Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:19, курсовая работа
Цель работы – определить особенности менеджмента в малом бизнесе. Выделим основные задачи:
-определить специфику управления в малом бизнес;
-рассмотреть факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе;
-рассмотреть на торговом предприятии ООО «Престиж» роль менеджмента в малом бизнесе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….. .………………….3
ГЛАВА 1.РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА В РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА……...6
Критерии малого бизнеса в рыночной экономике…………………………....6
Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе…….15
Организация управления в малом бизнесе…………………………………...23
ГЛАВА 2.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПРЕСТИЖ»……………….............................................33
2.1 Краткая характеристика торгового предприятия ООО «Престиж»……….33
2.2 Особенности организации менеджмента в торговом предприятии ООО «Престиж»……………………………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………...41
Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
В условиях современной рыночной экономики малое предприятие считается наиболее гибким и устойчивым к различным экономическим изменениям, которые происходят довольно-таки часто, а иногда носят и глобальный характер. Заостряя свое внимание на минимизации многих составляющих малого предприятия (численности, оборотов капитала и т.п.), не стоит забывать, что малое предприятие - это сформировавшийся элемент экономики, который не является промежуточной стадией перед перевоплощением в крупную фирму. Оно юридически независимо и имеет, хоть и не очень большой, уставный капитал. Малое предпринимательство, не смотря на его огромные масштабы, не на - столько урегулировано, как крупный бизнес. Поэтому в некоторых моментах его работы могут возникнуть неприятные проблемы, связанные с правовой организацией или экономическими особенностями. Как правило, все малые предприятия, чтобы выжить в суровой конкурентной борьбе, стремятся использовать только самые новые технологии. Некоторые в результате выживают и занимают устойчивое положение на рынке, а другие становятся банкротами. В этом состоит первый недостаток малого предприятия - чрезмерный риск, на который идут непосредственно собственники предприятия.
В малом предприятии владелец, он же основатель, менеджер и предприниматель, отвечает за все аспекты существования предприятия. Очень часто все зависит от его настроения, поэтому малые предприятия нестабильны еще и в этом плане. Предпринимательство малого бизнеса немыслимо без новаторства, творческого поиска. В условиях острой конкурентной борьбы нет оснований рассчитывать на то, чтобы, ничего не меняя, увеличивать прибыль за счет роста цен. Удержаться, способен только тот, у кого высокое качество продукции и постоянно обновляются ее модели, относительно низкие издержки. Для этого приходиться все время думать о новой технологии, совершенствовать организацию производства и сбыт. Способность к принятию нестандартных решений, к творческой оценки ситуации всегда высоко ценится в деловом мире. Поэтому он использует любые возможности для развития производства. В поисках альтернативных источников изучается внешняя среда. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития производства.
Отсюда можно выделить ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с другими странами, а также по сравнению со средним или крупным бизнесом.
1. Низкий процент венчурной
специализации. В экономически
развитых странах малый бизнес
играет важную роль в
2. Низкая легитимность малого бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое время существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, поскольку бояться конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.
3. Постоянная нехватка
финансирования. Малый бизнес в
России характеризуется острой
нехваткой финансирования из-
Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита. В результате некоторые предприятия становятся банкротом. Самое неприятное состоит в том, что не большие предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеют не больше привилегий, чем новые клиенты.
4. Неустойчивость малого
бизнеса. Из предыдущей
Весьма существенными препятствиями на пути становления и развития малых предприятий в России являются нехватка квалифицированных кадров, отсутствие надлежащей системы материально-технического снабжения, условий для внешнеэкономической деятельности. Надо помнить, что так называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики [4].
В этом разделе мы рассмотрели критерии, на основании которых предприятия относятся к малому бизнесу, их изменения. Так же отслеживаем развитие малого предприятия в России. Правовые основы малого бизнеса и государственная поддержка малых предприятий.
1.2. Факторы, определяющие особенности менеджмента в малом бизнесе.
В Российский малый бизнес многообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др.
Наибольшее влияние на определение конкретной организации управления оказывает, прежде всего, размер предприятия, а точнее, численность персонала. В зависимости от численности работников на предприятии имеет свою специфику и менеджмент.
В этой связи можно выделить три уровня управления:
- неорганизованное управление;
- организованное управление;
-научно обоснованное организованное управление.
Первый низкий уровень технологии управления соответствует малым предприятиям с численностью работающих до 15 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, а само- управление ведется на элементарном уровне и включает только ведение бухгалтерского учета, контроль над рентабельностью хозяйственной деятельности и руководство работой.
Второй средний уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих от 16 до 100 человек. В них уже чаще имеется специальное управленческое подразделение способное, более или менее, организованно управлять хозяйством. Практикуется технология управления производством, сбытом, трудом, финансами.
Третий высокий уровень технологии управления соответствует предприятиям с численностью работающих более 100 человек. На таких предприятиях уже имеются хорошо организованные управленческие подразделения. Каждое из таких подразделений обладает более высокой технологией управления в своей области [6].
