Основы планирования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:06, реферат

Краткое описание

Цель написания контрольной работы - изучение функции планирования в менеджменте.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 416.53 Кб (Скачать файл)

    Введение 

    Известный американский специалист в области  управления И. Ансофф назвал планирование проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку (Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1999. С.304.).

    Роль  людей-управленцев, то есть менеджеров, в условиях рыночной экономики чрезвычайно  ответственна, так как должна обеспечить не только работу предприятия, но прибыльность и эффективность непосредственно  связанных с планированием. Планирование предполагает анализ состояния, оценку всех слагаемых факторов производства и возможностей их увеличения и пополнения; выработку стратегии своего развития с точки зрения влияния внешних  факторов: конкуренции, законодательной  базы, экономико-социального состояния  общества; создание конкретного плана  действий и развития предприятия.

    На  уровне организации задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования  интересов организации и интересов  отдельных работников и групп. При  этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль  путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала - через  оплату труда.

    Функция планирования предполагает решение  о том, какими должны быть цели организации  и что должны делать ее члены, чтобы  достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение  того, что требуется и как этого  добиться.

    Содержание  планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений  и пропорций развития производства с учетом материальных источников его  обеспечения и спроса рынка.

    Сущность  планирования проявляется в конкретизации  целей развития всей организации  и каждого подразделения в  отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и  последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

    Основная  цель планирования состоит в том, чтобы насколько возможно при  данных условиях, найти оптимальный  вариант решения задач, стоящих  перед организацией.

    Планирование  осуществляется в соответствии с  рядом принципов, то есть правил. Основным из них сегодня считается участие  максимального числа сотрудников  организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его  составления. Причина состоит в  том, что люди скорее и охотнее  будут выполнять те задачи, которые  сами себе поставили, как более близкие  и понятные.

    Планирование  всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит  от точности фактических показателей  прошлого.

    Методологичной  особенностью планирования является широкое  использование программно-целевого подхода, который предусматривает  необходимость точного формулирования целей фирмы и их увязки с ресурсами.

    Цель  написания контрольной работы - изучение функции планирования в менеджменте.

    Задачи  работы:

    1. Ознакомиться сущностью планирования  в менеджменте;

    2. Изучить принципы и виды планирования;

    3. Ознакомиться с формами планирования;

    4. Ознакомиться со стратегическим  планированием. 
 
 
 
 
 

    1. Сущность, принципы, методы планирования.

    1.1.Сущность  планирования.

    Содержание  планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений  и пропорций развития производства с учетом материальных источников его  обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации  целей развития всей организации  и каждого подразделения в  отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и  последовательности реализации, выявления  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения  поставленных задач.

    Таким образом, назначение планирования как  функции менеджмента состоит  в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и  внешние факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает  разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования  ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между  отдельными структурными подразделениями  организации, включающими всю технологическую  цепочку: научные исследования и  разработки, производство и сбыт. Эта  деятельность опирается на выявление  и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся  ресурсов и перспектив развития хозяйственной  конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость  увязки планирования с маркетингом  и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации  рынка, тем точнее компании могут  определить его размеры и воздействовать на его развитие.

    Видный  теоретик научного управления А. Файоль следующим образом разъяснил  значение планирования как функции  управления: "Выражение "управлять - значит предвидеть" дает представление  о значении, придаваемом планированию в деловом мире. И это справедливо, поскольку предвидение - если и не все в управлении, то, по крайней мере, важнейшая его часть". Соответственно этому Файоль так определяет планирование: "План действий - это одновременно и предвидимый результат, и направление действий, которому надо следовать, и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применить, это своего рода картина будущего, в которой ближайшие события очерчены с некоторой определенностью, в то время, как отдаленные события выступают все менее и менее отчетливо. Она охватывает область деятельности, как ее можно предвидеть, и то, чем располагать в течение определенного времени".

    Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми  остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано  с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда  и в то же время является составной  частью (инструментом) перечисленных  методов.

    Планирование (прогнозирование) заключается в  систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании  последствий этих действий в заданных условиях.

    Опыт  показывает, что организации, планирующие  свою деятельность, функционируют более  успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение  степени удовлетворенности работой  специалистов и рабочих.

    Большинство крупных российских предприятий  имеют длительный опыт социалистического  планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные, прежде всего с ограничением свободы  планирования и свободы действий. Российские экономические реформы  открыли путь к экономической  свободе предприятий.

    В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью  попытались освободиться от "оков" планирования.

    Однако  импровизация деятельности не привела  к оптимальным результатам. Образовавшись, многие предприятия мелкого бизнеса  не совершили ни одной хозяйственной  операции.

    На  сегодняшний день увеличивается  конкуренция, появление новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать  конкурентные стратегии и планы.

    Планирование - один из экономических методов  управления, выступающий как основное средство использования экономических  законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.

    Планированию  можно дать следующее определение.

    Планирование - это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах  и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных  альтернативных действий в ожидаемых  условиях.

    Противоположностью  планирования является импровизация.

    Планирование  всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит  от точности фактических показателей  прошлого. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке  и о деятельности предприятия. Она  обеспечивается бухгалтерским учетом и обширной статистической базой. Однако предприятия - это всего лишь небольшая  часть рынка и экономики страны. Следует понимать, что невозможно получить абсолютно все важные данные о рынке в целом и особенно те, что касаются деятельности конкурентов.

    1.2.Принципы планирования

    Таким образом, любое планирование базируется на неполных данных.

    Различают перспективное, стратегическое и текущее  планирование.

    Краткосрочное планирование активно использовалось фирмами достаточно давно. Однако бурный рост экономики, возрастание конкуренции, динамизация внешней среды обусловили переход к долгосрочному планированию. В 50-х годах оно впервые стало применяться на крупных и средних фирмах. Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

    - выработку общих целей предприятия;

    - детализацию и конкретизацию целей;

    - определение путей, экономических и иных средств достижения этих целей;

    - контроль за достижением целей.

    Процесс планирования может быть представлен  в виде схемы (рис.1).

    Данный  алгоритм можно использовать в качестве рабочего инструмента при составлении  стратегического плана деятельности торгового предприятия. 

    

    Рис.1 Процесс планирования. 

    Планирование - это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная  часть процесса управления.

    Направление планирования зависит от его классификации: по степени охвата (общее и частичное), содержанию в аспекте предпринимательской  деятельности (стратегическое - поиск  новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных  возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), жесткое  и гибкое.

    Планирование  даёт ответы на следующие вопросы:

    1) Каково положение организации  в настоящее время. Для этого  нужно оценивать положение в  области финансов, производства  и других сферах.

    2) Каковы должны быть цели организации.  Оценивая возможности и угрозы  в окружающей среде, следует  определить цели организации.  Следует четко определить: объект  планирования (что планируется), субъект  планирования (кто планирует), период (горизонт) планирования (на какой  срок), средства планирования (например, компьютерное обеспечение), методику  планирования (как планировать), согласование  планов (каких, с кем и на  каких условиях. Подход менеджмента  к планированию может быть  осуществлен постановкой критериев  и задач планирования, определением  средств планирования, методов согласования  планов, направлений и методов  планирования. 
 

    1.3. Методы планирования

    Основная  задача планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальное решение  задач, стоящих перед организацией. Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, т.е. последовательного  перехода от одного решения к другому, улучшающему предыдущее. Таким путем  в конце концов удается найти  искомый оптимум.

Информация о работе Основы планирования в организации