Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 18:13, курсовая работа
Усиление роли местного самоуправления и повышение хозяйственной самостоятельности муниципальных образований увеличивает потребность органов регионального и муниципального управлений в достоверной, комплексной и своевременной статистической информации, характеризующей социально-экономические процессы. Такая информация необходима органам местного самоуправления для выработки оптимальной стратегии развития муниципальных образований. Муниципальный аспект является неотъемлемой частью анализа социально-экономического развития субъекта Федерации
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОСНОВЕ …………………………………….……………………….…………
1.1 Значение и функции конкурентной среды предпринимательской деятельности ………………………….
1.2. Основы диагностики конкурентной среды………….....……...
1.3. Значение конкурентной среды для социально – экономического развития муниципального образования……….
1.4 Методы регулирования конкурентной среды предпринимательства ……………………………………………..
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ……………………….…………………..
2.1. Диагностика конкурентной среды Еткульского муниципального района …………………………………....……..
2.2. Деятельность Собрания депутатов Еткульского муниципального района по формированию конкурентной среды …………………………………………………………........
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………………………………….
3.1. Методы регулирования конкурентной среды развития предпринимательства ..…………..............................................
3.2. Рекомендации по повышению конкурентоспособности Еткульского муниципального образования……….……........
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
При разработке конкурентной стратегии используют различные модели, которые были предложены американскими учеными И. Анзоффом (матрица «продукт-рынок»), М. Портером (модель Портера), американской консультационной фирмой «Бостон консалнинг гроуп» (Портфолио-модель), а также специалистами фирм «Дженерал Электрик компании» и «Маккинзи» (модель «Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции»), как развитие «Портфолио-модели» [10, с. 44].
Применение моделей зависит от конкретной ситуации, сложившейся в условиях рыночной среды.
В условиях растущего рынка для разработки стратегий используется модель Анзоффа, дающая рекомендации по поиску новой стратегии поведения на рынке с учетом мероприятий маркетинга по обработке и развитию имеющегося рынка, и мероприятий по развитию и диверсификации нового рынка. Выбор той или иной стратегии зависит от ресурсов фирмы и готовности нести риск. Простота использования и наглядность моделирования сложной реальности определяют достоинства этой модели. Тогда как исходный принцип ориентации на рост и ограниченность, рассматриваемых характеристик (продукт-рынок) делают ее мало пригодной в других условиях жизненного цикла функционирования рыночной экономики.
В моделях портфельного анализа, фирма рассматривается как совокупность так называемых стратегических производственных единиц (СПЕ). Эти модели несмотря на свои недостатки являются наиболее часто применяемыми инструментами стратегического планирования деятельности на рынке. Наибольшее практическое применение получили модели "рост рынка - доля рынка" и "привлекательность рынка - преимущества конкуренции". Концепции обеих моделей определяют стратегическое положение СПЕ с помощью двух мерной матрицы, которая образуется характеристиками - доля рынка и рост рынка. По позиции в матрице различают четыре типа СПЕ, которые приято называть: «знак вопроса», «звезды», «дойные коровы» и «бедная собачка». Для каждого типа СПЕ имеется маркетинговая стратегия. Так для трудного ребенка или вопросительного знака рекомендуется интенсификация маркетинговых усилий или уход с рынка. Маркетинговая стратегия СПЕ типа «звезда» включает интенсификацию маркетинговых усилий для поддержания или увеличения доли на рынке. По мере замедления развития отрасли «звезда» превращается в «дойную корову». В условиях медленного роста отрасли «дойная корова» занимает лидирующее положение. Маркетинговая стратегия ориентируется на «напоминающую рекламу», периодические скидки к ценам, стимулирование повторных покупок, на использование прибыли для помощи растущим СПЕ, для поддержания существующего положения. СПЕ типа «бедная собачка», характеризуется ограниченным объемом сбыта, отставанием от конкурентов, большими издержками и незначительными возможностями роста. Маркетинговая стратегия для «бедной собачки» - ориентация на уменьшение усилий, попытка выйти на специализированный рынок или ликвидация [9, с. 92].
