Основы предпринимательства в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы состоит в решении задачи по выработке практических рекомендаций в области развития предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта как стратегического ресурса и внутреннего источника их развития и как одного из основных условий обеспечения их конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Проанализировать изменение социальной и экономической роли спорта, обусловленное интересами представителей органов государственной власти, спортивных организаций и делового сообщества.
2.Выявить объективные предпосылки развития частно-государственного партнерства в индустрии спорта.
3.Проанализировать особенности планирования, организации и ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.
4.Оценить роль спортивного сооружения в предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.
5.Разработать систему показателей для оценки результатов предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Формирование и развитие индустрии спорта как новой сферы предпринимательской деятельности……………………………………………6
Глава 2. Особенности предпринимательской деятельности в спорте……...16
1.Предпринимательская деятельность субъектов индустрии спорта………………………………………………………………………16
2.Спортивное сооружение как важнейший элемент инфраструктуры и инструмент предпринимательства в спорте……………………………..20
Глава 3. Разработка системы показателей для оценки результатов предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта…………27
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Основы предпринимательства в спорте.docx

— 130.05 Кб (Скачать файл)

В странах с рыночной экономикой функционируют системы управления, основанные на предпринимательском  поведении, для которых характерны высокая степень независимости  и неограниченные возможности для  проявления творческой инициативы. Поэтому  и спортивный менеджмент теснейшим  образом связан с анализом различных  форм собственности на учебно-спортивную материальную базути владение спортивными организациями.

В условиях рыночной экономики предпринимательство  в индустрии спорта выполняет  следующие функции:

  • общеэкономическую (участие хозяйствующих субъектов рынка товаров и услуг спортивного назначения в общественном разделении труда);
  • ресурсную (эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов);
  • инновационную (непрерывное развитие организаций индустрии спорта);
  • организаторскую (принятие собственниками имущества самостоятельных решений об организации и диверсификации собственного дела).

Как социально-экономическое явление  предпринимательство в индустрии  спорта отражает систему отношений, возникающих в процессе производства и реализации товаров и услуг  спортивного назначения между всеми  участниками спортивной деятельности. Предпринимательство в индустрии  спорта основано на том, что товары и услуги спортивного назначения предоставляются потребителям платно по рыночным ценам.

Успех предпринимательства в индустрии  спорта определяется множеством факторов: правильный выбор вида деятельности, эффективное управление и др. Кроме  того, результаты предпринимательства  во многом зависят от желания менеджеров организации заниматься коммерцией. Несмотря на привлекательность и распространенность предпринимательства в индустрии спорта, на его пути встречаются определенные трудности: жесткая конкуренция; большие затраты, отсутствие соответствующего персонала и др.

В современной российской индустрии  спорта спортивные организации, функционирующие  в форме коммерческих организаций, не ставят получение прибыли не только в качестве основной цели деятельности, но и вообще не рассматривают это  в качестве цели.

Определенные позиции в индустрии  спорта занимают некоммерческие организации, которые реализуют свои товары, работы и услуги по рыночным ценам.

В странах рыночной экономики некоммерческий сектор в индустрии спорта объединяет множество спортивных учреждений, федераций, ассоциаций, союзов.

Некоммерческие организации11 — это неотъемлемый элемент рыночного хозяйства, который играет существенную роль в социально-экономическом развитии стран.

В индустрии спорта некоммерческие организации обычно создаются и действуют в самых различных целях: образовательных, научных, управленческих; разрешения споров и конфликтов и др., но не получения прибыли. Некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе и нашей, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией.

В соответствии с законодательством  основными источниками поступления средств НО являются: во-первых, регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); во-вторых, добровольные взносы и пожертвования от организаций и частных лиц; в-третьих, выручка от реализации товаров, работ, услуг и другой разрешенной законом предпринимательской деятельности; в-четвертых, доходы от внереализационных операций и поступления от деятельности по привлечению ресурсов; в-пятых, субсидии правительства.

Согласно российскому законодательству источником формирования средств НО могут быть доходы от продажи товаров  и услуг или, другими словами, доходы от собственной предпринимательской  деятельности12.

НО, получающим основную часть дохода от предпринимательской деятельности, необходимо сконцентрировать усилия на работе с потенциальными потребителями  своих услуг, то есть развивать арсенал  маркетинговых приемов получения  доходов. Маркетинг НО в индустрии  спорта имеет много общего с традиционным маркетингом, но вместе с тем он имеет  свою специфику.

