Основы предпринимательства в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы состоит в решении задачи по выработке практических рекомендаций в области развития предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта как стратегического ресурса и внутреннего источника их развития и как одного из основных условий обеспечения их конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Проанализировать изменение социальной и экономической роли спорта, обусловленное интересами представителей органов государственной власти, спортивных организаций и делового сообщества.
2.Выявить объективные предпосылки развития частно-государственного партнерства в индустрии спорта.
3.Проанализировать особенности планирования, организации и ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.
4.Оценить роль спортивного сооружения в предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.
5.Разработать систему показателей для оценки результатов предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Формирование и развитие индустрии спорта как новой сферы предпринимательской деятельности……………………………………………6
Глава 2. Особенности предпринимательской деятельности в спорте……...16
1.Предпринимательская деятельность субъектов индустрии спорта………………………………………………………………………16
2.Спортивное сооружение как важнейший элемент инфраструктуры и инструмент предпринимательства в спорте……………………………..20
Глава 3. Разработка системы показателей для оценки результатов предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта…………27
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Основы предпринимательства в спорте.docx

— 130.05 Кб (Скачать файл)

Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

Академический Международный институт

Факультет экономики и  менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

       на тему: «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СПОРТЕ»                                                                                 

 

    Выполнил студент 3 курса,  очной формы обучения

                                                                                     

                                                                                

               Специальность «Менеджмент организации »: Спортивный менеджмент

                     

 

                      Некрасов Глеб Сергеевич                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….......3

 

Глава 1. Формирование и развитие индустрии спорта как новой сферы предпринимательской деятельности……………………………………………6

 

Глава 2. Особенности предпринимательской деятельности в спорте……...16

    1. Предпринимательская деятельность субъектов индустрии спорта………………………………………………………………………16
    2. Спортивное сооружение как важнейший элемент инфраструктуры и инструмент предпринимательства в спорте……………………………..20

 

Глава 3. Разработка системы показателей для оценки результатов предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта…………27

 

Заключение………………………………………………………………………31

 

Список использованной литературы…………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение

 

В последние десятилетия в мире наблюдается стремительное развитие спорта как области, на которую приходится более 3% мирового торгового оборота. Начался и продолжается процесс  коммерциализации спорта.

В России, как и в других странах  мира, спорт стал не только неотделимой  частью разнообразных проявлений социума, образом жизни многих людей, идеологией стремящегося к оздоровлению общества, но и способом заработать деньги.

Спорт сегодня — это важнейший элемент политики; надежный и эффективный инструмент идеологии; часть национальной культуры и духовного развития граждан страны; противовес различным опасным социальным явлениям; экономическая категория; серьезный аргумент в борьбе за здоровье нации; катализатор развития экономического потенциала городов, регионов, государств.

Последние события и действия приводят к выводу, что российскому государству  спорт нужен. Россия не намерена оставаться в стороне от процесса объединения  спорта, государства и бизнеса  в единый механизм частно-государственного партнерства с выгодными условиями сотрудничества и привлекательными перспективами для всех участников процесса. В нашей стране продолжается формирование полноценного спортивного рынка, развитие цивилизованных деловых отношений в этой новой сфере предпринимательства.

Экономическая сторона спорта приобретает  особую актуальность в связи с  развитием рыночных отношений в  российском спорте, что связано не только с ростом инвестиций и затрат для развития спорта, но и с возрастающим действием рыночных механизмов регулирования  в формирующейся индустрии спорта.

В процессе развития индустрии спорта стирается грань между источниками  финансирования деятельности коммерческих и некоммерческих спортивных организаций. Сегодня российские спортивные клубы  и федерации, являющиеся некоммерческими  организациями по своей организационно-правовой форме,- находятся на пороге вступления в бизнес-среду: Не все воспринимают это неотвратимое событие однозначно, немногие к нему по-настоящему готовы.

Очевидно, для эффективной адаптации  к новым условиям хозяйствования недостаточно только имеющихся знаний и навыков руководителей спортивных организаций. В связи с этим рыночные процессы в спорте, а также формы  и методы эффективного ведения предпринимательской  деятельности все чаще становятся предметом  комплексных исследований.

Основная цель работы состоит в  решении задачи по выработке практических рекомендаций в области развития предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта как  стратегического ресурса и внутреннего  источника их развития и как одного из основных условий обеспечения  их конкурентоспособности.

Для достижения поставленной цели потребовалось  решить следующие задачи:

1. Проанализировать изменение социальной и экономической роли спорта, обусловленное интересами представителей органов государственной власти, спортивных организаций и делового сообщества.

  1. Выявить объективные предпосылки развития частно-государственного партнерства в индустрии спорта.
  2. Проанализировать особенности планирования, организации и ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.
  3. Оценить роль спортивного сооружения в предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.
  4. Разработать систему показателей для оценки результатов предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.

Объект  исследования — экономические отношения, возникающие в спортивной области. Предметом исследования являются формы и способы, механизмы и инструменты осуществления предпринимательской деятельности в спортивной сфере.

Теоретической и методологической базой данной курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области экономики спорта, спортивного менеджмента и маркетинга, таких как К. Граттон, С. Добсон, В.В. Алешин, JI.B. Аристова, М.Я. Бутов и др.