Модель «Маккинзи»: «Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции» представляет собой развитие предыдущей модели. Матрица этой модели включает девять позиций фирмы в зависимости от уровня привлекательности рынка и преимущества на рынке по отношению к конкурентам. Наиболее характерные положения стратегий находятся по углам матрицы. Ж.Ж.Ламберн предложил многокритериальную матрицу для интерпретации стратегических позиций в условиях динамики привлекательности и конкурентоспособности рынка.
В зоне С рекомендуется стратегия агрессивного роста, в зоне А - стратегия продолжения деятельности без инвестиций (деинвестирование), в зоне В - стратегия селективного роста, в зоне Д - стратегия низкой активности. Промежуточные зоны дают характеристику менее четким стратегиям, которые могут иметь место на рынке.
Индикаторами привлекательности и конкурентоспособности рынка могут выступать различные критерии, а не только относительная доля рынка и темпы роста рынка. Выбор индикаторов тонкий процесс, требующий не только знаний, но и опыта маркетинговой деятельности и требует соблюдения следующих условий:
- при оценке
- при сравнении индикаторов
следует приводить их к
- оценки конкурентоспособности должны отражать не только текущий, но и ожидаемый уровень индикаторов;
- анализ должен заканчиваться
итоговой оценкой
М. Портер предложил концепцию учета пяти конкурирующих сил рынка. Эта концепция соперничества исходит из того, что способность фирмы реализовать свое конкурентное преимущество на базовом рынке зависит не только от уровня прямой конкуренции, но также от роли конкурентных сил. Проявление конкурентных сил определяется действиями потенциальных конкурентов на этом рынке, появлением или наличием продуктов-заменителей, потребителями, поставщиками и действиями конкурентов внутри отрасли. Именно взаимодействие пяти сил, по М. Портеру, определяет потенциал рентабельности товарного рынка. Однако степень проникновения в отрасль, на рынок кроме этих сил зависит еще и от политики в области регулирования конкуренции, которую проводит государство. Поэтому при анализе конкурентной среды целесообразно учитывать влияние на нее шести сил, включая в их состав и силу государственной политики в области регулирования конкуренции. Примером организации такой политики является создание в 1991 г. антимонопольного комитета РФ, который призван осуществлять государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, мероприятия по ограничению монополистической деятельности в стране.
Исследования Портера показали, что:
В соответствии со стартовыми позициями фирмы может быть использована одна из следующих конкурентных стратегий: снижения себестоимости продукции, дифференциации продукции, сегментирования рынка, внедрения новшеств, ориентации на потребность рынка.
Содержание этих стратегий, их достоинства, границы применения и недостатки достаточно полно изложены в имеющейся литературе.
Методологической основой анализа конкурентной ситуации является идея рыночной доли, которая рассматривается как часть ресурсов, обращающихся на рынке. Размер доли определяет возможность влияния компании на рынок и на конкурентов. Чем выше доля, тем шире доступ к ресурсам, тем выгоднее их размещение и выше степень свободы в деятельности фирмы. В зависимости от величины рыночной доли фирма может быть на рынке лидером или аутсайдером, иметь сильную или слабую конкурентную позицию. Для анализа состояния конкуренции могут использоваться и другие показатели. Например, динамика рынка, динамика рыночной доли фирмы..
Становление и развитие предпринимательства в России обуславливает повышенный интерес к новым теориям и направлениям развития маркетинговой деятельности [9, с. 62].
Конкуренция – фактор, определяющий условия функционирования того или иного рынка - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства.
Конкурентное преимущество предприятия - какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами.
Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции.