К сожалению, тип управления с низким уровнем технологии управления на российских малых предприятиях, часто переносится и на малые предприятия второго и даже третьего типа по вышеуказанной классификации и ведется прежде всего от желания владельцев (учредителей) сэкономить на управленческом персонале, и все управление берет на себя сам собственник, либо в некоторых случаях приглашенный или назначенный директор и приглашенный бухгалтер. Естественно минимальный управленческий персонал не в состоянии взваливать на себя все, даже некоторые наиболее актуальные, с точки зрения необходимости их решения, задачи менеджмента. В лучшем случае результат неэффективного управления - недополученную возможной прибыли, упущенные выгоды.
Если ситуацию идеализировать, то нетрудно увидеть, что в таком делении предприятий по уровню управления присутствует своя логика. Понятно, что в небольшом магазине, кафе, парикмахерской и т. д. нет необходимости иметь специалистов - менеджеров, да это и накладно. Обычно функции управления в маленьких предприятиях берет на себя его владелец или один единственный приглашенный специалист по управлению делами, то есть происходит своего рода совмещение должностей. Хотя, в то же время указанные размеры предприятия по численности работников не являются единственным критерием применения соответствующего уровня управления. Необходимость создания того или иного подразделения управления или привлечение специалиста менеджера может зависеть от целого ряда других факторов, характеризующих условия деятельности конкретного предприятия.
Это может зависеть от ассортимента продукции (услуг), состава работающих, организационной структуры предприятия, отрасли деятельности и других.
Итак, перечислим факторы, в той или иной степени, влияющие на организацию управления предприятием:
-размер предприятия (численность работников);
-состав работников;
-организационная структура предприятия;
- отрасль деятельности;
- ассортимент продукции (услуг);
-форма собственности;
-особенности спроса и потребления, производства и предоставления услуг[3].
Словом, целый ряд факторов накладывает серьезный отпечаток на способы, формы и стиль управления на малом предприятии.
Задача менеджера (руководителя) фирмы заключается в том, чтобы с учетом всей совокупности специфических факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.
Проблема управления персоналом, особенно в малом бизнесе, сегодня является актуальной и волнует многих руководителей, предпринимателей, экономистов. В настоящее время в России малый бизнес начинает активно развиваться. Множество людей пытаются открыть свое дело, но не у всех это получается. Безусловно, государство оказывает определенную помощь. Однако правительство устанавливает лишь законодательную основу, а функционирование самой организации зависит от взаимодействия руководства с работниками. Ведь главное, что нужно для успеха, – это сплоченность, взаимопонимание и взаимопомощь между персоналом и руководителем фирмы.
Человек – важнейший ресурс организации. Поэтому основной задачей является наиболее эффективное использование сотрудников в соответствии с целями организации и общества, для чего необходима продуктивная система управления персоналом [3].
Бывает, что на начальном этапе, глава фирмы сосредотачивает в своих руках все управленческие функции: бухгалтерский учет и ведение финансов, руководство снабжением и сбытом, контроль над ценами и рекламной деятельностью. Но по мере роста фирмы одному человеку за всем уследить сложно, и потребуется помощь в управлении фирмой, тогда надо определить какие именно специалисты Вам потребуются для успешного ведения дела.
Для удобства можно нарисовать схему, где четко прописано, кто и что делает, кто перед кем отчитывается, кто принимает окончательное решение, обосновать потребности в персонале предприятия и т.д.
Можно выделить ряд особенностей управления персоналом:
- предпринимательский дух. Люди, пришедшие работать на малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы. Поэтому работа с кадрами имеет огромное значение.
- более высокая скорость прохождения информации. Менеджер малой организации может позволить себе подходить ко всей информации относительно равноценно, что существенно снижает риск возможных потерь. Для этого, безусловно, необходимо обеспечение информационной безопасности, что достигается при помощи современных информационных технологий.
- сотрудники предприятия на виду, их работа происходит на глазах всей организации, что стимулирует персонал на непрерывные поиски улучшений. Однако это даст свой результат только тогда, когда работники будут преданы своей фирме.
Особенности менеджмента в малом бизнесе обусловлены преимущественно неформальным исполнением власти. Сам менеджер все время на виду, ровно, как и принимаемые им решения. Взаимоотношения менеджера и подчиненных носят довольно непосредственный и открытый характер. В малом трудовом коллективе от менеджера ждут исключительно высокой готовности.
В работе менеджера есть пять базовых операций. Их результатом является достижение поставленных целей.
Во – первых, менеджер устанавливает цели. Он определяет, каковы они, ставит конкретные задачи в каждой группе целей, решает, что должно быть сделано, чтобы их достичь.
Во – вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения. Затем группирует задачи в организационную структуру предприятия, дает людям возможность эффективно работать.
В – третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он формирует команду из людей, ответственных за различные работы и побуждает их к активной деятельности, например, через кадровые решения об оплате, повышения, назначения и др.
В – четвертых, менеджер добивается, чтобы у каждого работника были показатели, сфокусированные на работе данного человека и всей организации. Он анализирует, оценивает данные результаты.
В – пятых, он способствует профессиональному росту работников, включая себя самого. В организации, ориентированной на результат, менеджер необходим [4].
Личность предпринимателя занимает важное место в управлении организацией. Менеджер как предприниматель должен быть лидером. Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.
Информация о работе Основные черты и особенности менеджмента в малом бизнесе