Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 06:27, лекция
В административно-правовой учебной литературе традиционно рассматриваются два универсальных метода управляющего воздействия в системе государственного управления: убеждение и принуждение. На практике эти методы имеют множество различных проявлений. К убеждению как методу воздействия на людей прибегают в процессе принятия разъяснительных, воспитательных, поощрительных и других мер морального значения. Поощрение, например, способствует обеспечению законности и дисциплины как в системе государственного управления, так и во взаимоотношениях исполнительной власти с гражданами, юридическими лицами, различными субъектами правовых отношений.
· · рабочие-сдельщики (с учетом закрепленных зон и трудоемкости работы, норм численности персонала, трудоемкости нормированных заданий, фонда рабочего времени);
· · ученики (с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения);
· · обслуживающий персонал (ориентируясь на типовые нормы и штатное расписание);
· · руководящий персонал (определяется исходя из норм управляемости).
Дополнительная потре6ность в кадрах ДП – это различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода
При расчете дополнительной потребности учитываются:
· · развитие предприятия (научно обоснованное определение прироста должностей в связи с увеличением производства) Апл и Аб где Апл и Аб - общая потребность в специалистах в планируемый и базовый периоды;
· · частичная замена практиков, временно занимающих должности специалистов
· · возмещение естественного выбытия работников, занимающих должности специалистов и руководителей (оценка демографических показателей кадрового состава, учет смертности);
· · вакантные должности, исходя из утвержденных штатов, ожидаемого выбытия работников.
Долговременная потребность в специалистах. Этот расчет осуществляется при глубине планирования на период более трех лет.
При определении потребности в специалистах на перспективу и отсутствии детальных планов развития отрасли и производства применяют метод расчета исходя из коэффициента насыщенности специалистами, который исчисляется отношением числа специалистов к объему производства.
4.8. Анализ деятельности. Должностные инструкции
4.8.1. Цели и стадии анализа деятельности.
Анализ деятельности должен дать ответы на следующие вопросы:
· · сколько времени необходимо работнику для выполнения основных производственных операций;
· · какие производственные операции можно сгруппировать в более общее понятие рабочего места;
· · как организовать рабочее место таким образом, чтобы увеличить производительность труда;
· · какой режим работы оптимален для данного рабочего места;
· · какими характеристиками (особенностями) должен обладать работник для выполнения данной производственной операции;
· · как может использоваться информация, полученная в результате анализа рабочего места, для создания программы управления персоналом.
Можно выделить следующие стадии анализа и конструирования (рационализации) рабочего места (рис. 3).
Шаг 1. Анализ структуры организации и места каждого рабочего процесса в нем
Шаг 2. Определение целей анализа РМ, как будет использоваться информация о нем
Шаг 3. Отбор типичных РМ
Шаг 4. Выбор метода РМ и его использование с целью отбора необходимых данных
Шаг 5. Описание РМ
Шаг 6. Создание спецификации РМ
Шаг 7 (а) Использование информации для проектирования РМ
Шаг 7 (б). Использование информации для формирования критериев оценки кандидатов на работу в должности
Шаг 8. Оценка и внедрение проекта модифицированного РМ
Рис. 3. Стадии анализа и конструирования рабочего места (РМ)
Результаты анализа рабочих мест быть использованы в ходе реализации следующих кадровых программ:
Наименование программы
Содержание информации и цели ее использования
1
2
Описание рабочего места
Изложение сути рабочего процесса, обязанностей работника и степень его ответственности, сведения об условиях работы
Специфика рабочего процесса
Личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать исполнитель
Создание проекта рабочего места
Оптимальное сочетание элементов, обязанностей и задач, связанных с данной рабочей должностью
Подбор сотрудников
Используемые при проектировании процедур подбора и оценки кандидатов на должность личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать исполнитель
Оценка результативного труда
Плановая и фактическая производительность, используемая для расчета "приемлемого" (этичного) уровня производительности труда для РМ
Подготовка кадров и совершенствование квалификации
Описание производственных задач и функций, перечень профессионально значимых качеств и навыков для создания эффективных программ подготовки
Планирование карьеры и продвижения по службе
Данные о взаимозависимости и последовательности производственных процессов для создания оптимальных программ продвижения и ротации
Оплата труда
Данные об условиях труда, уровне производительности с целью получения базы для сопоставления, адекватной оценки и эффективного стимулирования
Безопасность труда
Информация о безопасных нормативах работы, расположения оборудования, взаимодействия работников с целью создания инструкций по технике безопасности, оценки и поощрения за их выполнение.
4.8.2. Типовая структура
Профессиографический анализ – анализ работы исполнителя, выделение основных задач, результатов, процессов, схем взаимодействия, максимально полно описывающих деятельность.
Процедура профессиографического анализа деятельности, как правило, начинается с ознакомления с целями, структурой и схемой информационных сетей<1'> организации. Затем осуществляется сбор информации о содержании описываемой деятельности с точки зрения, как исполнителей, так и их руководителей. В качестве метода, как правило, используется структурированное интервью с исполнителем и его непосредственным руководителем. Важно по итогам сбора первичной информации произвести схематизации анализируемой деятельности и экспертизу полученных результатов.
Профессиограмма – документ, представляющий описание деятельности и ее места в организации.
1. Описательные характеристики деятельности.
Параметрическое описание (целостное):
· · название организации,
· · статус организации,
· · структура организации,
· · цели и задачи организации,
· · основные виды деятельности, осуществляемые работниками организации,
· · принципы и нормы, принятые в организации.
Морфологическое описание (по элементам):
· · применяемые средства труда,
· · рабочее место,
· · основные элементы деятельности (действия, операции),
· · ожидаемый результат и требования, предъявляемые к нему.
Функциональное описание:
· · последовательность операций, действий, "технология" деятельности,
· · режим труда и отдыха,
· · способы взаимодействия и коммуникативные сети.
2. Количественная оценка
· · выделенные задания, их описание,
· · количество экспертов и их оценки по различным шкалам.
3. Психограмма:
· · требования, предъявляемые деятельностью к исполнителю;
· · профессионально важные качества исполнителя.
Пример.
Профессиографический анализ рабочего места менеджера по персоналу.
Наименование должности – менеджер по вопросам управления персоналом, производительностью труда.
Общее описание рабочего процесса. Менеджер выполняет ответственную административную работу по управлению деятельностью персонала организации Х. Он несет ответственность за планирование и управление кадровыми программами, которые включают прием на работу, конкурсные собеседования, оценку работников и назначение их на должности, выдвижение и перевод на должности, составление рекомендаций по изменению статуса работников организации, а также создание системы распределения информации среди работников. Менеджер работает под общим контролем линейного руководства, при этом он может проявлять инициативу и иметь независимое мнение по выполнению возложенных на него задач.
Действия, присущие рабочему процессу менеджера:
· · участвует в общем планировании и принятии решений по созданию единой и эффективной службы персонала.
· · Разъясняет политику, проводимую организацией, на разных ее уровнях путем распространения бюллетеней, организации собраний и личные контакты.
· · Проводит собеседования с кандидатами на должности, оценивает их квалификацию и соответствие заявкам.
· · Совещается с начальниками по вопросам, связанным с его деятельностью, включая проблемы назначения на должность; зачисляет на должности работников, прошедших испытательный срок; перемещает по должности и увольняет постоянных работников.
· · Организует тестирование работников.
· · Разрабатывает системы обучения персоналом.
· · Разрабатывает систему оценки деятельности и обучает менеджеров методам оценки деятельности подчиненных.
· · Ведет кадровую документацию.
· · Выполняет другие обязанности, связанные с его деятельностью.
4.8.3. Специфика рабочего места менеджера
В качестве примера приведем спецификацию рабочего процесса менеджера по управлению персоналом:
· · подготовка и опыт работы. Должен обладать большим опытом по данной профессии. Рабочий стаж - минимум шесть лет.
· · Образование. Четырехгодичный колледж или университет, специализирующийся на работе с персоналом, управлении делами или промышленной психологии.
· · Знания, навыки и способности. Должен обладать знаниями по теории и практике управления персоналом, включая отбор, назначение на должности и оценку работников.
· · Степень ответственности. Руководит отделом, состоящим из трех сотрудников, специализирующихся по управлению персоналом.
ЛЕКЦИЯ 5. НАБОР ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЮ
5.1. Принятие решения кандидатом
и задачи менеджера по
Кто занимается набором персонала
5.2. Источники привлечения
5.3. Альтернативы найму
5.4. Затраты на привлечение персонала
5.5. Проблемы и этапы оценки персонала
5.6. Методы оценки
5.7. Конкурсный набор персонала на работу
5.7.1.Этапы конкурса
5.7.2. Способы формирования
5.8. Адаптация персонала
Цель набора персонала состоит в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом в, том числе и будущих организационных и кадровых изменений, увольнений, перемещений, уходов на пенсию, окончаний сроков контрактов, изменений направлений и характера производственной деятельности.
Осуществляя набор, служба персонала, должна исходить из определения оптимальной численности персонала. Не должно быть как недостатка в работниках, последствиями которого могут быть срывы производственных программ, производственный травматизм, конфликтные ситуации в коллективе, так и избытка, который может повлечь увеличение денежных затрат по фонду заработной платы, снижение заинтересованности в качественном и высококвалифицированном труде, отток квалифицированных работников.
Задача службы персонала состоит в осуществлении контроля за соответствием кадрового состава организации стоящим перед ней производственным задачам.
Обладая информацией о стратегии организации, и ее структуре, основных направлениях деятельности и приемлемой организационной культуре, служба персонала может начать поиск и отбор необходимых работников. Различают внутренние и внешние источники комплектования организации кадрами.
На процесс набора кандидатов влияют факторы внешней и внутренней среды.
Факторы внешней среды:
законодательные ограничения;
ситуация на рынке рабочей силы
· состав рабочей силы на рынке и месторасположения организации.
Факторы внутренней среды:
· кадровая политика – принципы работы с персоналом, стратегические кадровые программы, например, принцип должностного продвижения работников, уже занятых в производстве, принцип пожизненного найма
· образ организации – насколько она считается привлекательной как место работы (привлекательны более крупные фирмы, фирмы, известные своей продукцией кандидату).
5.1. Принятие решения кандидатом
и задачи менеджера по
Выбор кандидатом той или иной организации связан с его собственными целями, планами и особенностями, а также с актуальной ситуацией. Для менеджера по персоналу представление о том, как человек ищет работу, может помочь организовать наиболее эффективный процесс привлечения кандидата:
Действия потенциального Кандидата Задачи менеджера по персоналу
Шаг 1. Определение конечной цели служебного продвижения и последовательность рабочих мест на пути к этой цели.
Что позволяет рассматривать предлагаемые места в организации с точки зрения варианта окончательного или промежуточного рабочего места.
Анализ рынка рабочей силы и выделение возможных сегментов, представители которых, с его точки зрения, могут стремиться к целям, адекватным корпоративной культуре организации и конкретному рабочему месту (на определенном этапе карьеры). Попытка реконструировать те цели, к которым должен стремиться человек, которого вы ищите.
Информация о работе Основные подходы к управлению персоналом