Основные аспекты культуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях: «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами, таковы задачи должностных лиц».
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
I Психологическая характеристика служебного
поведения руководителя
1. Модель личностно – деловых качеств руководителя………………… 7
2. Личное обаяние…………………………………………………………. 11
II Основные аспекты культуры управления
1. Стиль работы руководителя…………………………………………… 22
2. Формы управленческого общения………………………….….……… 23
3. Морально – психологическая основа авторитета……………..……… 26
III Управленческое решение и его информационное
обеспечение
1. Психологическая информация. ……………………………………..… 34
2. Методы сбора психологической информации……………………..…. 37
3. Психологические требования к принятию решения……………….… 45
IV Психологические аспекты повышения
работоспособности руководителя
1. Психологические требования к труду руководителя…………...……. 53
2. Важнейшее условие поддержания высокого
морально – психологического состояния. ……………………….…… 62
Заключение………………………………………………………….………. 76

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

      

В)  Третья группа условий

          Есть  и еще один вид радости, столь  же необходимой человеку, как  и радость чувственная, - это «мышечная  радость». Известный немецкий физиолог  Раймонд Дюбуа утверждал, что  гимнастика мышц – это гимнастика нервов. Интеллектуализация  труда, распространение городского уклада жизни все больше и больше усугубляет недостаток двигательной активности. Подтверждением тому является также и широкое распространение такого физического состояния людей, как  гиподинамия.

          Из –  за дефицита времени руководители  крайне мало внимания уделяют  своей физической подготовке. Необходимо  составить свой режим дня так,  чтобы в нем было отведено  время для увеличения двигательного  ресурса организма. Физическая  подготовка руководителя – важнейший фактор его здоровья.

          Тем,  кто решил познать «мышечную  радость», можно порекомендовать  утреннюю гимнастику, бег трусцой,  ходьбу, закаливание.

          Закаливание. Данная процедура, по мнению специалистов, продлевает срок активной жизни человека в среднем на 20 – 25 %. Чем это можно объяснить? Как свидетельствует опыт научной и народной медицины, закаливание усиливает деятельность многих систем организма, повышает его устойчивость к самым различным заболеваниям – ангинам, бронхитам, радикулитам.

          Ходьба. Это – самый доступный вид физических упражнений. По мере возможности на работу и с работы весь путь или его часть лучше пройти пешком. Приучите себя (это одна из полезных привычек) после обеда выкраивать 10 минут для прогулки по свежему воздуху. Старайтесь меньше пользоваться лифтом, используйте каждую лестницу как тренажер. В целом же за день надо пройти 10 – 15 тысяч шагов.

          Бег трусцой. Бег трусцой благоприятно сказывается на функциональном состоянии организма, на увеличении работоспособности.

          В зимних  условиях необходимо пользоваться  лыжами. Занятия лыжным спортом  – прекрасная физическая и  эмоциональная разрядка. А если  совершать эти прогулки в лесу, то их положительное воздействие  возрастает. Полезным и доступным является также велосипед.

          Танцы. И.И. Павлов писал о том, что медицинские предписания должны быть направлены на то, чтобы вырвать человека из его обстановки, освободить от постоянных забот; прервать течение навязчивых мыслей и на известный срок сделать для него целью исключительное внимание к здоровью. Конечно, это наиболее возможно, когда человек находится на отдыхе.

          Как  важно уметь во время отдыха  отключиться от своих служебных  забот, наслаждаться красотой  природы, увлечься чтением художественной литературы. Лучшим отдыхом является активный отдых. Наряду с пешими прогулками, бегом трусцой, катанием на велосипеде и лыжах во время отдыха целесообразно не упустить еще одну замечательную возможность восстановления своих физических и нервных сил. В качестве таковой выступают танцы.

          Жизнь  – это движение. Движение –  основа жизни. Именно этим определяется  повышенный интерес к обеспечению  оптимальной двигательной активности  людей. Исследования подтверждают, что тот, кто систематически занимается физическими упражнениями. Дружит с физкультурой, в три раза меньше подвержен сердечно-сосудистым заболеваниям.

          Дыхание. Умеем ли мы дышать? По мнению академика К.М.Быкова, только жизнедеятельность каждой клетки, потребление ею кислорода и отдача углекислоты есть истинный барометр здоровья или болезни. Недостаточное поступление кислорода в организм ведет к кислородному голоданию сердечной мышцы, что негативно отражается на всем состоянии человека. Вот почему нужно чаще проветривать помещение, стараться регулярно бывать на свежем воздухе.

