Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:51, курсовая работа
Целью написания курсового проекта является выявить сущность и содержание управленческого решения в системе управления, изучить процесс разработки управленческих решений, выявить на сколько важно принятия управленческих решений на предприятии, а в практической части изучить методику принятия управленческого решения на основе маржинального анализа, расчитать: безубыточный объем продаж; необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли; критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода.
Введение………………………………………………………………………...……3
1.Основные определения………….…..………………………………………..…...5
1.Области решений……………………………………………………………..7
2.Управленческие решения в системе управления………………………....10
3.Сущность управленческих решений……………………………………...11
2. Модели процесса принятия решений в организациях………….…...……...…13
2.1 Использование моделей процесса принятия решений…………………...20
3. Методика принятия управленческого решения на основе маржинального анализа………………………………………………….…………………………...24
Заключение……………………………………………………………………..…...29
Библиографический список…………………………………………………….....31
В ходе процессса управления вырабатываются альтернативные варианты решений, образующие пространство возможных решений.
Основной задачей управленца является определение для каждой проблемы, принадлежащей возникшему полю проблем, альтернативного варианта решения из пространства решений, позволяющего в наибольшем соответствии с целями организации решить эту проблему.
Для определения наиболее предпочтительного альтернативного варианта решения для конкретной проблемы используются решающие правила, на основании которых осуществляется сравнение и выбор альтернативных вариантов.
Решающие правила позволяют как при одноцелевом, так и при многоцелевом подходе дать однокритериальную или многокритериальную оценку сравниваемым вариантам решений.
К числу наиболее распространенных решающих правил можно отнести:
Метод «свертки», при котором рассчитываются значения единого комплексного критерия для каждого альтернативного варианта решения;
Принцип Парето, при котором сопостовляются оценки альтернативных вариантов решений по нескольким критериям и отбрасываются «доминируемые» решения;
Лексикографический
выбор, при котором выбор
Правило
максимина, используемое при игровом
подходе и реализуещее
Большое распространениие получили решающие правила, основанные на использовании функции полезности альтернативного варианта решения.
Таким образом, профессиональное использование моделей процесса принятия решений позволяет менеджеру, контролировать интуитивные соображения при принятии решений.
3. Методика принятия управленческого решения на основе маржинального анализа
Маржинальный анализ базируется на изучении соотношения между тремя группами экономических показателей; издержками, объемом производства продукции и прибылью, и прогназировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимостиот изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный
доход предприяти-это выручка
минус переменные издержки. Маржинальный
доход на единицу продукции представляет
собой разность между ценной этой
единицы и переменными
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
1 безубыточного объема продаж;
2 необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
3 критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
4 критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат
Анализ связи между издержками и обьемом производства продукции
Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени
у-сумма затрат на производство продукци;
а- абсолютная сумма постоянных расходов за анализируемый период;
в-ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг) ;
х-
объем производства продукции (услуг)
Таблица 1
Зависимость общей суммы затрат и себестимости единицы продукции от объёма проиводства.
|
Построим график зависимости общей суммы затрат от объема производства (см. приложение А), и график зависимости себестоимости единицы продукции от объема производства (см. приложение Б).
Себестоимость единицы продукции определяется по формуле:
(1)
объем производства в натуральном выражении (х),
соответствующие затраты (z), тогда
Переменные затраты на единицу продукции (в) определяют по формуле:
(2)
а = или (3)
постоянные затраты определяются по формуле:
Подставив значения в формулу (2) получим:
в = (180-150): (1200-600)=30:600=0,05
Подставив значения в формулу (3) получим:
а = 150-0,05*600 = 120 или а = 180-0,05*1200 = 120
Подставив значения, а в формулу получим:
у = 120+0,05*х
Получим линию затрат при наличии постоянных и переменных расходов (см. приложение В).
Анализ связи между затратами, объемом продаж и прибылью (анализ безубыточности)
Производственная мощность предприятия составляет 2000 изделий, которые продаются по цене 40000 руб. Следовательно объем производства продукции равен объему продаж 80000000 (млн.) руб. Постоянные затраты составляют 20% от объема производства, что составляет: 80млн. *20/100=16 млн. руб.
Переменные затраты на единицу продукции составляет (80млн.*60/100)/2000=24 тыс. руб., а переменные затраты на весь запланированный выпуск продукции составляет 60%: 80млн.*60/100=48 млн.
На основании полученных данных строим график зависимости между прибылью, объемом реализации продукции и себестоимостью (см. приложение Г).
Далее проведем расчет безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия аналитическим способом, для чего определяются:
маржинальный доход - Дм= П+Н=В-Рn;
точка безубыточного объема продаж - Т=В*Н/Дм=Н/(Дм/В);
точка критического объема реализации - Т=Н/Дм*100%;
безубыточный объем реализации - Т = К*Н/Дм;
зона безопасности - ЗБ =(В-Т)/В;
критический уровень постоянных затрат при заданном
уровне маржинального дохода и объема продаж - Н=К*(Ц- V);
критический уровень цены - Цкр=Н/К+V;
Т- точка безубыточного объема реализации;
Дм-маржинальный доход;
П-сумма прибыли;
Н- постоянные затраты;
Рn-переменные затраты;
В- выручка от реализации продукции;
К- количество
проданной продукции в
V- удельные переменные затраты;
Ц- цена продукции.
В = 80 млн. руб.
Н = 16 млн. руб.
Рn = 48 млн. руб.
П = 16 млн. руб.
V= 24 тыс. руб.
К = 2 000 дет.
С помощью формулы (1) найдем маржинальный доход:
Дм= 16+16=32 или Дм=80-48=32
По формуле (2) найдем точку безубыточности объема продаж:
Т = 80*16/32=80*0,5=40
Точка критического объема реализации в процентах к максимальному объему находится по формуле (3) :
Т= 16/32*100% = 50 %
Тогда безубыточный объем реализации в натуральных единицах будет равен по формуле (4):
Т= 2000*16/32 = 1000
Критический объем реализации продукции можно получить, если вместо суммы Дм использовать Дс в цене за единицу продукции: Дс=Дм/К
Дс= 32/2000 = 0,016
Тогда формула для расчета Т в денежном измерении расчитывается: Т=Н/Дс
Т= 16 / 0,016 = 1000
Дс можно представить как разницу между ценой и удельными переменными затратами : Дс = Ц - V, тогда Т= Н/(Ц-V)
Т= 16 000 / (40 -24) = 1000
Если
необходимо определить объем реализованной
продукции для получения
К= ( 16 000 +160 000) / (40 - 24) = 176 000 / 16 = 11 000
При многономенклатурном производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении: В = (Н+П) / Ду
В = 176 /0,4 = 440 млн. руб
Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям используется формула (5): ЗБ = (80 - 40) / 80 = 0,5
Зону безопасности по количественным показателям определяют по формуле: ЗБ = (К-Т) / К
ЗБ = (2000 - 1000) / 2000 = 0,5
критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж по формуле (6) будет равен:
Н = 2000*(40 - 24) = 32 млн. руб.
Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат по формуле (7):
Цкр= 32 000 / 2000 + 24 = 40
Таким образом безубыточный объем продаж на предприятии равен 40 тыс. руб., а зона безопасности 0,5.
Проведенные
графики и аналитические
Заключение
На
основании проведенных
1.
Импульсом управленческого
2.
Для решения проблемы
3.
Основные требования к