Информационную  базу составили официальные статистические источники, нормативно-правовые акты, касающиеся физической культуры и спорта, данные и факты, имеющиеся в научной экономической литературе, периодической печати и материалах открытого доступа официальных сайтов Интернет, аналитические отчеты ведущих мировых консалтинговых и маркетинговых агентств , результаты собственных наблюдений автора, опросы экспертов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формирование и развитие индустрии спорта как                    новой сферы предпринимательской деятельности

 

«Спорт» на английском и французском  языках значит: игра, развлечение. Происходит слово от латинского "disportare" — разносить; на новолатинском "disportus" также означает разнесение.

Современный спорт развивается  с конца XIX века, с момента возобновления  Олимпийских игр, когда он приобретает  широкое распространение в мире и становится важным общественным фактором общевоспитательного, лечебного и  развлекательно-оздоровительного значения.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт определяется как «сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов  спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним».

В действительности, спорт - это более  широкое понятие. Спорт представляет нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, условия  и услуги для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

По мнению Т.В. Низяевой спорт — важнейшее общественное явление, часть системы, входящая в социальный блок и находящаяся под контролем государства.

М.В. Маковеева в своей диссертации1 выделяет три разновидности спорта: высших достижений, профессиональный, любительский или «спорт для всех».

О коммерциализации спорта отечественные  и зарубежные специалисты начали говорить достаточно давно.

Коммерциализация  спорта — это превращение спорта в источник дохода для субъектов рыночной экономики, перевод отношений между представителями спорта и других сфер на коммерческую, торговую основу.

Известно, что в силу очевидных  причин коммерциализация спорта на Западе началась значительно раньше, чем  у нас. Когда же волна этих явлений  докатилась и до нашей страны, терминология для новой реальности рождалась  на интуитивно- переводческом уровне. Неоднозначность понятия «индустрия спорта» связана с тем, что английскому слову industry в нашем языке соответствуют:

  • промышленность — важнейшая отрасль народного хозяйства, оказывающая решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества (металлургия, автопром);
    • индустрия — любая совокупность субъектов бизнеса, объединенных схожим способом получения прибыли (музыкальная индустрия, индустрия развлечений, индустрия моды)2.

ИНДУСТРИЯ СПОРТА (ИС) - это функциональная многоотраслевая подсистема экономики, выражающая взаимосвязь, взаимодействие спорта и сопряженных с ним отраслей и сфер деятельности. Индустрия спорта структурирована, внутри данной сферы под воздействием рыночных законов и механизмов осуществляют деятельность различные субъекты, имеющие различные интересы и стремящиеся к их максимальному удовлетворению. Понятие индустрии спорта является ключевым в настоящем исследовании.

Сегодняшний этап развития индустрии  спорта в России характеризуется  развитием рыночных отношений. В  условиях рыночной экономики индустрия  спорта выполняет не только важные социальные функции, но и становится выгодной сферой ведения предпринимательской  деятельности.

Рассматривая спорт как полноценную  индустрию, считаем необходимым  обратить внимание на трактовку структуры  индустрии спорта в разрезе основных субъектов, предложенную В.А. Ледневым.



Рис. 1. Структура индустрии спорта8.

 

Структура индустрии спорта — система взаимосвязанных субъектов, имеющих постоянные взаимоотношения по поводу обмена товарами, услугами, деньгами и информацией в процессе функционирования индустрии спорта.

При выделении индустрии спорта в самостоятельную подсистему экономики, не имеет значения отраслевой характер ее составных элементов. Главное, что  позволяет рассматривать их в  качестве единой подсистемы, — это  их функциональное назначение в общественном производстве — гармоничное развитие человека, совершенствование и демонстрация его возможностей, основанные на отборе в соответствии с установленными правилами. При этом необходимо подчеркнуть, что спорт является системообразующим  фактором в рамках данной подсистемы экономики3.

Спорт сегодня многогранен и  охватывает все общественные отношения. Он оказывает существенное влияние  на культуру, социальную жизнь, здоровье, науку, бизнес и даже международную  безопасность. Спорт непосредственно влияет на развитие всех остальных частей спортивной индустрии. Хотя эти взаимосвязи до сих пор недостаточно изучены, они несут в себе весьма значительный потенциал.

Индустрия спорта является системой постоянно взаимодействующих субъектов. Каждый субъект выполняет свою роль, и при изъятии хотя бы одного из субъектов система будет функционировать неполноценно. Таким образом, все вышесказанное подтверждает тот факт, что современная индустрия спорта является сложной многоуровневой системой взаимодействия различных субъектов. Субъекты стремятся удовлетворить свои разнообразные потребности. В процессе осуществления своей деятельности субъекты находятся в постоянном взаимодействии.

 

Таблица 1

Матрица связей при движении денег в индустрии спорта.

Деньги

Государство

СМИ

Федерации и ассоциации

Клубы и общества

Спортсмены

Зрители

Общественность

Агенты

Орг., оказ. спорт, услуги

Орг., оказ. услуги спорту

Коммерческие партнеры

Производители экипировки

Государство

   

1

1

1

       

1

   

СМИ

   

1

           

1

   

Федерации и ассоциации

     

1

1

       

1

 

1

Клубы и общества

       

1

   

1

1

1

 

1

Спортсмены

             

1

1

1

 

1

Зрители

 

1

 

1

         

1

   

Общественность

               

1

   

1

Агенты

                 

1

   

Орг., оказ. спорт, услуги

                     

1

Орг., оказ. услуги спорту

                       

Коммерческие партнеры

 

1

1

1

1

   

1

       

Производители

                       

Информация о работе Основы предпринимательства в спорте