Сегодня многие спортивные организации  в России стали самостоятельными хозяйствующими субъектами и прямо  или косвенно занимаются предпринимательством. Очевидно, некоммерческим профессиональным спортивным клубам жизненно необходимо направлять усилия на активизацию предпринимательской  деятельности. Расходы клубов колоссальны. Так, например, за одно лишь участие  в профессиональных соревнованиях  по футболу клубы должны были заплатить  в 2006 году:

    • клубы первого дивизиона - 1 036 000 рублей
    • клубы второго дивизиона — 464 000 рублей.

Необходимость самим зарабатывать средства заставляет спортивные организации  России, сохраняющие статус общественных, овладевать рыночными технологиями. В их числе — объединения физкультурно-оздоровительной  и спортивной направленности, федерации, ассоциации, союзы13.

 

 

 

    1.  Спортивное сооружение как важнейший элемент инфраструктуры и инструмент предпринимательства в спорте

 

В предпринимательской деятельности различных субъектов индустрии  спорта спортивные объекты выполняют  роль важнейших инструментов ведения  бизнеса, получения дополнительных финансовых ресурсов для достижения своих уставных целей.

Процесс эволюции современных спортивных сооружений разделяется на пять основных этапов. Автором подобного деления  является Род Шиард, один из руководителей крупнейшей архитекторской компании НОК Sport Architecture. Свою теорию «Поколений стадионов» он выработал, основываясь на практическом опыте и наблюдении за развитием спортивных объектов в течение многих лет.

Кодификация спорта во второй половине 19 века послужила своеобразной отправной  точкой развития современных спортсооружений. «Основной задачей стадионов первого поколения было размещение максимального количества зрителей. Инфраструктуре стадиона и удобству зрителей уделялось очень мало внимания»14. Видение одного человека - барона Пьера де Кубертена - совершило революцию в роли стадионов. В 1894 году Кубертен сформировал МОК, а архитектор Метаксас завершил реконструкцию Олимпийского стадиона в Афинах. В 1896 году 70000 человек заполнили этот примитивный в современном понимании стадион, чтобы стать свидетелями первых Олимпийских игр современности.

Телевидение родилось в 1930-е годы. Повсеместное распространение телевидения привело к резкому снижению посещаемости спортивных соревнований. Спортсооружения второго поколения стали своеобразным ответом на данную ситуацию, уделив особое внимание комфорту зрителей и инфраструктуре. Однако данные стадионы все еще представляли собой огромные бетонные «чаши», и огромное количество современных спортсооружений по всему миру относятся к этому поколению.

После пика посещаемости английских футбольных матчей 50-х годов, начался  закономерный спад. Росло общее неудовольствие качеством футбольных стадионов, которые  существенно не изменились с 30-х  годов, оставаясь громоздкими, неуклюжими и непривлекательными. Телевидение  не только существенно расширило  аудиторию спортивных зрителей и  болельщиков, но и явилось стимулом развития и совершенствования устаревающих спортивных сооружений. Если не считать  Уэмбли, в Англии за первую половину двадцатого столетия не было построено  ни одного крупного футбольного стадиона. В конце 50-х изменения в законодательстве бросили футбольным клубам спасительную соломинку в виде разрешения устраивать собственный тотализатор (пул), что позволило клубам приступить к совершенствованию собственных арен в ответ на стремительно растущую популярность спортивных телетрансляций.

Спортивные соревнования 50-60-х годов  в большинстве своем по-прежнему оставались сугубо мужским развлечением. Предматчевая толкотня и суета были неотъемлемой частью мероприятия и исключали участие женщин и детей. Но к середине 70-х годов XX века в умах архитекторов и дизайнеров укрепилась идея, что спортсооружения могут и должны конкурировать с парками аттракционов и другими традиционными местами развлечений. Для этого необходимо было создавать чистые, безопасные и удобные стадионы, предлагая зрителям не только уникальные эмоции и переживания, связанные с просмотром спортивного соревнования «вживую», но и весь комплект преимуществ домашнего просмотра мероприятия по телевизору.

Оказание услуг более высокого качества непосредственно связано  и с вопросами безопасности. Серия  трагедий на стадионах в 1970-80-е годы стала однозначным сигналом о необходимости существенно повысить меры безопасности на стадионах, и в первую очередь это касалось футбольных управленцев. В Великобритании последней каплей стала гибель 96 болельщиков футбольного клуба «Ливерпуль» на стадионе Hillsborough 15 апреля 1989 года. В отчете Лорда Тэйлора о данной трагедии, опубликованном в январе 1990 года, говорилось о необходимости серьезного пересмотра требований безопасности, предъявляемых к спортивным сооружениям, и введении обязательного сидячего размещения всех болельщиков на стадионах. Через некоторое время размещение болельщиков в положении стоя на футбольных матчах было запрещено.

