Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 18:13, курсовая работа
Усиление роли местного самоуправления и повышение хозяйственной самостоятельности муниципальных образований увеличивает потребность органов регионального и муниципального управлений в достоверной, комплексной и своевременной статистической информации, характеризующей социально-экономические процессы. Такая информация необходима органам местного самоуправления для выработки оптимальной стратегии развития муниципальных образований. Муниципальный аспект является неотъемлемой частью анализа социально-экономического развития субъекта Федерации
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОСНОВЕ …………………………………….……………………….…………
1.1 Значение и функции конкурентной среды предпринимательской деятельности ………………………….
1.2. Основы диагностики конкурентной среды………….....……...
1.3. Значение конкурентной среды для социально – экономического развития муниципального образования……….
1.4 Методы регулирования конкурентной среды предпринимательства ……………………………………………..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ……………………….…………………..
2.1. Диагностика конкурентной среды Еткульского муниципального района …………………………………....……..
2.2. Деятельность Собрания депутатов Еткульского муниципального района по формированию конкурентной среды …………………………………………………………........
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………………………………….
3.1. Методы регулирования конкурентной среды развития предпринимательства ..…………..............................................
3.2. Рекомендации по повышению конкурентоспособности Еткульского муниципального образования……….……........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
4 |
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОСНОВЕ …………………………………….……………………….………… |
8 |
1.1 Значение и функции конкурентной среды предпринимательской деятельности …………………………. |
8 |
1.2. Основы диагностики конкурентной среды………….....……... |
14 |
1.3. Значение конкурентной среды для социально – экономического развития муниципального образования………. |
22 |
1.4 Методы регулирования конкурентной среды предпринимательства …………………………………………….. |
27 |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ……………………….………………….. |
32 |
2.1. Диагностика конкурентной среды Еткульского муниципального района …………………………………....…….. |
32 |
2.2. Деятельность Собрания депутатов Еткульского муниципального района по формированию конкурентной среды …………………………………………………………........ |
42 |
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ………………………………………………………………. |
54 |
3.1. Методы регулирования конкурентной среды
развития предпринимательства ..…………........................ |
54 |
3.2. Рекомендации по повышению конкурентоспособности Еткульского муниципального образования……….……........ |
56 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
71 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… |
74 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
78 |
Усиление роли местного самоуправления и повышение хозяйственной самостоятельности муниципальных образований увеличивает потребность органов регионального и муниципального управлений в достоверной, комплексной и своевременной статистической информации, характеризующей социально-экономические процессы. Такая информация необходима органам местного самоуправления для выработки оптимальной стратегии развития муниципальных образований. Муниципальный аспект является неотъемлемой частью анализа социально-экономического развития субъекта Федерации.
Социально-экономическое положение районов области требует самостоятельного, детального и глубокого исследования. На территории районов, занимающих девяносто процентов площади Челябинской области, проживает пятая часть областного населения, но только десятая часть продукции основных отраслей экономики области приходится на районы.
Отличия в структуре производственной сферы и эффективности производства, нерациональное использование природно-ресурсного потенциала территорий, низкий уровень развития социальной сферы в сельской местности и низкий уровень жизни населения районов свидетельствуют о том, что именно там находятся очаги социально-экономической напряженности [10, с. 42].
Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства следует понимать также как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя. Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.
Российская экономика перестала быть закрытой и постепенно неумолимо становится частью мировой экономики, которая, в свою очередь, характеризуется все более ускоряющимися темпами глобализации и интернационализации.
Среди всего комплекса проблем, в совокупности характеризующих облик современной российской экономической системы, существенное место занимает решение задач формирования и утверждения предпринимательства и предпринимательской среды, создание условий свободной конкуренции и конкурентной среды.
Это весьма сложные и многоплановые вопросы, без выяснения которых невозможно правильно понять суть происходящих в России социальных, политических, экономических и иных процессов [23, с. 112].
Формирующаяся в стране рыночная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, которое остается одним из ключевых субъектов экономических отношений и выступает в качестве коллективного предпринимателя, что в значительной мере определяет масштабы и лицо национальной экономики. Более того, общепризнанным является тот факт, что в формировании рыночной экономики и предпринимательства в России ключевую роль сыграло именно государство.
