Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:06, реферат
Цель написания контрольной работы - изучение функции планирования в менеджменте.
Введение
Известный американский специалист в области управления И. Ансофф назвал планирование проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку (Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1999. С.304.).
Роль
людей-управленцев, то есть менеджеров,
в условиях рыночной экономики чрезвычайно
ответственна, так как должна обеспечить
не только работу предприятия, но прибыльность
и эффективность
На
уровне организации задачей
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
Сущность
планирования проявляется в конкретизации
целей развития всей организации
и каждого подразделения в
отдельности на установленный период,
определения хозяйственных
Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.
Планирование
осуществляется в соответствии с
рядом принципов, то есть правил. Основным
из них сегодня считается участие
максимального числа
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.
Методологичной
особенностью планирования является широкое
использование программно-
Цель написания контрольной работы - изучение функции планирования в менеджменте.
Задачи работы:
1.
Ознакомиться сущностью
2.
Изучить принципы и виды
3. Ознакомиться с формами планирования;
4.
Ознакомиться со
1. Сущность, принципы, методы планирования.
1.1.Сущность планирования.
Содержание
планирования как функция управления
предприятием состоит в обоснованном
определении основных направлений
и пропорций развития производства
с учетом материальных источников его
обеспечения и спроса рынка. Сущность
планирования проявляется в конкретизации
целей развития всей организации
и каждого подразделения в
отдельности на установленный период,
определения хозяйственных
Таким
образом, назначение планирования как
функции менеджмента состоит
в стремлении заблаговременно учесть
по возможности все внутренние и
внешние факторы, обеспечивающие благоприятные
условия для нормального
Видный теоретик научного управления А. Файоль следующим образом разъяснил значение планирования как функции управления: "Выражение "управлять - значит предвидеть" дает представление о значении, придаваемом планированию в деловом мире. И это справедливо, поскольку предвидение - если и не все в управлении, то, по крайней мере, важнейшая его часть". Соответственно этому Файоль так определяет планирование: "План действий - это одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применить, это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время, как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то, чем располагать в течение определенного времени".
Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.
Планирование
(прогнозирование) заключается в
систематическом поиске возможностей
действовать и в
Опыт
показывает, что организации, планирующие
свою деятельность, функционируют более
успешно, чем организации, свою деятельность
не планирующие. В организации, использующей
планирование, отмечается увеличение
отношения прибыли к объему реализации,
расширение сферы деятельности, повышение
степени удовлетворенности
Большинство крупных российских предприятий имеют длительный опыт социалистического планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего с ограничением свободы планирования и свободы действий. Российские экономические реформы открыли путь к экономической свободе предприятий.
В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью попытались освободиться от "оков" планирования.
Однако импровизация деятельности не привела к оптимальным результатам. Образовавшись, многие предприятия мелкого бизнеса не совершили ни одной хозяйственной операции.
На
сегодняшний день увеличивается
конкуренция, появление новых рынков,
в том числе финансовых, меры по
финансовой стабилизации, проводимые
в нашей стране, ведут к тому,
что предприятия вынуждены
Планирование - один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.
Планированию можно дать следующее определение.
Планирование
- это систематическая подготовка
принятия решений о целях, средствах
и действиях путем
Противоположностью планирования является импровизация.
Планирование
всегда ориентируется на данные прошлого,
но стремится определить и контролировать
развитие предприятия в перспективе.
Поэтому надежность планирования зависит
от точности фактических показателей
прошлого. Для точного планирования
необходимо получить как можно больше
достоверной информации о рынке
и о деятельности предприятия. Она
обеспечивается бухгалтерским учетом
и обширной статистической базой. Однако
предприятия - это всего лишь небольшая
часть рынка и экономики
1.2.Принципы планирования
Таким образом, любое планирование базируется на неполных данных.
Различают перспективное, стратегическое и текущее планирование.
Краткосрочное
планирование активно использовалось
фирмами достаточно давно. Однако бурный
рост экономики, возрастание конкуренции,
динамизация внешней среды
- выработку общих целей предприятия;
- детализацию и конкретизацию целей;
- определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;
- контроль за достижением целей.
Процесс планирования может быть представлен в виде схемы (рис.1).
Данный
алгоритм можно использовать в качестве
рабочего инструмента при составлении
стратегического плана
Рис.1
Процесс планирования.
Планирование - это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
Направление планирования зависит от его классификации: по степени охвата (общее и частичное), содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), жесткое и гибкое.
Планирование даёт ответы на следующие вопросы:
1) Каково положение организации в настоящее время. Для этого нужно оценивать положение в области финансов, производства и других сферах.
2)
Каковы должны быть цели
1.3. Методы планирования
Основная задача планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальное решение задач, стоящих перед организацией. Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, т.е. последовательного перехода от одного решения к другому, улучшающему предыдущее. Таким путем в конце концов удается найти искомый оптимум.