Основы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсового проекта является выявить сущность и содержание управленческого решения в системе управления, изучить процесс разработки управленческих решений, выявить на сколько важно принятия управленческих решений на предприятии, а в практической части изучить методику принятия управленческого решения на основе маржинального анализа, расчитать: безубыточный объем продаж; необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли; критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
1.Основные определения………….…..………………………………………..…...5

1.Области решений……………………………………………………………..7
2.Управленческие решения в системе управления………………………....10
3.Сущность управленческих решений……………………………………...11
2. Модели процесса принятия решений в организациях………….…...……...…13

2.1 Использование моделей процесса принятия решений…………………...20

3. Методика принятия управленческого решения на основе маржинального анализа………………………………………………….…………………………...24

Заключение……………………………………………………………………..…...29

Библиографический список…………………………………………………….....31

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая по Упровлен. решениям..doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, решение может приниматься  человеком  в трех основных системах: технической, биологической и социальной.

 

    1.2. Управленческое решение в системе управленя.

    Приведенное выше определение управленческого  решения является достаточно правильным для первоночального понимания  сущности и содержания управленческого  решения. Тем не менее не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, управленческое. Так, решения связанные с технической стороной деятельности компании, например, решения, направленные на подведение итогов ее деятельности или оформление документации, не являются управленческими. [3, c. 10-11]

    Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и направленное на:

    1 стратегическое  планирование;

    2 управление  управленческой деятельностью;

    3 управление  человеческими ресурсами;

    4 управление  производственной и обслуживающей  деятельностью;

    5 формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм);

    6 управленческое  консультирование;

    7 коммуникации  с внешней средой.

    УР- это творческое, волевое действие субекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели. УР состовляет основу процесса управления. Управлять- это значит решать. Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс УР- это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация УР. Как явление УР- это план мероприятий, постановление, устное или писменное распоряжение и т.п.

    Таким образом, управленческим называется решение, принятое в социальной системе.

 

    1.3. Сущность управленческих  решений.

    Каждое  УР затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые технологические интересы компании. Поэтому в состав критериев для выбора наилучшего УР следует включать и те, которые отражают этот набор интересов компании.

    Экономическая сущность УР проявляется в том, что  на разработку и реализацию любого УР требуется финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного УР должна принести компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненными, приводит к убыткам, а иногда и к прекращению деятельности компании. Так, если руководитель решает уволить нерадивого работника, то последний может сильно пострадать, а если не увольнять и не предпринять других мер воздействия, то может пострадать вся организация.

    Организационная сущность УР состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимыми техникой технологией, постоянно координировать их работу. Это очень существенная часть всего УР. [4, c. 18]

    Социальная  сущность УР заложена в механизме управления персаналом, который включает рычаги воздействия на человека для соглосования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги. Социальная сущность УР проявляется прежде всего в цели УР. Цели УР должны быть ориентированы в первую очередь на создание комфортной среды обитания человека, всестороннее развитие личности. Иногда социальная сущность УР подменяется технократической, при которой главной целью УР становится достижение заданных характеристик технических устройств.

    Правовая  сущность УР состоит в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Нарушение законодательства при РУР может привести к отмене решения, ответственности за его реализацию или даже за разработку. Компания может понести существенные потери, если уже разработанное решение будет отменено, а за незаконно реализованное решение на компанию может быть наложен штраф или возбуждено уголовное преследование кого-либо из инициаторов УР. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности. Поэтому во многих компаниях УР проходит правовую и экологическую экспертизу.

    Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации УР. Иногда разработчики УР не очень представляют себе объект, на который направлено УР, или использовать устаревшую информацию. Бывает случаи, когда разработка УР приостанавливается из-за отсутствия необходимых финансовых или материальных ресрсов, и при этом УР может потерять свою актуальность.

    Таким, образом на разработку и реализацию любого УР требуется финансовые, материальные и другие затраты. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Модели процесса  принятия решений  в организациях

    Модель- это просто упорядоченный набор  предположений о сложной системе.

