Основные черты и особенности менеджмента в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить особенности менеджмента в малом бизнесе. Выделим основные задачи:
-определить специфику управления в малом бизнес;
-рассмотреть факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе;
-рассмотреть на торговом предприятии ООО «Престиж» роль менеджмента в малом бизнесе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. .………………….3
ГЛАВА 1.РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА……...6
Критерии малого бизнеса в рыночной экономике…………………………....6
Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе…….15
Организация управления в малом бизнесе…………………………………...23
ГЛАВА 2.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПРЕСТИЖ»……………….............................................33
2.1 Краткая характеристика торгового предприятия ООО «Престиж»……….33
2.2 Особенности организации менеджмента в торговом предприятии ООО «Престиж»……………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

     Подведем вывод выше сказанному. Существует несколько организационно-правовых форм предприятий малого бизнеса, такие как:                                 Товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) . Гражданским кодексом сохранены основные принципы ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Такое общество учреждается одним или несколькими лицами.   Участники ООО не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков.                                                                                        Акционерное общество (АО) большинство из них создаются путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставным капиталом является определенное число акций. Участники не отвечают по обязательствам и не несут риск убытка. АО могут быть открытые и закрытые. Производственные кооперативы или артелью. Это добровольное объединения граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии. Учредительным документом является устав, утвержденный общим собрание его членов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава2. Основы организации менеджмента в торговом предприятии ООО «Престиж».

 

 

2.1 Краткая характеристика торгового предприятия ООО «Престиж».     

 

 

 

      В данной работе будет рассмотрено  торговое предприятие «Престиж». Предприятие  находится в селе Мантурово - Мантуровского  района по адресу: ул. Маяковского, 7. Предприятие было образовано в 1997 году в виде ЧП, затем реорганизовано на основании учредительного договора от 26.09.2000 года одним учредителем с суммой уставного капитала в размере 100000 тыс. руб. Сейчас по своей организационно-правовой форме оно является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «Престиж» действует на основании устава.  Основной  вид деятельности ООО «Престиж»: коммерческая, торгово-закупочная деятельность товарами народного потребления.      

ООО «Престиж» занимается продажей следующих видов товара:

  • строительные материалы;
  • отделочные материалы;
  • бытовая техника;
  • средства личной гигиены;
  • моющие средства;
  • посуда и пр.

 

     По  численности работающих ООО «Престиж»  является микро предприятием .     

Основными поставщиками продукции для ООО  «Престиж»  являются следующие предприятия  города Курска:

  • ООО «Торговый дом «Олимпия»;
  • ООО «Бриск»;
  • Магазин "Уютерра".

 

     Сотрудничество  с данными организациями основано на взаимовыгодном партнерстве. Оно проявляется в предоставлении скидок, подарков, рекламного оборудования.     

Основными потребителями продукции являются жители Мантуровского района.      

Основные  конкуренты:

 ООО «Ореол»: бытовая  техника, строительные материалы  и т.п.;

ООО «Пингвин»: бытовая  техника.                                                                                  Это магазин сравнительно недавно появились  на рынке, поэтому «Престиж»  имеет  ярко выраженные преимущества перед  этими предприятиями, т. к. за период своего существования зарекомендовал себя надежным поставщиком товаров.     

В собственности ООО «Престиж»  находится помещение общей площадью 240 кв.м. В состав здания входят: торговые и складские помещения, административные помещения, бытовые помещения для персонала. Из них торговая площадь - 120 кв.м., 100 кв.м. - складские помещения. К административным помещениям причисляют кабинет директора и бухгалтерию. К бытовым помещениям относят раздевалку для персонала, туалетную комнату, столовую.

    Подведем  анализ данного предприятия.

По своей организационно-правовой форме оно является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «Престиж» действует на основании устава.  Основной  вид деятельности ООО «Престиж»: коммерческая, торгово-закупочная деятельность товарами народного потребления.

ООО «Престиж» занимается продажей следующих видов товара:

  • строительные материалы;
  • отделочные материалы;
  • бытовая техника;
  • средства личной гигиены;
  • моющие средства;
  • посуда и пр.

 

     По  численности работающих ООО «Престиж»  является микро предприятием.      

Основными потребителями продукции являются жители Мантуровского района.     

Основные  конкуренты:

 ООО «Ореол»: бытовая  техника, строительные материалы  и т.п.;

ООО «Пингвин»: бытовая  техника.               

На  предприятии работают 12 человек. На  предприятии  ООО «Престиж»  линейная система управления.                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Особенности организации менеджмента  в торговом предприятии ООО  «Престиж».

 

     Критериями отнесения торгового предприятия ООО «Престиж» к малому, являются численность работающих и доля собственности общественных объединений в уставном капитале этого предприятия.

     Малое предпринимательство - как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта. Торгового предприятия ООО «Престиж» являются субъектам малого предпринимательства .

       На  предприятии работают 12 человек:

  • заведующий магазином;
  • бухгалтер;
  • товаровед;
  • продавцы – 5 чел.;
  • грузчики – 2 чел.;
  • водитель;
  • техничка.

 

     Рассмотрим  численность, состав, структуру персонала. Анализ приведен в таблице 1.     

                                                                                                             Таблица 1.      

Анализ  структуры трудовых ресурсов по категориям персонала.

Показатели

01.01.2008г.

01.01.2009г.

01.01.2010г.

Абсол. изменение, чел.(2008 к 2010)

Темп изменения, %(2008 к 2010)

Чис-ть, чел.

