабинете позволяет  руководителю соответствующим образом  использовать три психологических  приема общения. Кратко представим эти приемы.

          Первый: руководитель принимает посетителя, сидя за рабочим столом, отвечает на его приветствие и приглашает сесть перед своим рабочим столом. Этот прием используется в основном при субординационной форме общения. Здесь время продолжительности приема, его итоги определяет руководитель.

          Второй: входит посетитель, руководитель отвечает на его приветствие, выходит из – за стола и приглашает его в зону коллегиальной работы, а сам садится напротив. Это служебно-товарищеская форма общения. Она характеризуется равенством прав на обмен информацией, время встречи обусловлено заинтересованностью обеих сторон.

Информация о работе Основные аспекты культуры управления