          Питание. Потребность в пище определяется возрастом, полом человека, характером работы, климатическими условиями места его жительства. Целесообразно увеличить число приемов пищи за счет уменьшения разовых порций.

          Людям,  занятым напряженной умственной  деятельностью, постоянно испытывающим  стрессовые нагрузки, с низкой  двигательной активностью, необходимо  постоянно поддерживать свой  организм витаминами. С их помощью  обеспечивается нормальная деятельность физиологических систем, их высокая устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, хорошая работоспособность.

          Разумное  питание играет важную роль  в жизни человека. С дальнейшим  улучшением материальных условий жизни, с повышением умственных нагрузок в работе, обусловленных городским образом жизни, все более актуализируется проблема правильного соотношения человеком энергетических затрат с их компенсацией посредством разумно организованного питания.

 

    1. Кабинетно – домашняя релаксация.

 

          Очень  многие люди невнимательны или  недостаточно внимательны к своему  здоровью. Ранее уже говорилось  о нервно – психических перегрузках  руководителя. Поэтому очень важно,  чтобы руководитель в процессе  рабочего дня систематически компенсировал свои психофизиологические затраты.

          Реально  ли это для каждого руководителя? Может ли он в условиях производства  заниматься микроаэробикой, т.е.  осуществлять систему оздоровительных  мер локального характера? Вполне  реально. Называется этот комплекс кабинетной релаксацией.

 Кабинетная релаксация

          Кабинетная релаксация – это определенная система мер, с помощью которых руководитель на своем рабочем месте может ослабить нервно-психическое напряжение, снять воздействие стрессов, дать возможность мозгу зарядиться новой энергией. Для кабинетной релаксации характерны простота мер, ускоренный эффект восстанавливающего воздействия морально-психологического состояния руководителя. Важными требованиями кабинетной релаксации являются ее систематичность и комплексность. При этом необходим учет индивидуальных особенностей психического склада руководителя, характера его управленческой деятельности, времени года, состояния погоды. Последнее особенно относится к «метеочувствительным» людям.

          Кабинетная  релаксация складывается из перечисленных  ниже мероприятий. 

          Распорядок рабочего дня. Первая группа мероприятий относится к правильному построению распорядка рабочего дня. У каждого человека имеются своеобразные биологические часы, определяющие его биологические ритмы жизнедеятельности. Неоднократно подтверждено, что ряд заболеваний, неправильное использование психофизических свойств человека обусловлены нарушением его биологических ритмов. Главными биологическими ритмами являются циклы бодрствования и сна. С ними тесно связаны физиологические функции и устойчивость организма к воздействиям негативных влияний.

          Работоспособность  человека во многом зависит  от того, сколько часов в сутки  он спит. Желательно спать не менее 7 – 8 ч. в сутки. Нарушения режима сна неизбежно негативно сказываются на работоспособности.

          Наиболее  работоспособен человек с 8 ч.  утра до 12 ч. и с 14 до 17 ч. дня.  Думается, было бы полезно принять  во внимание время наибольшей  предрасположенности нашего организма к активной деятельности и в соответствии с этим распределить рабочие нагрузки. Например, в часы наибольшей биологической готовности организма к работе решать сложные проблемы, проводить соответствующие совещания и т. д. В те часы суток, когда у человека падает работоспособность, делать микро паузы для отдыха, для перемены труда, заниматься релаксацией.

          Компенсация двигательной недостаточности. Вторая группа релаксационных мер относится к погашению посредством физических упражнений негативных эмоций, к восполнению физической энергии. Научные данные свидетельствуют, что правильная организация производственной гимнастики повышает производительность труда. Однако руководители редко принимают участие в производственной гимнастике.

          Известно, что основной причиной снижения  умственной работоспособности является  ухудшение кровоснабжения мозга  и утомление нервных клеток. Бороться  с этим успешно можно при  помощи физических упражнений, в  основе которых лежат разнообразные  движения головой – наклоны, повороты, кружения. Полезны также комбинированные упражнения, когда движения головой сочетаются с движением рук. Такие упражнения рекомендуется проделывать при умственной работе через каждые полтора-два часа. Улучшают кровоснабжение также имитация лыжного хода, попеременные наклоны туловища вперед – назад или в сторону; массаж головы и шеи, дыхательные упражнения.