Совокупность конкурентных преимуществ (от 1 до n) позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, предприятия или товара) и в конечном итоге обеспечить связь понятий "конкурентные преимущества предприятия" или "конкурентные преимущества товара" с понятиями "конкурентоспособность предприятия" или "конкурентоспособность товара".
В экономической литературе существует также понятие эффективной конкуренции. Чтобы быть эффективной, конкурентная система должна быть открытой и свободной, а ее участники сравнимы. Как известно нерегулируемая монополия менее привлекательна с точки зрения общества, чем любая из форм конкуренции, имея в виду ее последствия. Поэтому цели антимонопольной деятельности в странах рыночной экономики состоят не столько в борьбе с монополией, сколько в поддержании эффективной конкуренции для стимулирования экономической эффективности национальной экономик.
Способность экономической системы, состоящей из отдельных элементов (предприятий, хозяйствующих субъектов), адаптироваться к сигналам спроса называется реактивностью рыночной системы на изменение спроса.
Маркетинговый учет изменений спроса связан для хозяйствующих субъектов с перестройкой производства, массой других проблем. Предприятие само по себе консервативно [11, с. 72].
Адаптироваться его заставляет рынок, спрос и конкуренция в лице службы маркетинга. Без этих сил для каждого взятого предприятия в отдельности можно допустить вероятность реакции достаточно низкую.
Конкурентоспособность многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.
Концепция конкурентоспособности до сих пор выглядит весьма неточно определенной. В настоящее время особый интерес представляет конкурентоспособность муниципальных образований. Ее можно определить как способность территории производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям зарубежных рынков, одновременно поддерживая высокий и стабильный уровень доходов своего населения. В широком определении региональная конкурентоспособность это возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения.
В целом, такое понимание конкурентоспособности применимо к любой территории: субъекту Федерации, всей стране или отдельному муниципальному образованию.
Важную роль в определении конкурентоспособности территории в настоящее время играют следующие условия:
- определение роста
- «пространственное измерение»
конкурентоспособности, т. е. признание
значения пространственных
- признание роли органов
Названные условия являются крайне важными методическими обстоятельствами, так как концептуально связывают понятие конкурентоспособности территории и систему управления градостроительным развитием территории.
Поскольку конкурентоспособность региона тесно связана с конкурентоспособностью муниципального образования, представляется необходимым определить механизм и инструменты управления развитием муниципального образования с целью повышения конкурентоспособности соответствующей территории.
Общий механизм повышения конкурентоспособности связан с понятием «производственная функция». Одним из важнейших аспектов управления конкурентоспособностью территории является управление социально-экономическим развитием территории через планирование изменения пространства, или планирование градостроительного развития территории.
Под градостроительным развитием территории понимается ее пространственное развитие, обеспечиваемое градостроительной деятельностью через реализацию решений документов градостроительного проектирования и представляющее собой такое изменение пространственной организации территории, которое обеспечивает рост качества жизни населения.
Градостроительная деятельность это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Конкурентоспособность может рассматриваться не только с точки зрения соперничества, но и с точки зрения сотрудничества с другими муниципальными образованиями [13, с. 412].
Наличие у административного центра новой технологии, продукции, идеи, в получении которых могут быть заинтересованы другие регионы, является свидетельством его конкурентоспособности.
Основные задачи государственного регулирования экономического развития муниципальных образований в условиях конкуренции выглядят следующим образом.
Первая задача. Ее можно обозначить как пересмотр целей и изменение предпосылок экономического развития. Если раньше местные руководители считали экономическое развитие подведомственных им территорий функцией местного правительства, которую может "осуществлять" какое-либо из его агентств, то в последнее время они рассматривают экономическое развитие не только как процесс, генерируемый в частном секторе. Недостаточно просто привлекать на свою территорию любые частные фирмы в целях создания рабочих мест. Важно, чтобы эти рабочие места были высокооплачиваемыми и требовали высокой квалификации, содействовали повышению уровня и качества жизни населения данной территории.