Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:47, курсовая работа
Целью данного исследования является установление связи между стилем руководства и эффективностью деятельности организации, как в теоретическом плане, так и в практике управления на примере деятельности директора салона красоты.
Реализация поставленной цели потребовала решения в теоретической части работы следующих задач: изучение элементов руководства - власти и влияния; рассмотрение источников и форм власти; изучение понятия лидерства, а также освещение результатов многочисленных исследований стилей управления, их квалификации. В практической части исследования, поставлена задача, определения результатов применения стиля руководства и его влияния на эффективность управления, в реально действующем предприятии – салоне красоты «Краса России».
Введение 3
1. Основы руководства организацией 5
1.1. Элементы руководства: власть и влияние. Лидер и его стиль 5
1.2. Источники власти в организации 14
1.3. Формы и методы влияния 18
2. Характеристика лидера предприятия 26
2.1.Стиль лидерства: характеристика и анализ 26
2.2. Влияние лидера 32
2.3. Оценка эффективности работы лидера 36
Заключение 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Содержание
Управление (руководство) представляет собой предмет, который не может обойтись без соответствующей теории. Если во многих профессиях теоретизирование вызывает скепсис, то среди управленцев сомнения на этот счет отсутствуют. Никакой опыт отдельного руководителя или даже руководящей команды не может учесть всего многообразия управленческих ситуаций, каждая из которых требует принятия единственно правильного решения. Вместе с тем, организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство.
Методы влияния, формы воздействия, сущность власти, взаимосвязь власти и лидерства, квалификации источников власти и стилей руководства, соотношение формального и неформального лидерства, все эти и многие другие взаимосвязанные элементы системы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований, и первенство в данном вопросе, безусловно, принадлежит американским ученым и практикам.
Вопрос выбора эффективного
руководства особенно остро
Сейчас, с переходом страны на рельсы рыночной экономики создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления высоко результативного стиля руководства, что до недавнего времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.
Ответы, полученные западными исследователями теории эффективного управления, не всегда приемлемы в российской рыночной экономике, с ее необычными особенностями развития и российским менталитетом. Поэтому вопросам эффективного управления в целом, и его отдельным элементам в частности, власти, влиянию, лидерству в российской науке и практике в последнее время все больше уделяется внимания. В связи с этим еще оно исследование на тему «Власть, влияние, лидер», является весьма актуальным и своевременным.
Целью данного исследования является установление связи между стилем руководства и эффективностью деятельности организации, как в теоретическом плане, так и в практике управления на примере деятельности директора салона красоты.
Реализация поставленной цели потребовала решения в теоретической части работы следующих задач: изучение элементов руководства - власти и влияния; рассмотрение источников и форм власти; изучение понятия лидерства, а также освещение результатов многочисленных исследований стилей управления, их квалификации. В практической части исследования, поставлена задача, определения результатов применения стиля руководства и его влияния на эффективность управления, в реально действующем предприятии – салоне красоты «Краса России».
Объектом исследования данной работы является процесс взаимодействия руководителя с подчинёнными, на пути к достижению целей организации.
Предметом исследования является теория и практика стиля руководства, а также изучение и оценка социальных, экономических, социально-экономических критериев эффективности, деятельности директора салона красоты.
В данной работе рассмотрено многообразие квалификаций стиля руководства, которые встречаются в современной научной литературе по управлению, и это многообразие свидетельствует о сложности социального явления, отраженного в них. Поэтому автор никоим образом не претендует на всесторонность и полноту охвата проблем обозначенной темы, а также на их решение в предлагаемом варианте.
Как известно, успешные организации, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Эффективное руководство сочетает в себе разные взаимосвязанные элементы, представляющие в своей совокупности довольно внушительный список. Не на последнем месте в этом списке стоят два взаимосвязанных элемента - власть и лидерство1.
В управленческой литературе под властью подразумевается способность индивида оказывать влияние на поведение других людей. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть, например, угроза увольнения. Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Карл Маркс, который никогда не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации и никогда лично не использовал такое средство как насилие, имел непреднамеренное влияние на ход событий двадцатого столетия.
Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Власть требуется руководителю (менеджеру) в дополнение к формальным полномочиям, потому что он всегда зависит от некоторых людей, которые ему не подчинены, и потому что в современных организациях практически никто не будет полностью подчиняться ему, только потому, что он начальник. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Поэтому власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без сомнения можно утверждать, что без власти – нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования.
Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально.
Но существует особая разновидность власти, личная власть – это степень уважительного и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу – от подчиненных, поэтому личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностью, и личной властью.
Что касается лидерства, то в его основе лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе, и пожалуй, самым эффективным. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Недаром, Вудкок М., Фрэнсис Д., определяют лидерство как способность использовать человеческие и иные ресурсы для получения результата.2 Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.
В чем же различие между лидерством и властью? Важное различие относится к совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует. Лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть – это двусторонние отношения – между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Поскольку эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении, как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности? На этот вопрос мы получим ответ в следующем разделе данной работы. А сейчас сосредоточим свое внимание на характеристике качеств лидера и его стилях управления.
Итак, быть руководителем и быть лидером– это не одно и то же. Руководитель в своем влиянии на работу подчиненных, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. А лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. В отличие от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей3, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер – последователь».
Так, если взять в качестве примера директора предприятия, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях и при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям. Таким образом, быть менеджером, еще не означает автоматически считаться лидером в организации, т.к. лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в организации лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник – директор завода.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Без сомнения, менеджеры должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, и содержанию своего труда. И от того, каким стилем управления они пользуются в своей работе, от умения выбирать этот стиль, зависит их авторитет среди подчиненных, а в целом и результат деятельности всей организации.
В современной литературе встречаются множество определений стиля управления. Так, в толковом словаре по управлению сказано «Стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности».4 По определению А.А. Журавлёва: «Стиль – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив»5 По мнению А. В. Бусыгина под стилем управления понимают способ воздействия на какой-либо объект управления, отличающийся совокупностью неких своеобразных (специфических) приемов, свойственных менеджеру в силу его индивидуальных качеств или сознательно применяемых (а следовательно, приобретенных) в ходе осуществления им своих профессиональных обязанностей. Под стилем управления можно понимать творческую манеру менеджера. В любом случае стиль управления представляет собой набор приемов, которые используются менеджером при его стремлении оказать целенаправленное воздействие на объект управления.6 Мескон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. пишут, что стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации.7 Несмотря на различные трактовки, можно резюмировать, что общим в определениях стиля управления является трактовка его как способа воздействия руководителя на подчинённых.
Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.