 

  Сенсорное переключение

          К данной  группе мероприятий относится  все то, что способствует высвобождению руководителя от психического напряжения. К этой группе  можно отнести перечисленные ниже мероприятия.

          Музыкальное воздействие. Пятиминутное прослушивание музыкальных произведений, сопровождаемое физическим расслаблением тела, приложением волевых усилий, отключающих мозг от каких-то навязчивых мыслей, оказывает весьма успокоительное воздействие.

          Чтение стихов или литературных отрывков. После физического и музыкального переключения, чтобы закрепить его, полезно почитать стихи любимого поэта, поразмышлять над строками литературного произведения. Есть много книг, чтение которых воздействует на человека, возбуждая положительные эмоции.

          Цветооформление кабинета. Каждый цвет оказывает своеобразное психическое воздействие на человека. Например, красный цвет возбуждает, синий часто угнетает, а зеленый, желтый и белый наиболее благоприятно воспринимаются зрением. Руководители нередко недооценивают полезность цветового оформления своего кабинета, и тогда цвет стен, портьер выступает в качестве дополнительного раздражительного фактора. Подобное можно сказать  и о световом обеспечении. Бывает, что рабочий стол расположен таким образом, что и дневной, и электрический свет падают справа и руководитель пишет «по собственной тени».  Не всегда настольная лампа или освещение кабинета в целом соответствует научным требованиям световой адаптации.

          Успокоительные средства. В качестве одного из таковых можно назвать умывание прохладной водой, а если есть возможность – принятие душа. Подобная водная процедура, как правило, положительно действует на нервную систему. Еще раз напомним и об успокоительном эффекте дыхательной гимнастике. В определенных случаях можно принять и медикаментозные успокоительные средства.

          Все  названные меры необходимо выполнять в комплексе, с учетом индивидуальных особенностей. Перед началом кабинетной релаксации необходимо хорошо проветрить помещение, отключить на время телефон, закрыть дверь кабинета.

          Все  это делается для того, чтобы  релаксационная пауза дала хороший эффект.

          Кабинетную  релаксацию полезно осуществлять 2 – 3 раза в течение дня.

  Домашняя релаксация

          Исследования  свидетельствуют, что с профессиональной  зрелостью руководителя повышается  его ориентация на работу и  ослабляется на семейно-бытовую сферу. Это нередко ведет к тому, что некоторые руководители как бы недооценивают значение семейно-бытовой сферы для успешной управленческой деятельности. Работоспособность руководителя во многом зависит от того, насколько правильно он использует домашние условия для освобождения от назойливых мыслей, связанных с работой, для «переключения» своего интеллекта на восприятие неслужебной информации. Между тем семейно-бытовая сфера имеет свой «класс» раздражителей, которые способствуют включению в психическую деятельность руководителя новых эмоций, чувств и мыслей.

           Чтобы  оптимально использовать это,  сформулируем несколько положений.

          Невзирая  на усталость, а подчас и  раздражительность, настроить себя  при приходе домой доброжелательно по отношению к своим родным и близким. Однако далеко не всегда это бывает так, и незаметно для себя, не желая этого, руководитель усложняет морально – психологическую обстановку в семье, лишая и себя и членов своей семьи возможности полноценно выполнять такую жизненно важную человеческую функцию, как сохранение домашнего очага. Отсюда всякие негативные последствия.

          Любая  трещина в семейных отношениях  лишает человека возможности  полного послерабочего расслабления, перевода своего нервно – психического состояния с утомления на подъем эмоций и чувств, более глубокого осознания ценности своей общественной деятельности. В семье человек должен в полной мере почувствовать искренность взаимопонимания и сопереживания по поводу того, что его волнует. Социологи подчеркивают, что отношения между супругами, как и вообще семейные отношения, оказывают значительное влияние на удовлетворенность работой, на благополучие человека в целом. Поэтому нужно беречь живую ткань семейного общения.

          Наши дети. Как часто мы думаем о них как о существах, которых надо научить правильно, мыслить и чувствовать, предостеречь от болезней, накормить и одеть. Весьма редко мы относимся к ним, как к маленьким людям, общение с которыми жизненно необходимо как им, так и нам. Тот, кто нежен и ласков с ребенком, не может быть грубым и бестактным со взрослыми людьми.

Информация о работе Основные аспекты культуры управления