Основные черты и особенности менеджмента в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить особенности менеджмента в малом бизнесе. Выделим основные задачи:
-определить специфику управления в малом бизнес;
-рассмотреть факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе;
-рассмотреть на торговом предприятии ООО «Престиж» роль менеджмента в малом бизнесе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. .………………….3
ГЛАВА 1.РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА……...6
Критерии малого бизнеса в рыночной экономике…………………………....6
Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе…….15
Организация управления в малом бизнесе…………………………………...23
ГЛАВА 2.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПРЕСТИЖ»……………….............................................33
2.1 Краткая характеристика торгового предприятия ООО «Престиж»……….33
2.2 Особенности организации менеджмента в торговом предприятии ООО «Престиж»……………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Шадринский государственный  педагогический институт»

факультет технологии и предпринимательства

Кафедра Менеджмента в образовании

 

 

Основные черты и особенности менеджмента в малом бизнесе

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По направлению подготовки 080507 Менеджмент организации

со специализацией 061173 Управление образованием

 по дисциплине «Основы менеджмента»

 

 

                                                                                  Исполнитель:

                                                                                  Куликовских Ирина Васильевна

                                                                                  студентка 3 курса

                                                                                 364группы    дневного отделения

 

 

 

 

Допущена к защите    Научный руководитель:

«___» ________20__г.                              Качалова Алла Владимировна

Зав. кафедрой ________   старший преподаватель

                                                                      кафедры  Менеджмента в образовании      

 

 

 

 

 

 

Шадринск, 2012 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. .………………….3

ГЛАВА 1.РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА……...6

    1. Критерии малого бизнеса в рыночной экономике…………………………....6
    2. Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе…….15
    3. Организация управления в малом бизнесе…………………………………...23

ГЛАВА 2.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ  ООО «ПРЕСТИЖ»……………….............................................33

2.1 Краткая  характеристика  торгового предприятия ООО «Престиж»……….33

2.2 Особенности организации менеджмента в торговом предприятии ООО «Престиж»……………………………………………………………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….39

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

     Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента[2]. 
     Малый бизнес очень разнообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др.

     Наибольшее влияние на определение конкретной организации управления оказывает предприятия, а точнее численность персонала. В зависимости от численности работающих на предприятии имеет свою специфику и менеджмент.  
     За рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда 
оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным  
экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов[5]. 
     Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и наряду с вновь созданными относятся к малому бизнесу. В России сегодня в малом бизнесе занято около 12 млн. человек. Умело управлять им — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента. Это и доказывает актуальность данной темы[3].

     Цель  работы – определить особенности менеджмента в малом бизнесе.              Выделим основные задачи:

-определить специфику управления в малом бизнес;

-рассмотреть факторы,  определяющие особенности менеджмента  в малом бизнесе;

-рассмотреть на  торговом  предприятии ООО «Престиж»  роль менеджмента в малом бизнесе.

    Предметом курсовой работы является  –  менеджмент в  малом бизнесе. 
     Объектом  курсовой работы является   торговое предприятие ООО «Престиж». 

      В первой главе рассматривается понятие и сущность малого бизнеса, его критерии, государственная поддержка, роль в рыночной экономике. Так же раскрываются особенности менеджмента в малом бизнесе, например, как влияет размер предприятия на ее деятельность; какое место занимает личность менеджера на управление организацией. 

    Во  второй главе рассматривается  краткая характеристика  торгового предприятия ООО «Престиж», организационная структура предприятия, проведен анализ организации .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Роль менеджмента в развитии малого бизнеса.

 

    1. .  Критерии малого бизнеса в рыночной экономике.

 

 

 

Малые предприятия  — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует  лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым  являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25% [2].

В ряде научных работ  под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является :

- численность персонала;

- размер уставного капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли, дохода).

 По данным Мирового банка,  общее число показателей, по  которым предприятия относятся  к субъектам малого предпринимательства  (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее  часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В российской практике развитие малого предпринимательства началось в 1988 г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г [6].

 

   Малый бизнес как совокупность микро предприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательством. Основные функции малого риска: экономическая, социальная, экологическая. Правовая основа малого бизнеса и государственная поддержка малых предприятий.

     В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относятся фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности.

    Правовой основой малого бизнеса в настоящее время является, прежде всего, Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит определение предпринимательства. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Малое предпринимательство - как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта.                                     Субъектами малого предпринимательства являются организации, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Индивидуальное предпринимательство основано на индивидуальной или семейной собственности предпринимателя.   Особенностью индивидуального предпринимательства является то, что здесь не проводятся различия между собственным капиталом (имуществом, приносящим доход) и имуществом, используемым предпринимателем для личных нужд. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя независимо от его включенности в капитал.   Поскольку малый бизнес занят либо мелкосерийным производством, связанным с научно-техническим прогрессом, либо с мелкомасштабной деятельностью в отраслях производства и услуг с относительно короткими сроками оборачиваемости капитала, в целом с небольшими объектами основного капитала, он легче вписывается в экономику.

     На первоначальном этапе становления малого бизнеса в РФ основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200; в науке и научном обслуживании - до 100; в других отраслях производственной сферы - до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 человек [19].

   Впоследствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве.

   В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ » от 14 июня 1995 г №88-ФЗ критериями отнесения предприятия к малым, являются доля государственной, муниципальной собственности, и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25% и, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 100 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Принято считать так, что малый бизнес - это совокупность микро предприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно основному федеральному закону РФ, который был принят 24 июля 2007 года, прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микро предприятием, от 16 до 100 человек - малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микро предприятиям, от 60 до 400 млн. рублей - к малым, и более 400 млн. рублей - к средним предприятиям. Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет [20].

    По российскому законодательству малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства, в любых формах собственности. Им разрешается заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. Особенно поощряется малый бизнес в так называемых приоритетных отраслях: промышленности, строительстве, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, изготовлении товаров народного потребления, бытовом обслуживании населения. По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. Одной из основных категорий, относящихся к малому бизнесу, является собственность. Она служит основным определяющим общественным отношением, которое формирует экономическую систему, выражая ее тип в целом, и предопределяет набор свойственных ему предпринимательских структур.

   В экономическом смысле собственность - экономические отношения, в которой происходит присвоение субъектами имущества (материальных благ, ценностей, ресурсов, продукции услуг). В отличие от этого правовое отношение собственности, определяющее организационно-экономические формы предпринимательства, состоит в отношении субъекта собственности (физического или юридического лица) к ее объекту. Конституционное закрепление права частной собственности создает предпосылки для развития предпринимательства, в том числе и малого бизнеса [6].

   Вся совокупность предприятий малого типа называется малым предпринимательством. Первая их особенность состоит в том, что малые предприятия благодаря своему большому числу, обеспечивают работой большую часть населения. Во-вторых, в результате появления новых малых предприятий происходит изменение уровня конкуренции на различных нишах рынка. Стоит отметить, что большинство малых предприятий занимается торговлей или предоставляет различные услуги населению. За счет появления малого предпринимательства и доступности к созданию малого предприятия, в обществе формируется средний класс - залог экономической стабильности страны.

    Среди функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как: работодателя; производителя продукции и услуг, катализатора научно-технического прогресса, налогоплательщика и агента рыночных отношений.

     Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В - третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении.

Информация о работе Основные черты и особенности менеджмента в малом бизнесе