    Модели  используются для более  четкого  понимания того или иного аспекта  функционирования объекта путем отбора тех наблюдений, опыта, ощущений и т.д., которые имеют отношение к анализируемой проблеме.

    Модель  менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше  разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.

    Анализ  моделей и особенностей организаций как искуственного, так и естественного типа показал, что любая организация, функционирующая в реальном, быстро меняющемся мире, должна обладать эффективно работающим механизмом управления решением возникающих перед ней проблем. [5, c. 48]

    Не  менее важен для организации  и исполнительный механизм, обеспечивающий реализацию принятого решения.

    Механизм  управления проблемами организации  должен обеспечивать:

    1 выявление  и диагностику проблем, возникающих  в организации при изменении внешних и внутренних условий;

    2 соотнесение  их со стратегическими и тактическими  целями;

    3 анализ проблем  и подготовку управленческих  решений;

    4 определение  механизма реализации решений;

    5 определение  конкретных исполнителей среди  существующих структурных подразделений.

    Если  же среди существующих структурных  подразделений организации отсутствуют  подразделения, способные эффективно реализовать принятые решения, а  решения являются жизненно выжными  для выживаемости организации или  для достижения стратегических или выжных тактических целей, то необходимо создание новых подразделений, способных обеспечить их реализацию.

    Примером  массового создания новых структурных  подразделений на российских предприятиях в период перехода к рынку было создание маркетинговых подразделений, поскольку без обеспечения сбыта производимой предприятием продукции не могло быть и речи о ведении эффективной экономической деятельности. [6, c. 51]

    Модель  решения проблем в организации  – это прежде всего представление  ее механизма управления проблемами.

    1. Модель «организация-машина». Согласно этой модели, организация представляеться как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами.

    Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления.

    К этой модели близка и «бюрократическая модель»  организации.

    1. Модель «единственной » организации предпологает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительными элементами неопределенности.
    2. Организация-община. В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношения между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.
    3. Социотехническая модель. Согласно этой модели, особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.
    4. Интеракционистическая модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.
    5. Институциональная модель. Институциональная модель предпологает, функционирование и структура организации формируются под воздействием институции- традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.
    6. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предпологается, что внутри организации сталкиваются и продиводействуют друг другу противоположные цели и институции.

    Основной  задачей при управлении взаимодействием  организации с внешней средой является максимальная адаптация организации  к внешней среде, снижение неопределенности положения организации, достижение ее стратегических целей. [7, c. 68]

    В зависимости  от адаптивности организации к внешней  среде различают два типа управления организацией.

    Механистический тип:

    консервативная, негибкая структура;

    четко определенные, стандартизованные задачи;

    сопротивление изменениям;

    власть  проистекает из иерархических уровней  в организации;

    иерархическая система контроля;

    командный тип коммуникаций (сверху вниз);

    содержание  коммуникаций: принятые руководством решения, приказы, распоряжения.

    Органический  тип:

    гибкая  стуктура;

    динамичные, не жестко определенные задачи;

    готовность  к изменениям;

    власть  базируется на знании и опыте;

    самоконтрольт и контроль коллег;

    многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные);

    содержание  коммуникаций: информация и советы.

    Каждый  из типов имеет определенные преимущества и используется в зависимости  от того, насколько динамичны измененя во внешней среде организации.

    Непосредственное  управление деятельностью организации  для достижения поставленных перед ней целей.

    В этой связи целесообразно также  вспомнить концептуальные модели развития человеческого общества в целом.

    В частности, органическая модель предпологает, что человеческое общество развивается  по законам, близким к законам  развития живого организма, в котором каждый орган играет определенную роль, а все органы образуют взаимозависимаю структуру.

    Согласно  этой модели, каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем  больше они различаются, тем менее  они являются взамозаменимыми.

    Процессная  модель общества предпологает, что  общество развивается как непрерывный  процесс соединения и разъединения, слияний и поглощений, определяющих структуру общества.

Информация о работе Основы принятия управленческих решений