Уд. вес, %

Чис-ть, чел.

Уд. вес, %

Чис-ть, чел.

Уд. вес, %

Среднесписочная численность персонала, всего

15

100

14

100

13

100

-2

86,66

Административно-управленческий персонал

4

33,33

4

28,57

4

30,76

-1

80,00

Продавцы

5

40,00

6

42,85

5

38,46

-1

83,33

Грузчики

2

13,33

2

14,28

2

15,38

0

100

Водитель

1

6,66

1

7,14

1

7,69

0

100

Техничка

1

6,66

1

7,14

1

7,69

0

100


 

      

При возникновении необходимости подбора  нового сотрудника администрация пользуется услугами СМИ, кругом знакомых. При  приеме на работу человек получает вводный инструктаж. Оговариваются  условия труда и размер оплаты труда. Устанавливается испытательный срок на 3 месяца.     

На  предприятии ООО «Престиж»  линейная система управлении. Эта система  строго иерархически организованна, характеризуется  разделением зон ответственности  и единоначалием. В связи с  тем, что количество работников на предприятии  небольшое, то подтип линейной организационной структуры плоский, т. е. минимум иерархических уровней. Решения принимаются вышестоящим руководителем в соответствии с имеющимися у него правами и полномочиями. Решения принимаются простыми методами. Делегирование полномочий ограничено.

       Фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микро предприятием, от 16 до 100 человек - малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микро предприятиям, от 60 до 400 млн. рублей - к малым, и более 400 млн. рублей - к средним предприятиям.

Проблемы малого бизнеса  в России:

  1. недостаточная ресурсная база, как материально- технологическая, так и финансовая;
  2. законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство;
  3. кадры;
  4. социальная зашита предпринимательской деятельности;

    По российскому законодательству малые предприятия могут создаваться во всех отраслях народного хозяйства, в любых формах собственности. Им разрешается заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. Особенно поощряется малый бизнес в так называемых приоритетных отраслях: промышленности, строительстве, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, изготовлении товаров народного потребления, бытовом обслуживании населения. По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. Одной из основных категорий, относящихся к малому бизнесу, является собственность. Она служит основным определяющим общественным отношением, которое формирует экономическую систему, выражая ее тип в целом, и предопределяет набор свойственных ему предпринимательских структур

    С помощью  показателей эффективности малого бизнеса легко определить состояние  дел в текущий момент. Ключевым показателем могут  быть :

1. Сумма  ежемесячных доходов. При всей очевидности этого показателя, далеко не все предприниматели могут назвать сумму своего фактического дохода за прошлый месяц, не заглядывая в бухгалтерские документы. Очевидное вовсе не значит бесполезное. Очень важно знать именно реальный доход, который приносит бизнес.

 2. Сумма ежемесячных расходов. Сколько вы потратили в прошлом месяце? А сколько планировали? Это еще более сложный показатель. Упрощенное налогообложение не способствует финансовой дисциплине в ООО. У ИП на УСН ситуация еще хуже – они могут свободно тратить все деньги со своего счета. В результате многие предприниматели игнорируют этот показатель и, как следствие, имеют очень смутное представление о прибыльности предприятия.

3. Количество  новых клиентов. Компания, которая не заботится о привлечении новых клиентов, будет неизбежно отставать от своих конкурентов. Однако этот факт легко выпустить из виду, если у вас достаточно много покупателей.

4. Количество  постоянных клиентов. Постоянные клиенты составляют основу любого бизнеса. С ними не только легче работать, но и дешевле. Тем не менее, многие предприниматели не в состоянии оценить (и не ценят) свою клиентскую базу. Этот показатель позволяет сосредоточиться на сохранении тех, кто помог достичь текущего уровня.

5. Ключевой показатель N. Все компании разные. Одни продают товары, другие предоставляют услуги. Одни работают с физическими лицами, другие – с организациями. Выбирая  свой собственный ключевой показатель, который имеет решающее значение для дальнейшего процветания  бизнеса.

    Таким образом мы видим ,что показателем эффективности качественного менеджмента в торговом предприятии ООО «Престиж» является сохранение количество постоянных и рост новых клиентов ,которыми являются жители Мантуровского района .   Из пяти рассматриваемых показателей эффективности малого бизнеса работают только два , но они приводят к расширению предприятия и росту потребителей.

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Заключение.

 

 

   Тема курсовой работы является актуальной, так как в настоящее время развитию малого бизнеса уделяется значительное внимание на всех уровнях власти.                                                                                                                                           Итак, малый бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, определяющих сущность этого понятия.                                                                                                                                Малый бизнес отличается огромным разнообразием. Классификация видов малого бизнеса включает ряд факторов, влияние каждого из которых на особенности управления конкретным предприятием очень велико. Данные факторы включают в себя информацию о размере предприятия, численности и составе работающих, форме собственности, отрасли деятельности, объеме и ассортименте выпускаемой продукции или услуг, организационной структуре предприятия и др.                                                                                                         Главным критерием современной системы управления является обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.                                                                                                       Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. При этом, как правило, глава фирмы сам занимается финансами, снабжением, сбытом, ценами, рекламой.                                                                                                                                В целом управление персоналом предприятия малого бизнеса представляет собой мало упорядоченный порядок действий. Однако комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки для возникновения системного подхода к управлению персоналом.                                                                                                                        Необходимо отметить, что в малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.

Информация о работе Основные черты и особенности менеджмента в малом бизнесе