В связи с этим на первый план выходит необходимость комплексного изучения основных направлений, тенденций и особенностей формирования российского предпринимательства, его сущностных характеристик, форм и типов, а также основных признаков и аспектов его функционирования и деятельности в условиях рыночной экономики с такими базовыми ее принципами, как свободная конкуренция и конкурентная среда, обеспечивающие эффективность и прибыльность производства национальными корпорациями товаров и услуг [13, с. 84].
Объектом исследования данной работы является Еткульское муниципальное образование Челябинской области.
Предметом исследования выступают основные направления развития конкурентоспособности Еткульского муниципального образования.
Цель работы - проанализировать место, роль и значение для рыночной экономики предпринимательства и свободной конкуренции, особенности формирования и институционализации этих феноменов и роль государства в этом процессе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Свой вклад в развитие теории прав и свобод предпринимателей внесли такие отечественные ученые, как Н.Кондратьев, А. Чаянов, П. Сорокин, А. Богданов. Экономические права граждан изучены Г.Н.Андреевой, М.В.Баглаем, Г.А. Гаджиевым.
Существенный вклад в изучение проблемы обеспечения экономических прав, экономической функции государства внесли В.В. Лебедев, Е.А.Лукашева, Н.С. Малеин.
Механизм защиты экономических прав, вопросы экономической безопасности хозяйственной и предпринимательской деятельности рассмотрены в трудах В.В. Витрянского, С.Э. Жилинского, В.П. Грибанова. Ч.Н. Азимова, А.В. Иванова, К.К. Лебедева, Ю.А.Тихомирова и др.
Методологической основой настоящего исследования стали: системный подход к анализу процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации; формально-юридический метод, использованный при изучении нормативной правовой базы, регулирующей различные аспекты предпринимательской деятельности; а также сравнительно-правовой метод, примененный при обобщении международного опыта формирования и развития законодательства в области малого предпринимательства, государственной поддержки малого бизнеса.
Практическая новизна работы: конкурентоспособность муниципального образования – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной территории от развития других муниципальных образований по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность муниципального образования характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Данная работа раскрывает возможности конкурентных преимуществ продукции и услуг, реализуемых в Еткульском муниципальном образовании.
При написании выпускной квалификационной работы использована научная и методическая литература, отражающая особенности конкурентоспособности, ее составляющих; периодическая литература, а также внутренние показатели фирмы.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что она может служить практическим пособием руководителям муниципальных образований, а также послужить базой для дальнейшей разработки и исследования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и аналитической частей (первая и вторая главы), третьей (рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности муниципального образования), заключения и списка литературы.
Конкуренция – фактор, определяющий условия функционирования того или иного рынка - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Различают ценовую конкуренцию, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.
По степени развития конкуренции выделяется следующие основные типы рынка:
Модель рынка совершенной конкуренции основана на следующих условиях:
При совершенной конкуренции субъекты ранка не в состоянии оказывать влияние на цены, если действуют не в согласии друг с другом. Отсутствие барьеров или свобода входить на рынок и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции. Совершенная информация, у фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка [11, с. 118].
Совершенная конкуренция не лишена и ряда недостатков:
- малые предприятия, типичные для этого рынка, оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику, так как экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам.
- рынок совершенной конкуренции
не стимулирует научно-
Подавляющее большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции, предпосылками которой являются:
- значительная доля рынка у отдельных производителей;
- наличие барьеров
- неоднородность рыночных
- неадекватность рыночной
Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы.
Важнейший показатель конкурентоспособности экономического объекта любого уровня – это наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.
В условиях постоянно меняющегося состояния маркетинговой среды предпринимательские структуры оказываются в сфере конкуренции, которая может быть функциональной, видовой и маркетинговой. Конкуренция рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как "невидимая рука" рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала.
Функциональная конкуренция возникает вследствие того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами и является базовым уровнем изучения конкуренции в маркетинге.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по возможности двигателями [12, с. 60].
Конкуренция один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизма регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между двумя, более или менее четко обозначенными соперниками по бизнесу.
Конкуренция выступает также инструментом в устранении и предотвращении монополий. Для маркетолога важно видеть в конкуренции процесс соперничества между субъектами рынка (юридическими или физическими), которые осуществляют предпринимательскую деятельность и заинтересованы в достижении аналогичных целей. В маркетинге такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но, чтобы выиграть в конкурентной борьбе нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке.