Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 11:09, курсовая работа
Основные средства очень важны на предприятии, так как оказывают воздействие на эффективность самого производства, качество работы и результаты всей финансово-экономической деятельности предприятия.
Эффективность предприятия прямо пропорциональна его обеспеченности основными фондами. И если мы хотим улучшать нашу производительность, то в первую очередь должны обращать внимание на загруженность основных фондов, на их модернизацию и на остальные влияющие факторы.
Амортизация не начисляется (п.7 ПБУ 6/01):
Способы начисления амортизации.
Согласно п. 18 ПБУ 6/01 начисление амортизации для объектов основных средств производится одним из следующих способов:
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Ежемесячное начисление амортизации в бухгалтерском учете отражается проводкой:
Дебет счета 20 «Основное производство» (23, 25, 26,44) Кредит счета 02 «Амортизация основных средств».
При линейном способе начисления амортизации согласно п.19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка согласно п.19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта, и коэффициента не выше 3, установленного организацией. В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
При начислении амортизации по сумме чисел лет срока полезного использования согласно п.19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств (п.19 ПБУ).
Учет затрат на проведение ремонтных работ (ремонт подрядным способом).
Ремонт подрядным способом осуществляется специализированными сторонними организациями.
Ремонтные работы обычно осуществляются с использованием материалов подрядчика – иждивением подрядчика, в соответствии со ст. 704 ГК РФ. В этом случае подрядчик приобретаем материалы по договорам купли-продажи (договорам поставки) в обычном порядке. Но на практике также нередки случаи, когда работы выполняются подрядчиком из давальческого материала заказчика. Этот способ предусмотрен ст. 713 ГК РФ. В этом случае, в соответствии с ГК РФ, подрядчик обязан после окончания работ представить заказчику отчет о расходовании полученных материалов. В случае если после выполнения работ имеется неизрасходованный остаток полученных материалов, подрядчик обязан возвратить его заказчику либо с согласия заказчика уменьшить цену работы на стоимость оставшегося неиспользованного материала.
Рассмотрим порядок отражения в учете финансово-хозяйственных операций по ремонту основных средств подрядным способом на примере (из материалов заказчика).
Пример 6. Для производимого ремонта автомобиля были приобретены материалы (запасные части) на сумму 4 130 руб., в том числе НДС – 630 руб. Ремонт произведен силами привлеченной организации – подрядчика (службой автосервиса), которая свои услуги оценила в 9 440 руб., в том числе НДС – 1 440 руб. Фактически были израсходованы материалы на сумму 3000 руб.
Операции по ремонту в бухгалтерском учете будут отражены проводками:
Дебет счета 10 Кредит счета 60 3500 руб. – оприходованы материалы на склад организации;
Дебет счета 19 Кредит счета 60 630 руб. – учтена сумма НДС, относящаяся к стоимости материалов;
Дебет счета 68 Кредит счета 19 630 руб. – принята к зачету сумма НДС по приобретенным материалам;
Дебет счета 60 Кредит счета 51 4 130 руб. – оплачены материалы поставщикам;
Дебет счета 10 (субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону») Кредит счета 10 3500 руб. – материалы переданы подрядчику;
Дебет счета 23 (20 и т.п.) Кредит счета 60 8 000 руб. – отражена сумма предъявленных услуг по произведенному ремонту без стоимости материалов;
Дебет счета 19 Кредит счета 60 1 440 руб. – отражен НДС по произведенному ремонту;
Дебет счета 68 Кредит счета 19 1 440 руб. – принята к вычету сумма НДС по произведенному ремонту.
Дебет счета 23 (20 и т.п.) Кредит счета 10 (субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону») 3 000 руб. – отражена стоимость материалов, израсходованных подрядчиком для производства ремонтных работ на основании соответствующих актов подрядчика;
Дебет счета 10 Кредит счета 10 (субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону») 500 руб. – отражена стоимость возвращенного неизрасходованного остатка материалов;
Дебет счета 60 Кредит счета 51 9 440 руб. – оплачена подрядчику стоимость услуг по произведенному ремонту.
Выбытие основных средств.
В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 выбытие основных средств имеет место в случаях:
Продажа основного средства.
Реализация основных средств осуществляется, как правило, по договору купли-продажи.
Согласно п.1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии со ст. 424 ГК РФ цена, по которой продается основное средство, устанавливается соглашением сторон.
Пример 7. ООО «Альфа» продает принадлежащий ему объект основных средств. Продажная цена объекта по условиям договора составила 295 000 руб., в том числе НДС – 45 000 руб. При этом первоначальная стоимость объекта составила 600 000 руб., сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета – 318 750 руб.
При реализации объекта основных средств следует сделать следующие записи:
Дебет счета 62 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы») 295 000 руб. – начислена выручка от реализации объекта основных средств;
Дебет счета 91 Кредит счета 68 45 000 руб. – отражен НДС по проданному основному средству;
Дебет счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») Кредит счета 01 600 000 руб. – списана первоначальная стоимость проданного объекта основных средств;
Дебет счета 02 Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») 318 750 руб. – списана амортизация по проданному объекту основных средств;
Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») 281 250 руб. – списана остаточная стоимость проданного основного средства;
Дебет счета 99 Кредит счета 91 (субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов») 31 250 руб. – выявлен финансовый результат от реализации основного средства.
Списание (ликвидация) объекта основных средств вследствие морального или физического износа.
Списание основного средства в случае его физического износа производится чаще всего при истечении срока полезного использования объекта из-за невозможности его дальнейшего использования для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) либо для управленческих нужд организации.
При моральном износе объекта основных средств затраты на его эксплуатацию в процессе производства становятся экономически невыгодными. Следовательно, расходы на списание устаревшего объекта основных средств будут менее убыточны, чем его дальнейшее использование для производственных либо управленческих нужд.
Пример 8. Организация принимает решение о ликвидации объекта основных средств по причине его физического и морального износа и непригодности к его дальнейшей эксплуатации. При этом первоначальная стоимость объекта составила 600 000 руб., амортизация по данным бухгалтерского учета и налогового учета начислена полностью, то есть в размере 600 000 руб. При ликвидации объекта приходуются материалы, пригодные к дальнейшему использованию, стоимость которых установлена в размере 3 000 руб.
При ликвидации объекта основных средств в регистрах бухгалтерского учета следует отразить следующие проводки:
Дебет счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») Кредит счета 01 600 000 руб. – списана первоначальная стоимость выбывшего объекта основных средств;
Дебет счета 02 Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») 600 000 руб. – списана амортизация по выбывшему объекту основных средств;
Дебет счета 10 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы») 3000 руб. – оприходованы материалы, полученные при ликвидации объекта основных средств.
Ликвидация (выбытие) объекта в связи с его хищением
При выявлении факта хищения, недостачи имущества либо его утери при чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями, согласно п. 27 Положения о бухгалтерском учете, в организации должна быть проведена внеплановая инвентаризация имущества.
На основании составленных при инвентаризации документов выявляется недостача средства в связи с его хищением.
Пример 9. У организации был похищен автомобиль первоначальной стоимостью 150 000 руб. После подачи заявления в милицию о хищении автомобиля было получено решение о возбуждении уголовного дела. В сентябре из милиции пришло сообщение о приостановлении предварительного следствия в связи с тем, что виновники хищения не найдены.
В таком случае должны быть сделаны следующие проводки:
Дебет счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») Кредит счета 01 150 000 руб. – списана первоначальная стоимость похищенного объекта основных средств;
Дебет счета 02 Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») 88 800 руб. – списана амортизация по похищенному объекту основных средств;
Дебет счета 94 Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») 61 200 руб. – похищенное основное средство по остаточной стоимости снято с учета как основное средство.
2.3 Выводы
Материальную базу предприятия образуют средства труда и предметы труда, которые объединяются в средства производства. Средства труда учитываются в форме основных фондов. Основные фонды в стоимостном выражении представляют собой основные средства, учитываемые в системе бухгалтерской отчетности. Основные фонды являются активным элементом производства и при правильном их использовании не только обеспечивают создание товаров, но и способствуют улучшению условий труда работников.
В зависимости от назначения основные фонды делятся на основные производственные и основные непроизводственные фонды. К основным производственным фондам относятся те основные фонды, которые участвуют в производственном процессе непосредственно (машины, оборудование, станки и т. п.) или создают условия для производственного процесса (производственные здания, трубопроводы и т.д.). Основные непроизводственные фонды — это объекты предприятия культурно-бытового назначения, медицинские учреждения, столовые и т. п.
Основные фонды в структуре национальной экономики подразделяются по отраслям: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т. д. Для учета и планирования воспроизводства основные фонды делятся на группы и виды в соответствии со сроком службы и назначением в производственном процессе.
Информация о работе Основные средства на фирме, их структура и учет на счетах бухгалтерского учета