Полноценные стадионы третьего поколения  появились в начале 90-х годов XX века, привнеся более дружелюбную  атмосферу в просмотр спортивных соревнований, с целью привлечения  на стадион целых семей, а не отдельных  их членов. Само спортивное зрелище  было главным, но не единственным развлечением для зрителей. Изменился принцип  формирования доходной части бюджетов клубов с помощью спортивных сооружений. Акцент поменялся с продажи билетов  на продажу сопутствующих товаров, пищевых продуктов и телевизионной  картинки. В Великобритании лидерами в данных вопросах стали ФК «Арсенал»  и северный городок Хаддерсфилд. Если «Арсенал» демонстрировал качество спортивного сооружения в его новом понимании, то стадион Alfred McAlpine показывал, в какую внешнюю форму все это должно быть заключено.

Стало очевидным, спортивное сооружение может зарабатывать деньги, если дизайн, финансирование и менеджмент будут  интегрированы в единую систему. Стадионы не должны являться еще одной  статьей расхода городских и  клубных бюджетов. «Начиналась новая  эра, классическим примером представителя  которой является стадион Telstra Dome в Мельбурне. Это действительно стадион четвертого поколения, с раздвигающейся крышей, поворотными блоками сидений и подземной автомобильной парковкой. Стадион является важной составляющей городской инфраструктуры»15.

Если телевидение было своеобразным локомотивом, который тянул за собой  развитие стадионов второго поколения  в 1960-е годы, то огромные доходы, связанные  с продажей прав на телевизионные  трансляции спортивных соревнований в 1990-е годы, выступили в роли катализатора дальнейших изменений в морфологии спортивных сооружений. Цифровое телевидение, спутниковые системы связи и  Интернет стали основными факторами, повлиявшими на формирование и развитие модели стадиона четвертого поколения.

К началу XXI века спорт и спутниковое  телевидение оказались в существенной взаимозависимости. Бурное развитие спутниковых  и цифровых технологий превратили спортивные соревнования в увлекательное зрелище  для телезрителей, что, как ни удивительно, не отразилось отрицательно на посещаемости самих спортивных соревнований. Совсем наоборот, некоторые специалисты  склонны считать устойчивый рост посещаемости футбольных матчей в Великобритании взаимосвязанным с растущим числом прямых телетрансляций.16

Спорт все больше становится сферой коммерческих интересов. Со времен запрета  на рекламу табачных изделий руководящие  спортивные организации полагаются на продажу телевизионных прав. Тэд Тернер и Руперт Мердок являются главными действующими лицами в процессе трансформации спорта как телевизионного продукта. В период с 1983 по 1991 годы доходы британского футбола от продажи прав на телетрансляции выросли с 2,6 млн. ф. ст. до 11 млн. ф. ст. Когда телекомпания Руперта Мердока BSkyB пришла на этот рынок в 1992 году, доходы выросли до 38,3 млн. ф. ст. в год.

В 1997 году телекомпания заключила  с руководителями британского футбола  новый контракт на 158 млн. ф. ст., а  в 2001 — на 367 млн. В конце 1990-х одна из компаний Мердока приобрела американскую бейсбольную команду Лос-Анджелес Доджерс за 350 млн. долл., а Тэд Тернер проделал то же самое с командой Атлантик Брэйвс. Это позволило обоим владельцам влиять на составление расписания бейсбольных матчей.

Спутниковое телевидение предъявляло  серьезные требования к дизайнерам и архитекторам спортсооружений  четвертого поколения. Стадион является фоном для транслируемого спортивного  мероприятия, и оптимальный уровень  освещенности необходим для качественной передачи цветной картинки. С размещением  современных систем освещения, отвечающих стандартам, спортивные соревнования могут проводиться в любое  время дня и ночи и, что наиболее важно, могут быть эффективно распределены по переполненной глобальной сетке  телевещания.

Привлекательность телевизионной  картинки крайне важна для телекомпаний, нужно понимать, что заполненный  до отказа 40000 стадион выглядит гораздо  привлекательнее и лучше передает атмосферу спортивного праздника, чем полупустой 80000. Вопросы акустики и передачи зрительского участия  в мероприятия также приобрели  особую актуальность при проектировании спортивных сооружений в последние  годы. Интересно, что спорт в некотором  смысле возвращается на круги своя. Если на стадионах первого поколения  зрители были размещены на минимальном  расстоянии от спортивной площадки, то конструирование универсальных  спортивных арен следующих поколений  отодвинуло их за обязательную легкоатлетическую  беговую дорожку. Сегодня же при  проектировании стадионов стараются  максимально вовлечь болельщиков  в процесс проведения соревнования, вновь размещая их на минимально допустимом расстоянии от игрового поля.

Информация о работе Основы предпринимательства в спорте